Почему нельзя клясться детьми. Не клянитесь, ведь там, где клятва, там преступление

К некоторому старцу пришел незнакомый человек и сказал: «Я и брат мой, друг с другом поссорились: но, к несчастью, он не хочет примириться, хотя я всеми силами стараюсь о том. Человек Божий, сделай милость, уговори его!» Старец с радостью принял на себя дело пришельца и, призвав к себе брата его начал говорить о любви и согласии… Сначала казалось, что ожесточенный брат умягчился, но вдруг он сказал: «Не могу примириться, ибо крестом поклялся вечно враждовать на него». Тогда старец, улыбаясь, сказал ему: «Клятва твоя имеет такую силу: сладчайший Иисусе! Заклинаю себя крестом Твоим, что не буду исполнять Твоих заповедей, и хочу повиноваться воле врага Твоего диавола. Друг мой! Не только должно отвергнуть то, на что мы в злой час решились, но должно раскаяться в этом: должно сокрушаться о том, в чем против души своей согрешили. Если бы Ирод раскаялся, а не поступил по своей клятве, не сделал бы величайшего в свете злодеяния: не умертвил бы Предтечу Христова». Выслушав эти слова из уст старца, незнакомец в тот же час примирился.

(Протоиерей Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской надежды )

Один еврей имел друга христианина. Однажды, уезжая в отдаленную страну, он отдал своему другу на сохранение ящичек с тысячью золотых. Когда он замедлил в той стране, то христианин задумал не отдавать золота еврею по его возвращении, но взять его себе, что и исполнил. Еврей, вернувшись, пришел к христианину и просил возвратить его золото, которое он отдал ему на сохранение. Но тот отказался, говоря:

Не знаю, что ты спрашиваешь у меня? Ты мне ничего не давал и я ничего не брал от тебя.

Услыхав такой ответь своего друга, еврей опечалился и, считая свое золото пропавшим, стал говорить христианину:

Брат, никто не знает сего, кроме одного Бога, и если ты отказываешься возвратить мне данное тебе на хранение золото, утверждая, что не брал его у меня, то подтверди это клятвою. Пойдем в церковь святого Мины и там ты поклянись мне, что не брал у меня ящика с тысячью золотых.

Христианин согласился, и они оба вместе пошли в церковь святого, где христианин поклялся еврею пред Богом, что не брал у него золота на сохранение. По совершении клятвы, они вышли вместе из церкви, и лишь только сели на своих коней, как конь христианина стал приходить в бешенство, так что его почти невозможно было сдержать; он, разорвав свою узду, поднялся на задние ноги и сбросил своего господина на землю. Во время падения христианина с коня, с руки его спал перстень, а из кармана выпал ключ. Христианин, поднявшись, взял коня, усмирил его и севши на него, поехал вместе с евреем. Проехав немного времени, христианин сказал еврею:

Друг, вот удобное место, слезем с коней, чтобы поесть хлеба.

Сойдя с коней, они пустили их пастись, а сами стали есть. Спустя немного времени христианин, взглянув, увидел своего раба стоящего пред ними и держащего в одной руке ящик еврея, а в другой, упавший с его руки, перстень. Увидев сие, христианин пришел в ужас и спросил раба:

Что это значит?

Раб ответил ему:

Некий грозный воин на коне приехал к моей госпоже, и дав ей ключ с перстнем, сказал: пошли, как можно скорее ящик еврея, дабы с твоим мужем не случилось большой беды. И мне было отдано сие отнести к тебе, как ты и приказал.

Видя это, еврей удивился сему чуду и обрадовавшись вернулся вместе с своим другом к храму святого мученика Мины. Поклонившись в храме до земли, еврей просил святого крещения, уверовав ради сего чуда, свидетелем коего он был, а христианин молился святому Мине дать ему прощение, поелику он нарушил божественную заповедь. Оба они получили по своему прошению - один святое крещение, другой прощение своего греха, и пошли каждый к себе, радуясь и прославляя Бога и величая Его святого угодника Мину.

