Какой философ впервые выдвинул принцип соборности. Русская философия - соборность. Смотреть что такое "соборность" в других словарях

1) Соборность как хар.черта русской культуры.

Соборность свойственна христианству вообще, как явление культурной, социальной и особенно религ. жизни. Однако именно на русской почве эта христ-православная традиция укоренилась и расцвела. Национальная уникальность идеи соборности не исключает ее универсального значения. Под термином соборность понимается целый комплекс психологических установок, сложившихся практик церковной жизни и неписанных правил поведения мирян. Соборность это и определенные ментальности. Пронизывающие все слои общества доиндустриальной эпохи.

В определенном смысле – это начало взаимопомощи и коллективности, характерные для русского православного человека. Принципы соборности, как особой мировоззренческой установки, восходят к глубокой древности. Они вызревают параллельно со складыванием территориальной общины в догосударственный период истории.

На принципе соборности строилось общинное самоуправление, как в городе, так и в сельском мире.

Автор термина соборность - Хомяков. К 19 в понятие было развито славянофилами, которое раньше выводили из принципа соборности церкви. С развитием этот термин уходит от подобного толкования и ухватывает весь уклад жизни человека, эти нормы в последствии осуждают индивидуализм. Стремление отдельного человека противопоставить себя общности. Соборность отвергает понятие личного счастья и утверждает, что быть счастливым в одиночестве невозможно.

В последствии понятие соборности вбирает в себя онтологию. Оно не переводится на другие языки, т.к. функционирует как понятие только русской философии.

Изначально проблему поставили немцы: Кант, Шеллинг и Гегель, – они поставили проблему неформального общего.

Флоренский говорит о соборности не только как о принципе церковного единства, а указывает на его онтологический характер.

Франк: «Живя, мы соборуемся сами с собой и в пространстве и во времени как целостные организмы, сбираемся воедино из отдельных взаимоисключающих элементов, частиц, клеток, душевных состояний. Подобно этому мы собираемся и в семью, и в род, и в народ, соборуясь до человечества, включая в единство человечности весь мир».



Соборность раскрывает отношения части и целого на основе их общей соотнесённости с первоначалом бытия, поскольку в европейской традиции это высшее первоначало выступает как личность, постольку и само соотношение имеет всегда личностный характер.

Соборность являет не горизонтальную, а вертикальную структуру человеческого существования, т.о. раскрывается то, что образует соборность, схождение Бога к человеку и восхождение человека к Богу. Поэтому соборность может быть обозначена, как некое вот-бытие , где лица оказываются приобщены, но не тождественны первоистоку.

Принцип соборности, или соборность как таковая,- это образ жизни, в основе которого – раскрытое, имеющее в своей основе абсолютное бытие, но при этом отличное от него.

Т.о. всеединство может быть понято, как основание соборности.

2) По Хомякову понятие соборности выводится из церковного православного сознания, как нечто противоположное католическому, авторитарному сознанию и индивидуализму протестантизма. Хомяков считает, что собор выражает идею собрания, не обязательно соединенного в каком-либо месте, но существующего потенциально без внешнего соединения. Это единство во множестве.

Таким образом, соборность органично сочетает в себе свободу и единство. Для Хомякова антропологический вопрос о цельности личности неразрывно связан с гносеологическим вопросом о возможности постижения истины. Истина недоступна для отдельного мышления, - пишет Хомяков, - доступна только совокупности мышлений, связанных любовью.

Отсюда видно, что познание истины возможно только в соборном акте познания, не основанном на принуждении, но несущем в себе морально-этические принципы познавательной деятельности.

Соборность по Хомякову понимается, прежде всего, не как данность, а как заданность, как некое совокупное движение познавательной деятельности, в основе которого лежит морально-этический элемент пути познания. Первоосновой соборности признается волящий разум (Бог), и конкретная личность обретает полное знание о нем и становится духовно-целостной только в коллективе через общение любви.

Хомяков в свою концепцию вносит понятия: воля, вера, любовь, мышление. Если Бог собирает в себе эти компоненты, то они становятся и человеческими качествами.

Воля в ее тождестве с разумом выступает как деятельная сила в человеке, которая в процессе познания оделяет внутренний мир человека от внешнего. Воля – ядро, а вера является функций воли. Воля придает значения, добытые верой, на суд рассудка (- ход познавательной деятельности по Хомякову).

