Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе на тему «Мишка и зайка в гостях у ребят. Конспект занятия по фэмп на тему "найди свой домик" (1 младшая группа) Конспекты по фэмп 1 мл гр
Конспект занятия
по формированию элементарных математических представлений
в первой младшей группе
на тему «Мишка и зайка в гостях у ребят»
Задачи:
1) формировать умение различать предметы по форме и называть их: кирпичик, шарик;
2) формировать умение выполнять действия с предметами: гладить ладошкой, ставить, катать;
3) воспитывать уважительное отношение детей к друг другу.
Методы и приемы : наглядный(показ воспитателя), словесный(объяснение, вопросы), поощрение, игровой.
Материалы: игрушки Мишка и Зайка, 2 коробки, кирпичики и шарики одинаковой величины по количеству детей и для воспитателя).
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент.
На столе стоят накрытые платком игрушки: мишка и заяц.
В. Ребята, посмотрите, к нам на занятие сегодня кто-то пришел. И не просто пришел, а играет с нами в прятки. Давайте посмотрим, кто же тут прячется.
Воспитатель открывает игрушки.
2. Основная часть.
В: Дети, а кто это к нам пришел на занятие?
Воспитатель показывает мишку.
Д: Мишка (рассматривают мишку).
В: Что принес мишка?
В лапах у мишки шарик.
В: А что можно делать с шариком?
Д: Катать.
В: Правильно. Давайте посмотрим, как шарик катается.
Воспитатель вызывает 2-3 детей покатать шарик.
В: Молодцы!
Физкультминутка
Мишка лапки подними
Мишка лапки опусти
Мишка, Мишка покружись
А потом земли коснись.
Воспитатель показывает вторую игрушку-зайку, который держит кирпичик.
В: Давайте посмотрим, кто пришел с мишкой?
В: А зайка что нам принес?
Д: Кирпичик.
В: Правильно! А что можно делать с кирпичиком?
Д: Ставить.
Воспитатель вызывает 2-3 детей
В: Молодцы!
Пальчиковая гимнастика
Зайчик прыг, зайчик скок (показываем зайку пальчиками)
Спрятался он под кусток (кулачок обнимаем ладошкой)
Под кусточком –молчком(грозим пальчиком, чтоб сидел тихо)
Только уши торчком(показываем зайку).
Игровая ситуация « Собираем шарики и кубики».
В: Ребята, давайте поможем нашим гостям разобрать фигурки. Мишке мы будем давать шарики, а зайке кирпичики.
Дети выходят по одному, берут фигурку, кладут мишке шарик, зайке- кирпичик.
В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в мишке? Зайке?
3. Итог занятия.
В: Дети, кто сегодня были у нас в гостях? Что принес мишка?
А что принес нам зайка? Всем спасибо. Все молодцы!!!
Название:
Занятие по познавательному развитию (ФЭМП) «Один и много»
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика, Первая младшая группа, дети от 2 до 3 лет
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБОУ СОШ № 196 Дошкольное отделение «Здоровячок»
Месторасположение: город Новосибирск
Занятие по познавательному развитию (ФЭМП) в первой младшей группе. Тема: «Один и много».
Основная часть
Воспитатель:
На занятие собирайтесь
И в кружок скорее вставайте.
Улыбнемся всем вокруг
Ведь с тобою рядом друг!
— Ребята, я у вас хорошее настроение?
Воспитатель: Тогда начинаем. Дети, к нам сегодня в гости пришел ежик. Давайте с ним поздороваемся.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, у нашего гостя есть проблема, и он ее решить сам не может. Он просит нас ему помочь. Дело в том, что ежик пригласил к себе в гости друзей, а угощать он их собирается яблоками. Наш ежик так переживал, когда готовился к встрече гостей, что съел почти все яблоки. И у него осталось только одно яблоко. У ежика было много яблок, а осталось одно. Ребята сколько яблок было у ежика?
Воспитатель: А сколько осталось?
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно помочь ежику?
Воспитатель: А что еще помимо яблок любят ежики?
Воспитатель: Молодцы ребята, вы так много знаете про ежиков. А еще ежики любят грибы. Посмотрите, у меня есть один гриб. Как вы думаете, ежику хватит одного гриба угостить всех своих гостей?
Воспитатель: Конечно же не хватит, за то я знаю полянку на которой растет много грибов. Тогда мы отправляемся в путешествие.
Игра «Грибы на полянке»
На ковре разложены грибы (Подосиновики и мухоморы) Детям предлагается собрать подосиновики в корзины, а мухоморы оставить на полянке.
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, вы так много грибов набрали. Как вы думаете, ежик сможет угостить теперь всех своих гостей. Посмотрите у меня на столе сколько грибов?
Воспитатель: А сколько грибов вы собрали?
Воспитатель: Правильно, ребята вы много собрали, а на столе у меня сколько грибов?
Воспитатель: Правильно ребята один гриб. Ребята, давайте мы для нашего ежика нарисуем много яблок.
Художественная деятельность ( рисование) «Яблоко»
Рефлексия
Выставка работ.
Воспитатель: (Обращается к конкретному ребенку) сколько яблок ты нарисовал?
Ребенок: …..
