Сергей Есенин — Мне осталась одна забава: Стих. Анализ стихотворения мне осталась одна забава есенина Мне осталась одна забава история создания
Произведение относится к периоду позднего творчества поэта, озабоченного рассуждениями о взаимоотношениях человека искусства с окружающим миром и собственной жизнью, а также переосмысливавшего философскую проблему бытия.
Смысловая идея стихотворения заключается в интонационном акценте поэзии, являющейся для лирического героя, ведущего повествование, единственной жизненной целью, ради которой он приносит в жертву свое спокойствие, репутацию, а также личные отношения с окружающими людьми.
Сюжетная линия произведения выстраивается вокруг размышлений лирического героя о собственной жизни, стремящихся понять место поэта в сегодняшнем мире и достигнуть желанной душевной гармонии. Сюжет стихов является обрывистым и представляется в кратких, емких воспоминаниях героя о разгульной, скандальной жизни, разочарования в божьей вере и мечтах о счастье. При этом автор акцентирует внимание читательской аудитории на собственном неблаговидном поведении в прошлом, которое является жизненной необходимостью для дальнейшего правдивого и яркого творчества в области поэтического искусства.
В качестве стихотворного размера поэт выбирает в произведении «Мне осталась одна забава» анапест в сочетании с перекрестной рифмовкой, позволяющих усилить гармоничную и многогранную композиционную структуру.
Среди средств художественной выразительности в стихотворении присутствуют символические образы, обозначающие в поэтическом содержании высокие божественные и низменные земные начала, подчеркивая душевный разлад лирического героя. Кроме того, автор использует парадоксальный метод изложения, отождествляя образы чертей и ангелов, демонстрируя их в качестве двух сторон одной медали.
Своеобразной особенностью стихотворения является использование поэтом особой цветовой гаммы в виде оттенков золотого, розового, белого, создающих впечатление светлого чувства, несмотря на мрачное душевное состояние лирического героя.
Стихотворение обладает мелодичностью, мягким, открытым слогом, сочетающимися с поэтической силой и напористостью талантливого мастера.
Вариант 2
Поздний этап творчества Есенина по большей части характеризуется ощущением фатализма и приближающейся гибели. Конечно, довольно часто поэты вообще поднимают тему бренности бытия и возможности собственной кончины, ведь поэту, подобно монаху, нужно непрестанно помнить «последния своя». Тем не менее, в ситуации с Сергеем Александровичем мы видим довольно явные намеки, да и не только у него в 20-е годы предыдущего века было стойкое понимание приближающейся гибели.
Пробыв в мире раздолья, дебоша и алкоголя практически всю молодость, с возрастом Есенин трезвел, приближалось тяжелое похмелье итогом которого стала расправа в отеле Англетер. Поэт написал Мен осталась одна забава.. в 1923 году за два года до гибели, хотя он многое сделал за эти два года, в стихах заметны нотки разочарованности миром. В стихотворении Мне осталась одна забава это отчетливо видно
Он принимает свою репутацию «похабник я и скандалист» и не спорит с этим, но более всего перед нами виден духовный кризис, который в современной культуре великолепно выражен в песне Losing My Religion (хотя речь не только о религии как таковой в этой песне) группы R.E.M. Эти чувства описывает и Есенин, который утверждает «горько мне, что не верю теперь». Субъект речи раскаивается в собственном неверии понимая нелепость прежнего стыда о вере, он понимает сколь существенной является потеря веры, но называет эту утрату смешной, так как смотрит на ситуацию и себя глобально, видит мир смешным и нелепым, как подобает похабнику и скандалисту.
Продолжение мотива разочарованности наблюдается также и в словах «все сжигает житейская мреть», которые могут звучать из уст усталого и повидавшего виды человека. Есенин подчеркивает пошлость жизни, он исповедуется в смысле своего похабничества, которое было для него поиском свободы, способом поддерживать тот самый огонь, которым горят все люди приходящие в этот мир, чтобы согревать других, чтобы освещать другим путь. Он понимает нелепость некоторых своих возвышенных затей, проще говоря, черную жабу этого мира не объединить с белой розой, как бы не старался поэт, все разобьется о скалы обыденности, повседневности, пошлости.
При этом Есенин отдает себе отчет в пагубности малодушия и уныния, он называет «неверие в благодать» большим грехом, но парадоксальным образом за свои грехи просит в каком-то смысле награды. Он хочет вернуться к своим корням и оставить землю подобно тому, как начинал свой путь – в русской рубашке и под иконами.
Анализ стихотворения Мне осталась одна забава по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Толстого Замолкнул гром, шуметь гроза устала…
Стихотворение А. К. Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала» – это выражение искренних чувств автора в отношении собственного видения природы после дождя. Читатель становится свидетелем того
Произведение из первого сборника поэта посвящено одному из шедевров мировой архитектуры – главной мечети Стамбула, прежде бывшей храмом святой Софии.