В социальной сфере соборное начало наиболее адекватно воплощается в общине, основанной на принципе свободы и любви, гармонично сочетающей личные и общественные интересы. Община образуется в социальной реальности из сознания нравственной свободы русского человека. Соборность противостоит, как индивидуализму, так и коллективизму. В связи с тем, что индивидуализм разрушает человеческую солидарность, а коллективизм нивелирует личность. Представляя собой единство во множестве, соборность содержит в себе человеческую общность и, в то же время, сохраняет неповторимые черты отдельной человеческой личности.

В последствии понятие соборность у русских религиозных мыслителей приобретает иное содержание, чем у Хомякова. Само понимание соборности остается связанным с такими понятиями, как: всеединство, онтологизм и антропоцентризм.

Владимир Соловьев.

Понятие соборности развивает целостную философскую систему всеединства.

«Я называю истинным или положительным всеединством такое, в котором единое существует не на счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таки образом, пустотою. Истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них, как полнота бытия».

Соборность выступает как принцип, утверждающий в основе всего сущего - сверхсущее (Бог), а всякая действительность возводится к безусловной действительности. Отождествление понятий всеединства и соборности .

Сергей Трубецкой.

«Универсальное конкретное всеединство – это единый универсальный субъект, как одна мировая сила, являющаяся нашему сознанию, как множество отдельных взаимодействующих субъектов или живых центров сил».

Идеал соборности означает совпадение религиозного нравственного и социального начала, и противостоит как индивидуализму, так и социалистическому коллективизму.

«Если сущее познаваемо, хотя бы только отчасти, оно сообразно законам нашего разума, то есть общим логическим законам нашей мысли, а, следовательно, эти общие логические формы, эти категории, которым подчинена наша мысль суть в то же время внутренние законы, формы категории сущего. Логический принцип нашего знания есть, в то же время, и универсальное начало познаваемого нами сущего».

Трубецкой понимает соборность в качестве универсальной характеристики познавательной деятельности.

Семён Франк.

Он определяет всеединство, или соборность, как абсолютное сверхвременное бытие.

Он строил триаду соборности на духовно-религиозных основаниях. Соборное единство обусловливается религиозно-нравственными требованиями видеть в другом человеке своего ближнего, относиться к нему, как к самому себе. Это требование основано на интуитивном восприятии взаимного внутреннего единства между людьми. Интуитивному внутреннему единству подчинено жизненное содержание каждой личности и всех сфер человеческого бытия. Внутренняя динамика соборного единства характеризуется Франком, как акт любви всех его членов.

«Любовь есть именно название для той связи, в которой объект отношения, будучи вне нас, есть вместе с тем наше достояние. Отдающий себя, внутренне обогащает самого себя».

Л.П. Корсавин.

Соборность – абсолютное бытие есть абсолютное совершенное всеединство, оно все, что только существует, и во всяком и в каждом бытии оно все, ибо всяческое не что иное, как его момент.

« Единство в мире первее множества, а множество разрешится в единство».

У Корсавина соборность является понятием, описывающим онтологическую динамику изменения в недрах некоего изначального единства, где элементы изначально связаны между собой особым процессом взаимоотношений, который предполагает их взаимную потенциальную сущностную тождественность.

Концепция соборности многосторонне развита в русской религиозно-философской (А. С. Хомяков, Вл. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Е. Н. Трубецкой, П. Λ Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.). Пафос соборности - основное и наиболее самоощущение в славянофильстве. У К. С. Аксакова выражением соборности служит “хоровое начало”, где не подавлена, но только лишена эгоизма. В славянофильской гносеологии (а затем у Федорова) соборность есть познания, в противоположность картезианскому cogito: не “я мыслю”, но “мы мыслим”, т. е. в общении, через взаимную в Боге доказывается мое . Для Хомякова церковной соборности есть одновременно и дух свободы, Церкви понимается им как личных свобод. Соборность Православной Церкви противополагается им и католической авторитарности, и протестантскому индивидуализму. Вл. Соловьев подытожил воспринятое им славянофилов в формуле: есть единство без свободы; - без единства; - единство в свободе и свобода в единстве.