Воспитатель: Правильно, а сколько у нас яблок всего?
Ребенок: ….
Воспитатель: Правильно, много.
Воспитатель: Ребята, сколько яблок мы нарисовали?
Воспитатель: Правильно, много. А сколько яблок у ежика?
Воспитатель: Правильно, одно.
Воспитатель: Ребята ежик просил нас о помощи, о какой помощи?
Воспитатель: Как вы думаете, мы смогли помочь ежику?
Формирование элементарных математических представлений в 1 младшей группе №3 «Теремок»
Образовательной деятельностина тему: «Путешествие на поезде»
Воспитатель: Тыван Н. В.
г. Оха, 2017
Тема: « Путешествие на поезде».
Цель : Закрепить и обобщить знания детей об основных математических понятиях.
Задачи:
Развивать умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами: много – один.
Продолжать закреплять геометрические фигуры (круг, квадрат) находить и называть их.
Формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к математическим играм.
Словарная работа : много – один, геометрические фигуры (круг, квадрат).
Предварительная работа: Дидактическая игра «Найди домик для фигур», Лото «геометрические фигуры».
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал: «Полянка», изготовленная из плотного картона, зайчики, ёлочки (1 большая и несколько маленьких), корзина, одинаковые мячи, билеты с изображением геометрических фигур (круг, квадрат).
Раздаточный материал : круги, квадраты основных цветов, мячи.
Ход Образовательной деятельности:
Сюрпризный момент:
Звучит музыка «паровозик из Ромашкино»
Воспитатель (я) наряжается при детях в костюм проводника
Воспитатель : Ребята, сегодня приглашаю вас в путешествие, а на чём мы поедим вы отгадаете сами:
Ястучу,стучу, стучу,
Далеко тебя качу.
А под речкой,на мосту
Просигналю всем: «Ту – ту!»
Что это?
Ответ детей : поезд
Воспитатель: Правильно ребята!
Значит, мы сегодня с вами поедим путешествовать на поезде. Но для этого надо получить билеты, чтобы потом занять каждому определенное место, которое будет соответствовать вашему билету.
Сколько у меня билетиков? (дети – много)
А сколько билетиков у Вани, Мани, Тани? (один)
Дети берут билеты (в виде геометрических фигур – круг, квадрат).
А, теперь внимательно посмотрите на свои билеты.Какой они формы у вас?
Ответ детей: круг, квадрат.
Сколько у меня было билетиков? (дети – много). А сколько у каждого из вас? (один)
Воспитатель : Молодцы ребята, правильно!
Вам нужно сесть на тот стульчик, на котором изображена такая же фигура, как и на вашем билете. Найдите свои места и рассаживайтесь. Мы с вами отправляемся в путешествие.
Звучит музыка, дети отправляются в путь.
Приехали, первая остановка: в гостях у зайки.
Воспитатель: Вот мы с вами приехали в лес! И попали на полянку к Зайке.
Кто у нас на полянке?
Ответ детей: зайчики
Воспитатель: Ребята, зайчик расстроился, потому что не может посчитать зайчиков. Поможем зайчику?
Ответ детей: Да
Воспитатель: Сколько зайчиков на поляне?
Ответ детей: много
Воспитатель: Молодцы, правильно! Беру одного зайчика в руки, испрашиваю: «Сколько зайчиков у меня в руке»?
Ответ детей: один
Воспитатель: А, на поляне сколько?
Ответ детей: много
Воспитатель: Молодцы! Ребята,посмотрите,зайчик успокоился и хочет с вами поиграть.
Подвижная игра «Зайка серенький сидит»
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит. (Дети присели, шевелят кистями поднятых рук).
Надо лапочки погреть (Дети присели, шевелят кистями поднятых рук).
Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп,
Надо лапочки погреть. (Встают, хлопают в ладоши)
Надо Зайке поскакать.
Скок – скок, скок – скок. (Дети прыгают на обеих ногах).
Воспитатель: А что, ещё у нас на поляне растёт?
Ответ детей: ёлочки
Воспитатель: Ребята давайте с вами рассмотрим ёлочки.
Сколько больших ёлочек?
Ответ детей: одна
Воспитатель: А, сколько маленьких?
Ответ детей: много
Звучит музыка
Вот мы с вами приехали: И попали на цветочную полянку.
Вторая остановка: «Цветочная полянка»
Ребята, посмотрите какая у нас красивая цветочная полянка!
На поляне растут красивые цветы.
Воспитатель: Обращает внимание детей на красивую полянку и спрашивает:
Сколько цветов на полянке?
Ответ детей: много
Воспитатель: Возьмите, каждый себе по одному цветочку.
Сколько у вас в руке цветочков?
Ответ детей: один
Воспитатель: Молодцы, правильно! А, теперь давайте поиграем с цветочками!
Физминутка «Наши чудные цветки»
Наши чудные цветки (дети сидят на корточках)
Распускают лепестки (начинают медленно вставать )
Ветерок чуть дышит (раскрывают руки над головой)
Лепестки колышет (раскачивают руки над головой)
Наши чудные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают (раскачиваются)
Тихо засыпают (и медленно принимают исходное положение)
Воспитатель: А, теперь нам пора отправляться обратно в детский сад.