В 1923 году Есенин находится на сложном и, как оказалось потом, роковом для него перепутье. Старого парня-рубахи уже почти нет, вчерашние идеалы разрушены, а взгляд вперёд ловит пустоту. Потеряны многие друзья, нарастает конфликт с советской властью и поэтому Сергей всё чаще пишет стихи-исповеди, пытаясь подвести некую черту над пройденным этапом жизни.
Исповедь Есенина
В это время пишется «Мне осталась одна забава», которое пополнит золотой фонд творчества поэта. Стихотворение-исповедь должно открыть глаза окружающим на жизнь Есенина и объяснить им, что стало причиной не всегда понятных поступков поэта и человека.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.
Горел для вас, говорит Сергей, так почему же вы меня не понимаете?
Устав обращаться к окружающим, которые его не понимают (это не первое есенинское стихотворение-исповедь), Сергей вспоминает о Боге, что редкость для его творчества.
Вопрос веры
Первая строка легко объясняется – поэту стыдно за то, что он ранее не верил в Бога, что променял веру на собственное горение. Вторая строка показывает, что нет веры и сегодня, но от этого только горько. Может быть, Есенину и хочется стать ближе к Богу, но «грехи в рай не пускают», может, просто стыдно идти к нему из-за прошлых грехов.
Значит, ангелы жили в ней.
Можно отнести к автобиографичным. Редко у кого из поэтов встретишь такое переплетенье ангелов и чертей – нежной лирики и лихих загулов в кабаках, страстной любви и неистового хулиганства. В Есенине перемешано столько чёрного и белого, светлого и тёмного, что земному человеку не осознать, где находится его истина.
Покаяние?
В конце стихотворения Сергей Есенин не умоляет его простить, а просит:
Под иконами умирать.
Мы не знаем, что Бог сказал поэту после смерти, но церковь позволила похоронить его на кладбище, что нельзя делать с самоубийцами (такова официальная версия смерти). Возможно, это жест, которым церковь приняло его покаяние, почитателям же поэта его не надо прощать – он открыл им глаза на русскую душу и достоин только аплодисментов.
Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.
Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.
Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
Стихотворение "Мне осталась одна забава" в исполнении С. Безрукова из фильма "Сергей Есенин".
«Мне осталась одна забава…» Сергей Есенин
Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
Анализ стихотворения Есенина «Мне осталась одна забава…»
Жизнь в Москве кардинально изменила Сергея Есенина, который приехал в столицу простым деревенским пареньком. Однако уже через несколько лет он почувствовал вкус свободы и первых литературных успехов, обзавелся модной одеждой и превратился во франта. Однако была и обратная сторона медали – сильная тоска по родному селу Константиново, которую молодой поэт пытался заглушить с помощью алкоголя. Пьяные драки, битье посуды в ресторанах, публичных оскорбления друзей и совершенно незнакомых людей – все это стало второй натурой Есенина. Протрезвев, он осознавал, что ведет себя омерзительно, однако уже ничего не мог и не хотел изменить в собственной жизни. В один из таких моментов просветления, когда поэт проходил курс лечения от алкогольной зависимости, появилось на свет его знаменитое стихотворение «Мне осталась одна забава…», которое сегодня многих известно как песня, входящая в репертуар различных исполнителей.
Это произведение было написано в 1923 году, за несколько лет до трагической гибели поэта. И между строк можно прочесть не только слова отчаяния вперемешку с раскаянием, но и увидеть, что свою миссию на этой земле Есенин к тому моменту считал уже выполненной. Он действительно прощался со всем тем, что ему дорого, и готовился к смерти, понимая, что жизнь, состоящая из сплошных пьяных дебошей, ничем не оправдана. Поэт не смущается того, что он «похабник и скандалист», более того, ему безразлично мнение окружающих на этот счет. Гораздо больше Есенина беспокоят вопросы спасения собственной души , хотя он и признается, что не верит в Бога. Тем не менее, для человека, который готов переступить последнюю черту, важно очистить душу от всего того, что в ней накопилось. Поэтому данное стихотворение Есенина многие считают его предсмертной исповедью, которая изобилует откровениями. Только вот кается поэт не перед Всевышним, а перед обычными людьми, отдавая себя на суд читателей и совершенно не рассчитывая на снисхождение. Объясняя свое поведение, автор отмечает: «И похабничал я и скандалил для того, чтобы ярче гореть». При этом поэт сожалеет о том, что ему так и не удалось «розу белую с черной жабой… на земле повенчать». Осознание того, что изменить этот мир к лучшему с помощью поэзии невозможно, приводило Есенина в отчаяние. Устав бороться за свои идеалы, он попросту решить оставить все, как есть, попросив близких лишь об одном – положить его «в русской рубашке под иконами умирать».