Булгаков воспринял идею соборности из православного учения о Св. Троице, которая есть “предвечная соборность”: Бог един и в то же существует в трех ипостасях, каждая из которых обладает индивидуальными качествами. Умопостигаемая небесная Церковь воплощает в себе соборную Троицы. “И в живом многоединстве человеческого рода уже заложено церковное многоединство по образу Св. Троицы” (“Православие. Очерки учения Православной Церкви”, Париж, , с. 39). Обстоятельства места и времени, национальные особенности народов могут извращать соборные начала, но могут и способствовать их развитию, - последнее связывает с именем Сергия Радонежского, узревшего духовным зрением Св. Троицу Напротив, многие интеллигентские теории и коллективизма, имеющие высший не в любви, а в “солидарности”, представляют собою лжесоборность.

Бердяев видит в соборности саму идею Церкви и церковного спасения: “Есть круговая соборная всех людей за всех, каждого за весь , все люди - братья по несчастью, все люди участвовали в первородном грехе, и каждый может спастись лишь вместе с миром” (“Философия свободы. Смысл творчества”. М., 1989, с. 190). Бердяев указывает на непереводимость понятия соборности на другие языки и для западного его усвоения вводит термин “коммюнотарность” (от . commune - , коммуна). Соборность он признает существенно русской идеей и близость к ней находит лишь у немногих мыслителей Запада. В русском коммунизме, по Бердяеву, восторжествовал вместо духовной соборности безликий , который был деформацией русской идеи. Г. В. Флоровский в утопическом и не утопическом социализме в России усматривает “подсознательную и заблудившуюся жажду соборности” (“Философы русского послеоктябрьского зарубежья”. М., 1990, с. 339).

В. В. Лазарев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СОБОРНОСТЬ" в других словарях:

    Понятие русской философии, означающее свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви. Термин не имеет аналогов в др. языках. Словом «соборная» первоучители славянства Кирилл и Мефодий … Философская энциклопедия

    - (кафоличность) (греч. Katholikos всеобщий) один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей, универсальной (единая, святая, соборная и апостольская церковь Никейско Константинопольский символ веры, 4 в.) … Большой Энциклопедический словарь

    - (кафоличность) (греч. Katholikos всеобщий) один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей, универсальной («единая, святая, соборная и апостольская церковь» Никейско Константинопольский символ веры, 4 в.) … Политология. Словарь.

    Единство, общность Словарь русских синонимов. соборность сущ., кол во синонимов: 4 единство (55) … Словарь синонимов

    Понятие русской философии, выработанное Хомяковым в рамках его учения о Церкви как органическом целом, как о теле, главой которого является Иисус Христос. Церковь прежде всего есть духовный организм, целостная духоносная реальность, а потому все… … Новейший философский словарь

    СОБОРНОСТЬ, соборности, мн. нет, жен. (книжн., церк.). отвлеч. сущ. к соборный во 2 и 3 знач., публичное, общественное участие в чем нибудь, обсуждение. Принцип соборности. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    СОБОРНОСТЬ, и, жен. (высок.). Духовная общность многих совместно живущих людей. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Одно из главных понятий Святой Руси, имеющее основу в христианском учении о Церкви, которое присутствует в Никейском Символе веры: «Верую во святую, соборную и апостольскую церковь». Соборность в христианской традиции понимается как церковное… … Русская история

    И; ж. Книжн. Совокупность религиозно философских взглядов, идей, воспринятых русской религиозной философией в конце 19 начале 20 в. и направленных на единение людей на основе православия и традиционной народной нравственности. * * * соборность… … Энциклопедический словарь

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Соборность понятие, введённое (применительно к русской деревенской общи … Википедия

Книги

  • Собор и соборность. К столетию начала новой эпохи , . Сборник представляет собой материалы Международной научной конференции`Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи`, которая проходила 13-16 ноября 2017 г. в Соборной палате…

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова соборность

соборность в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

соборность

соборности, мн. нет, ж. (книжн., церк.). Отвлеч. сущ. к соборный во 2 и 3 знач., публичное, общественное участие в чем-н., обсуждение. Принцип соборности.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

соборность

И, ж. (высок.). Духовная общность многих совместно живущих людей.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

соборность

СОБОРНОСТЬ (кафоличность) (греч. Katholikos - всеобщий) один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей, универсальной ("единая, святая, соборная и апостольская церковь" - Никейско-Константинопольский символ веры, 4 в.). Рассматривая соборность как специфическое достояние православной традиции (соборность как совокупный разум "церковного народа" в отличие от религиозного индивидуализма протестантизма и авторитаризма папы в римскокатолической церкви), А. С. Хомяков истолковывал ее как общий принцип устроения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в "свободное и органическе единство" (в социальной философии наибольшее приближение к этому принципу усматривалось в крестьянской общине). Понятие соборности было воспринято русской религиозной философией кон. 19-20 вв.