(Дети рассаживаются)
Звучит музыка
Вот мы и вернулись! Ребята, где мы с вами были?
Ответ детей: на поляне (в лесу).
Воспитатель: на чём мы путешествовали?
Ответ детей: на поезде
Воспитатель: Кого мы там видели?
Ответ детей: зайчиков
Воспитатель: Сколько зайчиков было?
Ответ детей: много
Воспитатель: что еще на полянке росло?
Ответ детей: цветы
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
Ответ детей: Да!
Воспитатель: А, теперь вы можете поиграть с игрушками Паровозика из Ромашково.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На первом году жизни у ребенка важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период перед воспитателем стоит задача - учить детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов (игрушек) от основной группы, с помощью взрослого отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы (такие же), передвигать их в разных направлениях: вперед, назад, вправо, влево от себя (туда-сюда), нанизывать, накладывать один предмет на другой и т. п.
В первой младшей группе с детьми не проводятся специальные занятия по развитию математических представлений. Любая деятельность детей третьего года жизни создает благоприятные условия для развития таких представлений. Наряду с этим отдельные понятия, такие как «много - один», «один - много», «много - мало», «мало - много», могут быть рассмотрены в ходе регламентированных игр-занятий в качестве их составной части (занятия по ознакомлению с окружающим миром, конструированию, лепке и др.). Подобные занятия с математическим содержанием проводят с небольшими подгруппами детей (6-8 человек). Причем в этих случаях они органически вводятся в контекст основных занятий.
Важное требование к таким занятиям - строгая дозировка программного материала, доступность и привлекательность содержания детям, их деятельностно-игровой характер.
В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач. Необходимо:
Приучать малышей наблюдать за действиями взрослых с предметами, слушать, как эти действия характеризуются;
Привлекать детей к активному участию в совместных с воспитателем действиях по составлению групп однородных предметов, сопровождать действия соответствующими словами, поощрять их речевую активность;
Побуждать детей называть свойства предметов, повторять сказанное за воспитателем
(о количестве, величине, форме, цвете предметов).
Таким образом, для формирования элементарных представлений о количестве важно создать условия для развития восприятия и речи.
В процессе игр-занятий воспитатель учит детей рассматривать различные группы предметов, замечать их существенные признаки (цвет, форму, величину); группировать однородные предметы по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много -один», «один - много», «много - мало», «мало - много».
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Впервые в программу включен образовательный материал по развитию элементарных математических представлений у детей третьего года жизни (первая младшая группа). Для детей этого возраста программа (соответственно и методические рекомендации) включает только четыре раздела: «Количество», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве».
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
Количество
Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов: много - один (один - много), много - мало (мало - много).
Величина
Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначении большой (дом) - маленький (домик), большая (матрешка) - маленькая (матрешечка), i (мяч) - маленький (мяч) и т. д.
Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).
Ориентировка в пространстве
Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего npoci (помещений группы и участка детского сада). Учить находить спальню, игровую, туг и другие комнаты.
Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги,
Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
К концу года ребенок первой младшей группы может:
Активно участвовать в образовании групп из однородных предметов;
Различать много предметов и один предмет;
Различать большие и маленькие предметы, называть их размер;
Узнавать шар и куб;
Знать расположение и назначение основных помещений группы, «где мы играем,; емся, спим, раздеваемся и одеваемся на прогулку»;
Показывать на себе, где находится голова (и то, что находится на голове), ноги, лицо, руки
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Время проведения | Тема и цель занятия 4-й недели | ||||
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ | |||||
Октябрь | Тема | Ориентировка в здании детского сада | |||
Цель | Знакомить с названием, расположением и предназначением отдельных помещений; групповой комнатой; размещением игрушек и предметов обихода. Учить указывать и называть места их расположения, места хранения личных вещей; употреблять речевые конструкции «Мы играем здесь - в игровой комнате, она большая, в ней много игрушек» | ||||
Ноябрь | Тема | Ориентировка на групповом участке | |||
Игровая деятельность: «Догони мяч», «Добежим до флажка», «Достанем игрушку», «Поезд», «Прятки», «Птички летают» | |||||
Цель | Учить узнавать свой групповой участок, знакомить с расположением игрового оборудования. Знакомить с речевыми конструкциями: «Это наш участок, здесь мы гуляем, играем», «Здесь песочница, где можно поиграть с песком», «Тут качели, на которых мы качаемся», «Вот беседка: в ней можно посидеть на скамейке, отдохнуть, спрятаться от дождя, а вот там - клумба с цветами. Цветы красивые. Мы любуемся ими, бережем их. Там мы не бегаем, цветы не топчем». Побуждать к тому, чтобы дети повторяли за воспитателем и использовали в речи некоторые слова | ||||
Декабрь | Тема | Развитие ориентировки в частях собственного тела | |||
Игровая деятельность: «Водичка-водичка», «Ладушки», «Где же, где же наши ручки?», «Мы руки поднимаем...», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Зайка беленький сидит» и т. д. | |||||
Цель | Развивать дифференцированное восприятие отдельных частей тела; их пространственное расположение. Учить: - показывать на себе, где голова, лицо, ноги, руки, спина, живот; на лице - глаза, уши, рот, губы, нос. - объяснять, что мы делаем глазами, ушами и т. д. («Мы умываемся, моем лицо и руки, причесываемся здесь - в умывальной комнате; здесь - в спальне - спим; здесь - в раздевальной комнате - раздеваемся, когда приходим с прогулки и одеваемся на прогулку») | ||||
Цель | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | |
Закреплять знанияиуме-ния, полученные при знакомстве с темой «Ориентировка в пространстве» | Закреплять знания и умения полученные при знакомстве с темой «Ориентировка в пространстве» 1 | Учить: - рассматривать однородную группу игрушек; - называть их; -отвечать на вопрос: «Как много мишек, зайчиков?» и т. д. | Учить: - создавать однородную груп пу предметов, путем добавле ния предметов к предмету; - называть количество (много); - акцентировать внимание на количестве; - отвечать на вопрос: «Сколько у нас кубиков?» |
Продолжение табл.