Урок может использоваться в рамках программы 8. 9. 11 класса школы на уроках литературы и элективных курсах. Урок интегрированный , сопровождается презентацией с демонстрацией картин библейского сюжета, портретов С.Есенина для создания зрительных образов; используется видео фильм «Есенин и революция», песня в исполнении А.Малинина « Мне осталась одна забава», запись «Колокольный звон». Урок строится на разгадывании 4 загадок стихотворения: 1. Почему окончание песни звучит напряженно, как создается экспрессия? 2. Почему стихотворение грустное и светлое одновременно? 3.Каким был путь к храму Сергея Есенина? 4. Верил С.Есенин в Бога или не верил?
Урок был проведен в рамках декады литературы для учащихся 8 и 9 классов в январе 2012 в присутствии учителей школы и родителей.
Просмотр содержимого документа
«план урока. анализ стихотворения С Есенина "Мне осталась одна забава"»
Номинация «Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов»
План-конспект урока по творчеству С.Есенина.
Тема: Путь к храму или путь к благодати
Есенин …
Это имя в сердце носим,
В помин его летят листы
Со всех берез русоволосых!
Заплакав, гуси даль пронзают.
Звенит осинник в синь дождей.
И в честь его себя сжигают
Рябины по России всей!
Т. Смертина
Цель: анализ стихотворения С.Есенина «Мне осталась одна забава»; постижение идейно-художественного содержания стихотворения; развитие умений находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой и звуковой гамме изображаемого.
Оборудование урока: презентация, запись песни в исполнении А.Малинина, на доске листы с отпечатанными словами: душа, смысл жизни, рай, ад, Бог, смерть – для создания схемы; листы с отпечатанными датами рождения и смерти С.Есенина: 3 октября 1895 – 28 декабря 1925; портрет С.Есенина
Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов : видеофильм «Есенин и революция» с диска «Библиотека электронных наглядных пособий. Дрофа. Физикон. Литература 5-11классы», Презентация Microsoft office Power Point 97-2003;
Презентация к уроку Microsoft office Power Point 97-2003. 25 слайдов;
Колокольный звон MPEG Layrer 3 audio file- проигрыватель Windows media или Winamp.
Песня «Мне осталась одна забава» MPEG Layrer 3 audio file- проигрыватель Windows media или Winamp.
Ход урока:
1 этап. Учитель: объявление темы и цели урока. слайд 1.2
2 этап. Самостоятельное прочтение стихотворения «Мне осталась одна забава» (текст распечатан на листах )
(см. папка к уроку Песня «Мне осталась одна забава» MPEG Layrer 3 audio file- проигрыватель Windows media или Winamp.)
Прослушивание записи романса в исполнении А.Малинина - на экране в это время демонстрация портретов Есенина разных лет. Слайд 3-7
Учитель: Подберите портрет Есенина, который соответствует стихотворению. Как вы думаете, каким был Есенин, когда написал это стихотворение? Почему? Слайд 7
Учитель комментирует все высказывания детей, подводя их к дате 1923 год, за 2 года до смерти.
Учитель: О чем стихотворение? Какие чувства остались после прослушивания? Почему конец слушали напряженно?
Чтение стихотворения учащимися вслух по цепочке по одному предложению. Учащиеся сразу заметят, что все предложения короткие, а последнее на 8 строчек и читается с повышенной интонацией, на надрыве, напряженно.
Демонстрация слайдов картин - С какой картиной ассоциируется стихотворение? Почему? Слайд 8 -16
Учитель комментирует все высказывания детей, подводя их к картине «Темное и светлое», к теме «жизнь и смерть» слайд 16
Когда вы впервые столкнулись в своей жизни с понятием «смерть», когда задумались о ней?
3 этап: работа в группах. Слайд 17
1 группа: выпишите в 2 столбика слова с антитезой, противоречием, «Темное и светлое»
2 группа: найдите строки стихотворения, вызывающие противоречия, недоумение, вопрос:
Ах! какая смешная потеря! (почему смешная, что за потеря?)
-Стыдно
мне, что я в Бога верил.
Горько
мне, что не верю теперь.
Все сжигает житейская мреть.
Для того, чтобы ярче гореть.
Розу белую
с черною
жабой
Я хотел на земле повенчать.
Но коль черти в душе гнездились - Значит, ангелы жили в ней.
Чтоб за все за грехи мои тяжкие
,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами
умирать.