Википедия

Соборность

Собо́рность - понятие, введённое русским философом А. С. Хомяковым (1804-1860), развитое в XIX славянофилами, выводимое первоначально из принципа кафоличности Церкви. Впоследствии, стало трактоваться значительно шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Эти нормы безоговорочно осуждают индивидуализм , стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что «быть счастливым в одиночестве невозможно».

Примеры употребления слова соборность в литературе.

И вот почему невозможны соборность и народоправие, почему нельзя позволить Новгороду отделить себя от Руси и нельзя позволить Юрию Московскому безнаказанно подрывать великокняжескую власть!

Коммунистам остро не хватало Неба, Его тайны и таинств, без которых советский коллективизм приобретал постепенно внешний характер, превращаясь не в СОБОРНОСТЬ , а в социалистический муравейник.

Реалист мистический видит Ее в любви и в смерти, в природе и в живой соборности , творящей из человечества - сознательно ли, или бессознательно для личности - единое вселенское тело.

Они действовали, будто не Бога нет, а князя тьмы, будто можно без соборных молитв и церковных таинств легко переделать падшую вампирскую природу человека лишь при помощи вписанного в сердце Закона, заменив соборность солидарностью трудящихся масс.

Таким образом, в то время как Западная Европа только начинала подниматься от национализма к интернациональной идее и ввязываться в войны, далекие от расовых проблем, в Западной Азии начинался переход от религиозной соборности к националистической политике и к мечте о войнах уже не за веру или догмат, но за самоуправление и независимость.

Другое дело, что русский соборный опыт значительно отличается от западного, не знающего вообще такого понятия, как соборность .

Подчинить православную церковь, единственно сохранившую заветы Христа, латинскому Папе, вместо соборности получить церковную иерархию, где даже Бог-Отец отделен от Бога-Сына, а о потустороннем велено узнавать лишь посредством умственных ухищрений, ибо откровения старцев афонских признаны не более чем больным бредом их воображения.