Февраль | Цель | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Закреплять понятие «много». Учить совершать игровые действия с группой из однородных игрушек (одинакового вида, цвета, величины, формы, материала) | Закреплять умение отвечать на вопрос сколько?, совершая игровые действия с группой из однородных предметов | Учить: - создавать группы предме тов, объединенных характер ным признаком (по цвету); - отвечать на вопросы. Сколько у нас флажков? (Много.) - Какие они? (Красные.) Знакомить с красным и си ним цветами. Различать флажки красного и синего цветов | Познакомить с желтым и зеленым цветом; учить сравнивать количество зеленых и желтых флажков. Учить строить речевые конструкции типа: «В вазе много желтых флажков, а в коробке -много зеленых флажков»; «Желтых флажков много и зеленых тоже много» | ||
Цель | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | |
Упражнять в умении отвечать на вопрос сколько?, рассматривая группы того или иного вида, отличающиеся по цвету | Познакомить с понятиями «большой», «маленький». Учить строить конструкции: «На пальто много больших пуговиц», «На платье много маленьких пуговиц» | Развивать умение отвечать на вопросы: - Сколько кукол пьет чай? - Сколько зайцев пляшет? - Сколько матрешек гуляет? (Много.) | Знакомить с понятиями «много», «один». Учить сравнивать группы предметов с одним предметом | ||
Апрель | Цель | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Закреплять понятия «много - один», «один - много» в игровой деятельности {игра «Один и много»). Учить: - отвечать на вопросы: - Сколько у тебя цветов? (Один.) - Сколько их осталось в вазе? (Много.); - понимать речевую конст рукцию: «У каждого из вас - один цветок, а в вазе - много | Учить: - различать понятия «один» и «много»; - создавать группу одних предметов из множества раз личных. Упражнять в умении выделять один предмет из группы и объединять отдельные предметы в группу | Ввести понятия «много-мало», «мало - много». Учить создавать большие и меньшие группы предметов и обозначать их количество словами | Закреплять умения: -сравнивать неравные группы предметов; - строить речевую конструк цию типа: «На столе много зайчиков, а в коробке - мало». Учить: - различать группы предметов и называть их; - создавать неравные группы предметов: «много кубиков - мало кубиков» |
Окончание табл.
Игровая деятельность: «Расскажи про наши игрушки», «Сколько спряталось игрушек?», «Сколько мы нашли игрушек?», «Что в мешочке?», «Кому сколько нужно?», «Спрячем шарики в ладошки» | ||||
Май | Величина и форма | |||
Цель | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Игровая деятельность: «Шароброс», «Кто найдет такое же?», «Что ты достал?», «Что в мешочке?» | ||||
Упражнять в умениях: - отвечать на вопрос сколько?; - определять количество предметов (один - много - мало); - называть предметы (много уточек (рыбок, собак) - одна уточка (рыбка, собака) - мно го кукол (машин, зайчиков) - мало кукол (машин, зайчиков) | Знакомить с понятиями «большой», «маленький». Учить создавать речевые конструкции: «большой ботинок взрослого», «маленький ботинок ребенка», «большая кукла», «маленькая кукла» | Учить различать большие и маленькие кубики; большие и маленькие кирпичики. Побуждать различать их и правильно называть | Учить: - отвечать на вопросы: «Что создано из наших деталей?», «Какого они цвета?», «Какого они размера?»; - создавать речевые конструк ции: «Большой стол построим для большого Мишки из боль ших кирпичиков», «Маленький стул построим маленькому Мишутке из маленьких кирпи чиков» |
* *
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КОНСТРУИРОВАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительная деятельность, включающая рисование и лепку, имеет большое значена для всестороннего развития дошкольников.
Наиболее доступными видами изобразительной деятельности для детей этого возраста я ляются рисование и лепка.
В первой младшей группе еженедельно проводится одно занятие по рисованию, одно по лепка
Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать;
Различать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета;
Радоваться своим рисункам, называть то, что на них изображено;
Знать, что из глины можно лепить, что она мягкая;
Работать с глиной: раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кисто рук; отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соедини концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу; лепить несложные предмет аккуратно пользоваться глиной.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию тем ческого мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится польз) ваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, стрм схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, mi тематического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных матери лов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр. \
Основное внимание при организации конструирования и ручного труда уделяется развита у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивой умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, труд любие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радой окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенга
Основными задачами программы по данному разделу являются: формирование у дошкш ников познавательной и исследовательской деятельности; стремление к умственной деятели! сти; приобщение к миру технического и художественного изобретательства.