1 группа слайд 18
антитеза | ||
верил - не верю | ||
стыдно – горько | похабник | |
золотые дали – житейская мреть | скандалист | Ярче гореть |
ярче гореть – похабничал и скандалил | ||
роза белая – черная жаба | Роза белая |
|
ангелы – черти | ||
край иной – веселые мути | ||
благодать - грехи | Корябать | |
благодать |
||
Черная жаба | ||
Тяжкие грехи | ||
Учитель выслушивает ответы каждой группы, комментирует и подводит к анализу стихотворения при построчном прочтении.
Вопросы: Светлого или темного больше? Почему?
Задание: 1.Подберите иллюстрацию к таблице «Темное и светлое». Почему? Слайд 18
2. Выпишите ключевые слова стихотворения: слайд 19
На доске листы с отпечатанными словами: душа, смысл жизни, рай, ад, Бог, смерть.
В низу доски размещаются листы с отпечатанными датами рождения и смерти С.Есенина: 3 октября 1895 – 28 декабря 1925, от них по кругу размещаются слова, выделенные детьми. В беседе учитель приводит детей к мысли, что каждый человек в своей жизни рано или поздно сталкивается со смертью и тогда задумывается о том, что такое смерть, душа? Куда душа отправляется после смерти? Есть ли Бог, ад и рай? Где ищет человек ответы на эти вопросы? Все религии мира дают свои ответы на эти вопросы, а каждому человеку самому приходится решать, чему верить. Каждый человек сам ищет свой путь к храму, путь к благодати. Анализируя схему, делаются выводы: схема в виде круга символизирует круг человеческой жизни, от рождения до смерти человек ищет смысл жизни и ответы на вечные вопросы, многим удается найти верные ответы.
4 этап: Прослушивание романса второй раз (перед прослушиванием дается 2 задания). Перед романсом звучит колокольный звон и церковный хор. (см. папка к уроку «Колокольный звон»)
Вопросы: что изменилось? - Перед романсом звучит колокольный звон и церковный хор. Какой дополнительный оттенок вносит это дополнение?
Слайд 20. Задание: обратите внимания на строки стихотворения и текст песни, найдите несоответствия. (вновь звучит начало песни) Дети сразу находят несоответствие:
-Стыдно мне, что я в Бога верил.
-Стыдно мне, что я в Бога
не
верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Учитель: Какой дополнительный оттенок вносит не?
Верил С.Есенин в Бога или не верил? Почему? (просит положить «в русской рубашке под иконами умирать ») слайд 21
Какой портрет Есенина С. больше всего соответствует этому стихотворению? (в русской рубашке ) слайд 22
Учитель. Сделаем вывод: каким же был путь к благодати Сергея Есенина?
Просмотр фрагмента видеофильма «Есенин и революция» для того чтобы дети почувствовали дух эпохи, революции. (с диска «Библиотека электронных наглядных пособий. Дрофа. Физикон. Литература 5-11классы», Презентация Microsoft office Power Point 97-2003)
Какие чувства вызывает данный фильм?
Учитель: На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса. Много передумал и перечувствовал Есенин в то время. Одинок и неприкаян был поэт в последние месяцы перед гибелью. Уже началась травля крестьянских поэтов. Все это осложнилось физическим нездоровьем Есенина.
Ослабленный болезнью, издерганный, поэт не выдержал очередного приступа депрессии: в Ленинграде, в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря Есенин ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было убийство? пока нет точного ответа на этот вопрос.
Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по стране. В газетах печатали портреты Есенина в траурной рамке, его прощальное письмо.
Слайд 23. 31 декабря 1925 г. в Москве состоялись похороны Есенина. По Никитскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную площадь, к памятнику Пушкину. Трижды вокруг памятника был обнесен гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России. Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище.
Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом!
Ученик. Да кто ж так до́ сердца проймет?
Да кто же плакать так заставит?
Да кто ж так Русь свою поймет
И сгоряча бел свет оставит? ….
Хоть годы – счастливы, быстры,
Это имя в сердце носим,
В помин его летят листы
Со всех берез русоволосых!
Заплакав, гуси даль пронзают.
Звенит осинник в синь дождей.
И в честь его себя сжигают
Рябины по России всей!
Т. Смертина
Звучит отрывок из рассказа В. Астафьева «Есенина поют» (из книги «Затеси»)
Слайд 24. «Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.
Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его…А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью… …На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине оплаканная русским певцом Россия.
Смолкни, военная труба!
Уймись, велеречивый оратор!
Не кривляйтесь, новомодные ревуны!
Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!
Шапки долой, Россия!
Есенина поют!»
Вновь звучит песня в исполнении А. Малинина «Мне осталась одна забава…».
Список использованной литературы:
С.Есенин Стихотворение «Мне осталась одна забава». Сборник стихотворений.
В. Астафьев «Есенина поют» из книги «Затеси»
Т. Смертина Стихотворение «Да кто ж так до́ сердца проймет?» Сборник стихотворений.