соборность

специфическое понятие рус. философии, выработанное Хомяковым. Этимологически оно связано со словом "собор", имеющим два осн. значения: 1) собрание выборных или должностных лиц, созванное для решения к.-л. вопросов, 2) храм, служащий для совершения богослужения духовенством нескольких церквей. По Хомякову, церковный Собор выражает идею "единства во множестве" (Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 2. С. 312). В этом смысле, считал он, православная церковь, органично сочетая два принципа свободу и единство, противоположна католической авторитарной церкви, где есть единство без свободы, и протестантской церкви. где существует свобода без единства. Только в православии принцип С. хотя и не во всей своей полноте, но существует и осознан как высшая божественная основа церковной жизни. После Хомякова идея С. стала осн. идеей всего славянофильства (хотя далеко не все славянофилы употребляли само это слово). Киреевский, считая, что "развитие самобытного православного мышления... должно быть общим делом всех людей верующих и мыслящих" (Соч. М., 1911. Т. 1. С. 270), по мнению Зеньковского, "подходит совсем близко к... учению о соборности" Хомякова (История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 2. С. 18). Некую "социологизацию" данного понятия мы находим уже у К. С. Аксакова, фактически отождествляющего С. и общину, где, по его мнению, "личность свободна, как в хоре". Резко противопоставив социальную сферу жизни государственной, он пришел к отрицанию необходимости развития в России зап. "законности" как свидетельствующей о "недостатке правды". Отождествление С. с общиной было определенным шагом назад по сравнению с Хомяковым, к-рый С. все же понимал не как данность, а как заданность. Дальнейшее развитие идея С. получила у В. С. Соловьева, хотя он отказался от самого этого термина, желая тем самым отмежеваться от славянофильства (обр. от его "эпигонов"). Она трансформировалась у него в идею всеединства, к-рую он определяет следующим образом: "Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия" (Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 552). Термин "С." в рус. философии возродил последователь Соловьева С. Н. Трубецкой, к-рый в своем учении о "соборной природе сознания" (в цикле статей "О природе человеческого познания") развивает и углубляет идеи Хомякова и Киреевского с учетом "философии всеединства" Соловьева. Идеал С. у Трубецкого означает совпадение религиозного, нравственного и социального начал и противостоит как индивидуализму, так и социалистическому коллективизму. В эпоху "между двух революций" определенный "возврат к славянофилам" наметился у символистов, гл. обр. у Иванова, к-рый, исходя из "предчувствия" "новой органической эпохи", создал свою театрально-эстетическую утопию, должную увенчаться созданием "обновленного соборного духа" (Борозды и межи. М., 1916. С. 275). В своей утопии он опирался не только на идеи славянофилов о С. с учетом сказанного по этому поводу Соловьевым, Трубецким и Достоевским, но и на учение Ф. Ницше о диалектике двух начал апол-лонийского и дионисийского, в к-рой последнее означало коллективизм, слияние всех воедино (или в терминологии Иванова С). В эмиграции понятие С. активно разрабатывал Франк, понимавший под нею "внутреннее органическое единство", лежащее в основе всякого человеческого общения, всякого единства людей. Первичной и осн. формой Франк считал единство брач-но-семейное, затем религиозную жизнь и, наконец, общность "судьбы и жизни всякого объединенного множества людей" (Духовные основы общества. М., 1992. С. 58-59). Строгое цер-ковно-богословское значение термину "С." вернули Булгаков и Флоренский. По Булгакову, С. (или "кафоличность") есть душа православия и означает вселенскость, единую жизнь в единой истине (см.: Православие. М., 1991. С. 145-150). Флоренский отчасти возвращается к С. в понимании Хомякова. "Кафолический", или соборный, по его мнению, есть всеединый. "Но при действительной кафоличности формы Церкви содержание ее кафолично не в действительности, а только в возможности. В действительности же для вещества Церкви верующих кафоличность есть такая же задача, как и единство и нравственное совершенство" (Понятие Церкви в Св. Писании /У Богословские труды. М., 1974. Сб. 12. С. 129). В рус. философии наиболее удачным и приемлемым эквивалентом (а в каком-то смысле и альтернативой) понятия С. является понятие солидарности, разработанное гл. обр. Левицким, опирающимся, в свою очередь, на идеи Н. О. Лосского и Франка. Понятие солидарности (или, более строго, солидаризма) позволяет несколько смягчить абсолютизм и категоричность понятия С. и построить иерархию солидарности (или С.) от внутрисемейной до общечеловеческой.

В жизни общества есть такое понятие, как соборность. Предлагаю вам особую точку зрения на это понятие. Сразу определюсь, что понятие собор чисто русское определение и лучше всего может осознаваться именно русскими людьми. В дальнейшем я обосную свою точку зрения.

Соборность, что это - особое мнение

Дам определение.

СОБОР - одно из главных понятий древней Руси, а не аналог какой-либо религиозной мысли Христианства. И на Руси оно означало только одно, единение некоторого коллектива общества в высшем на каких-либо общих интересах и принципах жизни.

В современном мире принято считать, что соборность - это понятие русской религиозной философии, которое означает духовное единение общества в церковной жизни. Но еще раз замечу, что это понятие на Руси существовало задолго до крещения Руси, как и сейчас часто используется в мирской жизни и означает только одно - единение людей в любви и братстве.

И для такого единения подходит не только религиозная идея, но и идея общих интересов, например. Попробуем произнести для большего понимания.

  • Духовная, научная, культурная, национальная соборность.

Дело в том, что собор - это не собрание людей по принципу - друзья, товарищи, коллектив, город, деревня, а единение на принципе высшего (идеи, интереса, цели), которые объединяют какой-либо коллектив в общину, на Руси называют собором. Ниже мы более подробно разберем такую интерпретацию понятия соборность.

Русская соборность и церковь

Уверен, что такая интерпретация слова соборность существует и существовала только в России, потому что только русские люди способны объединить противоположности в зависимости от конкретного момента времени и вызова обстоятельств.

  • Русская соборность - это собрание людей независимых друг от друга, но объединенных общей идеей или интересом.

Например, православная церковь, которую зачастую так и называют, объединяет в себе разных людей, но все они единены идеей высшего на основе соборности, но не иерархии.

И чтобы легче было понять понятие собора, разберу его на религиозной основе, помня, что все другие понятия единения создаются по этой же схеме, когда становится возможным объединить духовное и материальное, высшее и низшее, большое и малое.

Если присмотреться, то это понятие прекрасно усматривается на любом церковном празднике. Независимо от того, кто на празднике, в соборе он един со всеми, кто находится рядом не по принципу расстояния, а по принципу убеждений и веры.