Ожидаемые результаты к концу года:
У детей формируется сенсорный опыт в поиске конструктивных действий, эксперимент рования со строительными элементами, деталями конструкторов, обыгрывающим материм (игрушки). Обследуя предметы, дети называют их признаки (контрастные), конструктивна свойства (большой, маленький кубик; красный кирпичик; легкий кубик (пластмассовый); дли! ная, короткая дощечка; кубик стоит, шарик катится; собака мягкая и пр.).
Дети различают все детали предлагаемых наборов строителя и конструктора и называй некоторые из них.
Развиваются элементарные конструктивные умения (соотносят детали, их взаиморастш жение; устанавливают детали по горизонтали разнообразными способами, комбинируют их щ мещение, чередуя элементы, строят простые перекрытия).
Формируются пространственные понятия (вверху, внизу и др.).
Дети начинают проявлять интерес к плоскостному конструированию (накладывают вырк занные геометрические фигуры на изображения; выкладывают изображения по образцу восга тателя, по словесной конструкции).
Развивается познавательная деятельность, расширяются элементарные представления дета об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприя i ию
Дети пытаются конструировать самостоятельно.
Обогащается словарный запас; развиваются восприятие, внимание, память, мышл ни конструктивные умения детей.
В процессе конструирования и по окончании формируется сюжетно-отобразительная тл
Развивается речевое и игровое общение детей. I
Дети приобщаются к порядку (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают ^ рушки).
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет | Тема и цель занятия 1-й недели | Тема и цель занятия 2-й недели | Тема и цель занятия 3-й недели | Тема и цель занятий 4-й недели | |
СЕНТЯБРЬ | |||||
Рисование | Тема | Наши помощники - карандаш и кисточка | По ровненькой дорожке | ||
Цель | Познакомить с изобразительными материалами, правилами работы с кисточкой, карандашом; со свойствами краски | Учить: - рисовать пальцем, ритмично наносить отпечаток на бумаге; - выполнять движения в соответствии с ритмом музыки | |||
Лепка | Тема | Что такое пластилин? | Заборчик для петушка | ||
Цель | Познакомить с пластилином, его свойствами и правилами работы с материалом | Учить: - складывать пластилин «колбаской», закрепляя свойства мате риала; - выполнять подражательные движения в соответствии с музы кальным ритмом | |||
Конструирование | Тема | Башня | Башня | ||
Цель | Закреплять умения накладывать детали, наращивая постройку в высоту (4-5 деталей); подбирать флажок, соответствующий цвету постройки. Развивать речевую активность | Учить строить две башенки разного цвета и высоты, украшать их призмами такого же цвета, как и башенки | |||
ОКТЯБРЬ | |||||
Рисование | Тема | «Дождик, дождик, пуще...» | «Листья желтые...» | ||
Цель | Учить наносить пальцем ритмичные мазки под словесное сопровождение. Познакомить с синим цветом | Учить: - рисовать листья, примакивая кисточку к листку; - правильно держать кисть, пользоваться краской, тряпочкой, промывать кисть | |||
Лепка | Тема | «Дождик, дождик, кап-кап-кап...» , | «Вышла курочка гулять...» | ||
Цель | Учить: - отщипывать кусочки пластилина от целого; - располагать их на листе бумаги. Знакомить с синим цветом | Учить отщипывать кусочки пластилина от целого. Закреплять умение реагировать на сигнал в подвижной игре. Знакомить с синим цветом | |||
Продолжение табл.
2 3 | 4 5 | ||
Конструирование | Тема | Башенка | Дорожка |
Цель | Закреплять умение строить башню. Учить строить из кубиков различной величины (большой, маленький) | Учить правильно пользоваться строительным материалом, прикладывая кирпичик к кирпичику, кладя их на широкую поверхность | |
НОЯБРЬ | |||
Рисование | Тема | Снег идет | «Сшили Тане сарафан» |
Цель | Познакомить с материалом - ватой. Учить рисовать снежинки кисточкой способом намачивания. Формировать умение ритмично выполнять движения под музыку | Учить располагать фонарики определенного цвета, используя дидактическую игру «Укрась елочку». Закреплять умение рисовать пальцами, используя разные цвета | |
Лепка | Тема | «Сорока-сорока» | Бусы |
Цель | Закреплять умения отщипывать кусочки от целого куска пластилина. Формировать умение выполнять смену действий по музыкальному сигналу | Обучать умению формировать из отщипываемых кусочков пластилина комочки, скатывая пластилин в шарик. Закреплять знание основных цветов, выкладывания | |
Конструирование | Тема | Дорожки | Ворота для гаража |
Цель | Закреплять понятия «широкие», «узкие», «длинные», «короткие». Побуждать создавать разнообразные дорожки | Обучать: - умению строить по образцу; - оценивать свою работу и товарища; - играть с постройками | |
ДЕКАБРЬ | |||
Рисование | Тема | «В лесу родилась елочка» | «Маленькая елочка в гости к нам пришла» |
Цель | Обучать умению располагать фонарики определенного цвета, используя дидактическую игру «Укрась елочку». Закреплять умение рисовать пальцами, используя разные цвета | Обучать умению располагать фонарики определенного цвета, используя дидактическую игру «Укрась елочку». Закреплять умение рисовать пальцами, используя разные цвета |
Продолжение табл.
Лепка | Тема | «Сидит белка на тележке...» | Чудесные карандашики | ||
Цель | Закреплять умение формировать из пластилина округлые комочки. Формировать умение выполнять ритмические движения | Продолжить знакомить с материалом. Упражнять в лепке приемом раскатывания глины прямыми движениями. Развивать желание лепить | |||
Конструирование | Тема | Горка | Детский городок | ||
Цель | Учить: - последовательно выполнять постройку, контролируя свои действия; - ровно прикладывать детали; - находить сходство с предметами | ||||
ЯНВАРЬ | |||||
Рисование | Тема | Идет снег | Разноцветные колеса | Снежные комочки | |
Цель | Продолжать: - учить правильно держать кисточку; - обмакивать всем ворсом в краску; - изображать снежинки, прикладывая всем ворсом к бумаге; - учить узнавать и правильно называть белый цвет | Продолжать учить рисовать кистью предметы круглой формы. Упражнять в умении промывать кисть. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цветов | Закреплять умение рисовать предмет круглой формы. Учить правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур. Повторять изображение, заполняя свободное пространство листа | ||
Лепка | Тема | Орешки | Лепка по замыслу | «В гости к нам пришли разноцветные карандаши» | Колечки |
Цель | Закреплять знание о форме разных предметов. Упражнять в лепке предметов круглой формы приемом раскатывания глины кругообразными движениями | Учить самостоятельно намечать тему лепки, доводить задуманное до конца. Воспитывать умение радоваться своим работам. Учить правильно пользоваться глиной, лепить на доске, не разбрасывать материал | Продолжать знакомить с материалом, упражнять в приеме раскатывания глины прямыми движениями. Развивать желание лепить | Учить: - лепить из пластилина свер тывая полоску в кольцо; - соединять концы, плотно прижимая их друг к другу. Развивать образное вос приятие |
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 I 5 | ||||
Конструирование | Тема | Заборчик | Заборчик с воротами | ||
Цель | Учить: - ставить кирпичик вертикально на узкую поверхность плотно друг к другу; - строить по готовому образцу | Закреплять умение строить заборчик. Учить строить по своему замыслу. Закреплять понятие «высокий- низкий» | |||
ФЕВРАЛЬ | |||||
Рисование | Тема | Цветные мячики | Идет дождь | Огоньки в окнах дома | |
Цель | Учить рисовать предмет круглой формы; называть то, что нарисовали | Учить: - рисовать короткие штрихи и линии; - правильно держать карандаш; - видеть образ явления. Развивать желание рисовать | Учить: - наносить яркие мазки, пятнышки в окошки домов; - аккуратно пользоваться красками. Закреплять умение пользоваться красками, кистью | ||
Лепка | Тема | Палочки | Шарики | Колобок | Лепка по замыслу |
Цель | Учить отщипывать небольшие комочки глины, раскатывать их между ладонями прямыми движениями | Учить раскатывать между ладонями пластилин, делать шарики круговыми движениями | Закреплять: - умение раскатывать глину между ладонями круговыми движениями; - отщипывать небольшие ко мочки; - аккуратно класть готовые изделия на дощечку | Учить самостоятельно работать с пластилином, доводить начатое до конца. Воспитывать умение радоваться готовому изделию | |
Конструирование | Тема | Постройка дома | Постройка домика с окошками | ||
Цель | Упражнять в умении делать перекрытие с использованием нового элемента - треугольной призмы; Научить строить домик и играть с ним, используя сюжетные фигурки | Закреплять умение строить по образцу. Учить строить по своему замыслу. Обогащать словарный запас. Учить разбирать постройки и убирать детали на место | |||
МАРТ | |||||
Рисование | Тема | Разноцветные колечки | Разноцветные ворота | Салют | Колечки |
Цель | Продолжать учить: - рисовать слитные линии кру говыми движениями; - правильно держать карандаш; - рассматривать работу | Учить проводить Дугообразные линии, узнавать очертания, называть их. Закреплять умение правильно держать карандаш | Продолжать учить: - правильно держать кисточку; - обмакивать всем ворсом в краску; | Продолжать учить: - правильно держать карандаш; - передавать в рисунке опреде ленную форму; |
Продолжение табл.