Можно ли назвать воинское подразделение или любое собрание соборностью? Разумеется, нет. Причина проста, объединение в воинском подразделении принудительно, основано на приказе, уставе, необходимости. Духовная соборность строится на вере, общих интересах, знании независимо от установок и канонов, свободе убеждений, любви и братстве.

Каноны церкви людьми осознаются по-разному, но общая вера принятия идеи высшего объединяет до понятия братства. Не зря верующие говорят друг другу - брат или сестра. Особенно такое обращение бытует в старообрядческих общинах и монастырях.

Соборность, как понятие утверждает не просто единение, а некое родство, которое находится уже в психической сфере, то есть в душе и духе. Именно по такому принципу строятся все православные монастыри, в которых объединение выстраивается по принципу равенства, но не иерархии.

Само понятие собора возникло в России, как альтернатива Католической церкви, основанной по принципу иерархии, поэтому и утверждаю православие, как соборность единения, но не церковь. Зачастую так в России и называют церкви.

Возникает вопрос, можно ли назвать крестьянскую общину собором, ведь в мирской жизни чаще всего люди объединяются по принципам жизненной деятельности. Можно, если эта община объединена общим интересом земледелия, но в этом случае такую общину лучше назвать земледельческой общиной. Люди в такой общине объединены идеей общей деятельности, то есть духом земледелия.

Еще пример. Колхозы Советских времен что из себя представляют в режиме общественного образования? Колхозы - это община, собрание для выполнения сельскохозяйственных работ, вот если взять крестьянство в целом, то оно является собором, ибо объединение людей на основе идеи жизнедеятельности.

Привел примеры для более полного понимания самого принципа объединения, а не выводы на основе уже существующих утверждений.

Духовное родство

И вновь дам определение, уже на основе выше изложенного.

  • Соборность - это единение людей в душе и духе на основе высшего принципа сферы деятельности.

Не зря говорят о душе России - Соборная душа, что означает только одно, что через эту соборную душу России объединены все русские люди где бы они не находились. Но и собора нет без духа истины. Вот здесь то дух истины и появляется, как идея высшего, что есть принцип единения людей, в перспективе всего общества в братство духовного единства.

Отмечу, что в статье я много уделяю внимания русской соборности и не только религиозной, но и мирской, как в частности, так и в общих понятиях для всего общества, не касаясь научных определений и выводов философии уже существующих определений.

Соборность так же не является собранием. Собрание - это временное объединение людей для решения каких-либо задач, собор - это состояние единения в высшем, как и высшего в каждом человеке.

Можно определить еще одну расшифровку единения.

  1. Соборное единение
  2. Иерархическое единение

По этим двум определениям прекрасно усматривается различие единения, в принципе.

Небольшая ремарка. Православная церковь - это собор, как символ веры, Католическая церковь - это иерархия, поэтому в православии нет рабов божьих, есть сыны божьи, а католическая паства - это рабы божьи. Другое дело, что православие несколько отклонилось от своего духовного предназначения, но это не истина и необходимость, может быть.

  1. Соборность подразумевает равноправие, братство на основе любви и веры к высшему, как к себе и к себе, как к высшему.
  2. Иерархия подразумевает высшее и низшее и беспрекословное соподчинение согласно иерархии развития.

Небольшая сноска.

Мы часто говорим о православии, как о соборной церкви, то есть не иерархической, а апостольской, объединенной в церковь на основе высшего, как вершине достижения и так есть, но к этому нам еще предстоит вернуться.

Итоги

Соборность бывает религиозная, национальная, научная, культурная, народная, общинная и так далее.

  • Соборность русского народа - это объединение на каком-либо субъективном принципе жизни, как основе родства и общинного единения.

«Я русский» - провозглашает себя русский человек где-нибудь в Америке или Африке. Этими словами он утверждает свое единство с народом в соборе национального менталитета, показывая этим свое родство с русским народом. Вот это качество и следует называть соборностью.

И отмечу одну особенность, что понятие собор, чисто русское понятие и бессмысленно искать это понятие в каких-либо других языках мира, религиях, учениях, философиях, как и православие ничего общего не имеет с какой-либо конфессией, учением или религией. Православие - это право (правду) славить, а право и есть высшее, которое определяет нашу жизнь. Как это понять, я и описал выше.

До скорой встречи, друзья.



Похожие публикации