- снимать лишнюю каплю о край баночки; - учить узнавать и правильно называть желтый и красный цвета | - отрабатывать кругообразные движения руки. Учить использовать карандаши разных цветов. Закреплять знания о цвете | ||||
Лепка | Тема | Картофель | Палочки | Разные цветные мячи | Колечки для пирамидки |
Цель | Закреплять умения раскатывать глину между ладонями круговыми движениями; класть глину и изделия на дощечку | Упражнять в лепке палочек приемом раскатывания. Вызывать желание лепить | Закреплять: - прием раскатывания глины между ладонями; - работать аккуратно; - класть готовые изделия на доску | Продолжать: - учить лепить палочки; - считать палочки и соединять их концы, образуя кольцо; - вызывать желание лепить | |
Конструирование | Тема | Скамеечка для куколки | Скамеечка | ||
Цель | Закреплять понятия «высокие» и «низкие». Учить рассматривать работы и оценивать их | Закреплять умение строить скамеечку из кубиков. Учить: - строить, ставя кубики на узкую поверхность; - играть с постройками | |||
АПРЕЛЬ | |||||
Рисование | Тема | Светит солнышко | Идет дождь | Украсим узором платье для куклы Кати | Колобок катится по дорожке |
Цель | Учить: - передавать в рисунке образ солнышка; - сочетать округлую форму с прямыми линиями. Развивать интерес к рисо ванию | Учить изображать дождь, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге. Закреплять умение правильно держать кисть | Учить правильно держать кисть, ритмично наносить мазки на силуэт платья. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цвета | Упражнять в рисовании круглых форм. Воспитывать желание рисовать | |
Лепка | Тема | Бублик для куклы Наташи (пластилин) | Горох для петушка(глина) | Колобок катится по дорожке (пластилин) | Лесенка(глина) |
Цель | Продолжать учить: - лепить палочки; - считать палочки и соединять их концы | Продолжать отрабатывать навык лепки из глины. Учить играть с изделиями | Учить играть с готовыми изделиями | Учить: - работать аккуратно; - класть готовые изделия из глины на доску. Вызывать желание лепить |
Окончание табл.
Конструирование | Тема | Мебель для куклы (стол, стулья) | Лесенка | ||
Цель | Развивать умение анализировать, из каких деталей состоит предмет | Упражнять в конструировании лесенок, состоящих из шести кубиков. Учить выделять детали постройки; обыгрывать постройку. Усложнять постройку за счет большого количества деталей | |||
МАЙ | |||||
Рисование | Тема | Стебелечки к цветам | Травка зеленая(карандаш) | Стебелечки к цветам | Рисование но замыслу |
Цель | Продолжать учить: - правильно держать кисть; - рисовать прямые линии | Учить: - передавать в рисунке образ травки; - продолжать учить рисовать короткие прямые отрывистые линии. Закрепить знание зеленого цвета | Закреплять ранее приобретенные навыки. Развивать эстетическое восприятие | Учить: - самостоятельно выбирать инструмент для рисования: краски, карандаши; - выбирать тему для рисования; - радоваться готовому изделию | |
се С | Тема | Мисочка для зайчика | Самолет | Мандарины | Лепка по замыслу |
Цель | Закреплять умения: - раскатывать пластилин меж ду ладонями круговыми дви жениями; - сплющивать в ладонях комок; - пальцами делать углубления | Продолжать учить: - раскатывать комочки глины прямыми движениями; - соединять части, перекре щивая их между собою | Продолжать учить: - лепить предметы круглой формы; - радоваться готовому изделию | Учить: - самостоятельно выбирать материал (глину, пластилин); - выбирать тему для лепки. Развивать эстетическое восприятие | |
Конструирование | Тема | Горка с лесенкой | Самостоятельное конструирование | ||
Закреплять умение последовательно выполнять постройку, контролируя свои действия. Учить усложнять постройку, ровно прикладывать детали | Учить самостоятельно выбирать тему для конструирования детали. Закреплять умение играть с постройками |
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются: развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических упражнениях.
Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.
Музыкальные занятия состоят из трех частей:
Вводная часть.
Музыкально-ритмические упражнения
Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
Основная часть.
Слушание музыки
Цель: приучить ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение
Цель: развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть.
Игра или пляска
Цель: доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них.
На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 15 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
К концу года дети первой младшей группы могут:
Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий - низкий);
Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы;
Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки;
Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук;
Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Форма организации музыкальной деятельности | Программные задачи | Репертуар |
СЕНТЯБРЬ | ||
Музыкальные занятия Слушание музыки | Учить: - слушать веселую и грустную музыку, плясовую, ко лыбельную песню; - различать тихое и громкое звучание, высокие и низ кие звуки | «Ах вы, сени» (русская народная песня в обр. В. Агафонникова), «Колыбельная» (муз. С. Разоренова), «Дождик» (русская народная песня в обр. Т. Попатенко), «Осенняя песенка» (муз. Ан. Александрова, ел. Н. Френкель) |
Пение Усвоение песенных навыков | Способствовать приобщению к пению, подпева-нию повторяющихся фраз. Учить узнавать знакомые песни, понимать их содержание | «Дождик» (русская народная мелодия в обр. В. Фере), «Спи, мой мишка» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского), «Веселая песенка» (муз. А. Филиппенко) |
Музыкально-ритмические движения: Упражнения Пляски Игры | Учить: - бодро ходить стайкой, легко бегать, мягко приседать, - активно топать ножками в такт музыки разного ха рактера; - выполнять движения танца по показу взрослых, на чинать и заканчивать движения с музыкой; - различать двухчастную музыку. Развивать двигательную активность. | «Марш» (муз. Е. Тиличеевой), «Пружинка» (русская народная мелодия), «Легкий бег в парах» (муз. Т. Ломовой), «Ходим -бегаем» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Френкель), «Потопаем» (муз. М. Раухвергера), «Осенние листочки» (муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной), «Маленькая полечка» (муз. Е. Тиличеевой, ел. А. Шибицкой), «Солнышко и дождик» (муз. М. Раухвергера, Б. Антюфеева, ел. А. Барто) |
Праздники и развлечения | Побуждать к активному участию в развлечениях | «Курочка Ряба» (музыкальная сказка) |
ОКТЯБРЬ | ||
Музыкальные занятия Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений | Учить: , - слушать и различать разные мелодии (колыбельную, марш, плясовую); - различать тихое и громкое звучание; - узнавать в музыке звуки дождя; - ритмично стучать пальчиком | «Баю-баю» (муз. М. Красева, ел. М. Парной), «Марш», «Дождик» (муз. М. Раухвергера), «Веселая песенка» (муз. А. Филиппенко) |
Продолжение табл.
Занятие по математике в детском саду для детей 3-4 лет
Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе.
Тема : «Один, много, ни одного»Цель: Учить находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет.
Задачи: Познакомить с понятиями «один», «много».
Развивать умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже.
Воспитывать доброжелательность, желание помогать игровому персонажу.
Материалы: корзинка, осенние листья, иллюстрации картинок один, много, мишка игрушка.
Ход занятия.
Сюрпризный момент: Воспитатель собирает детей в круг и сообщает, что сегодня к ним в гости пришел мишка и он хочет с нами поиграть.Спрашивает детей где он живет, что любит есть, какой у него окрас…
Дети садятся на ковер и играют с пальчиками под стишок
«По полянке Мишка шел».
По полянке мишка шел пальцы одной руки шагают по ладони
другой
И в бочонке мед нашел. царапающие движения пальцев одной
руки по ладони другой
Лапкой мед он доставал, надавливание на центр ладони
указательным пальцем другой руки
Язычком его лизал. круговые движения указательным
пальцем по центру ладони другой руки
Нету меда. крепко зажать кулачки
Где же мед? выпрямить напряженные пальцы
Ищет мишка - не найдет. ладони на щеках, качаем головой
Hyжнo обязательно
Мишке быть внимательным. указательными
пальцами обеих рук стучим по коленям
Затем спросить детей: Сколько пальчиков на ручке? (много), теперь спрятали пальчики в кулачек, сколько кулачков у нас? (один). Молодцы.
Воспитатель:
А какое сейчас время года? (Осень)
«Осень, осень к нам пришла много листьев принесла.» Мишка из лесу принес нам в корзинке букет из осенних листочков.
- Что лежит у мишки в корзинке? (листики)
- Сколько у мишки листиков в корзинке? (Много)
- Возьму один листик. У меня один желтый листик.
- Саша, возьми листик. Сколько ты листиков взял? Какой у тебя листик? У тебя один желтый листик. Повтори. (Раздать все листики)
- Сколько было листиков в корзинке? Много.
- А теперь сколько осталось? Ни одного.
Было много листиков, мы взяли по одному, и ни одного листика не осталось.
Давайте поиграем с нашими листиками.
Физминутка. «Мы листики осенние»
Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер – полетели
Полетели, полетели, и на землю сели.
Ветер снова побежал и листочки все поднял,
Повертел их, покружил и на землю опустил.
А теперь громко крикнули «листопад» и подбрасываем листики.
Сколько листиков лежит в корзинке? (Ни одного) - Я положу в корзинку 1 желтый листик. Сколько листиков стало в корзинке? (один).
Теперь вы возьмите по 1 листику и положите в корзинку.
П/И «Собери листики»
- Сколько в корзинке листиков? (Много)
-Мы положили по одному, и их стало много.
Мишке очень понравилось с нами играть, теперь он предлагает нам отправится прогулятся по осеннему лесу. А отправимся мы туда на поезде.
Дружно встанем в паровоз, чтобы в гости нас повез.
Игра "Поезд".
Дети двигаются по группе друг за другом под песенку «Мы едим, едим в далекие края…», положив руки на плечи впереди идущего. Паровоз «подъезжает» к 1 столу где лежит картинка с изображением одного большого гриба и много маленьких.
- Сколько больших грибов? Сколько маленьких?
Едем дальше.
- Сколько маленьких ежиков? Сколько больших?
- Сколько яблок у каждого ежика на спинке? (по одному) А сколько листиков у каждого ежика на спинке? (много).
На последней картинке, у которой останавливаются дети, после беседы по ней, как и с предыдущими картинками, воспитатель сообщает детям, что мишка живет на этой полянке и ему пора идти в свою берлогу, мишке очень понравилось с нами играть, и он хочет попрощаться с вами и говорит спасибо. А нам пора возвращаться в детский сад.
Итог.
- Ребята кто к нам приходил в гости?
- Что мы делали?
- Какая игра больше понравилась?
Похвалить всех детей.
После обеда можно предложить детям раскрасить картинку,которую оставил в подарок им Мишка