(Страдание святого великомученика Мины )

Два человека - Иоанн и Сергий - из великого города Киева дружили между собой. Однажды пришли они в Печерскую церковь, Богом нареченную, и увидели свет, ярче солнечного, на чудной иконе Богородицы и вступили в духовное братство. Спустя много лет разболелся Иоанн, а у него оставался пятилетний сын Захария. Вот больной призвал игумена и отдал ему все свое имущество для раздачи малоимущим, а сыновнюю часть, тысячу гривен серебра и сто гривен золота, дал Сергию, да и самого малолетнего сына своего, Захарию, отдал на попечение другу, как верному брату, и завещал: “Когда сын возмужает, отдай ему золото и серебро”. Когда исполнилось Захарии 15 лет, захотел он взять у Сергия отцовское наследство. Сергий же, уязвленный диаволом, задумал придержать богатство и жизнь с душой погубить. Он сказал юноше: “Отец твой все имение отдал Богу. У Него проси своего золота и серебра: Он тебе должен, может быть, и помилует. А я ни твоему отцу, ни тебе не должен ни одной златницы. Вот что сделал с тобой отец своим безумием! Все свое имущество он раздал в милостыню, а тебя оставил нищим и убогим”. Выслушав это, юноша затужил о своем лишении и стал молить Сергия, чтобы тот хотя бы половину отдал ему, а другую оставил бы себе. Сергий же жестокими словами укорял его отца и его самого. Захария просил третьей части, даже десятой. Наконец, видя, что он лишен всего, сказал Сергию: “Приди поклянись мне в Печерской церкви перед чудотворной иконой Богородицы, возле которой вы с отцом побратались”. Тот поклялся, что не брал тысячи гривен серебра и ста гривен золота, хотел поцеловать икону, но не мог приблизиться к ней. Пошел к двери и вдруг стал кричать: “Святые Антоний и Феодосий! Не велите убивать меня этому немилостивому и молитесь Госпоже Пресвятой Богородице, чтобы Она отогнала от меня это множество бесов, которым я предан. Пусть берут золото и серебро: оно запечатано в моей клети”. И страх напал на всех. С тех пор никому не разрешали клясться перед той иконой. Послали в дом к Сергию, взяли запечатанный сосуд и нашли в нем две тысячи гривен серебра и двести - золота: так удвоил Господь милостивым подателям. Захария же отдал все деньги игумену Иоанну, чтобы употребил их по своему усмотрению, сам же постригся в Печерском монастыре, где и закончил жизнь.

(М. Викторова. Киево-Печерский патерик )

Святитель Василий Великий:

"Кто связал себя клятвою на злое дело, тот пусть принесет покаяние за опрометчивость в клятве, но да не поддерживает своего лукавства под видом благоговения. Сохранение клятвы не принесло пользы Ироду, который чтобы не нарушить клятвы сделался убийцею Пророка. Клятва вообще запрещается, тем более достойна осуждения клятва, данная в злом деле”.

(Творения, том 7, правило 29 )

Святитель Григорий Палама:

Клятвопреступление есть отречение от Бога. Потому не спеши божиться, но всячески избегай божбы, боясь как бы ради ее не впасть в клятвопреступление, от Бога отчуждающее и к беззаконным причисляющее. Но будь истинен во всех словах своих и доставишь им чрез то твердость клятвы. Если же когда случится тебе без нужды связать себя клятвою, то, когда это будет в чем-либо сообразном с Божественным законом, делай то, поскольку оно законно; а вину свою, что так неосмотрительно поступил, очисти милостынею, молитвою, плачем и тела озлоблением, умилостивляя тем Христа, рекшего: «не клянись»... Когда же то будет в чем-либо беззаконном, то смотри, из-за божбы своей (неразумной) отнюдь не делай дела беззаконного, чтоб не быть сопричастну к пророкоубийце Ироду. Но оставь эту беззаконную клятву не исполненною, положи потом себе законом не божиться и не клясться без разбора, спеша умилостивить Бога, приболезненнейше пользуясь вышеуказанными врачевствами.

(Св. Григорий Палама. Десятословие по христианскому законоположению )

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна


Сегодня большинство людей настолько не имеет веры ни в Бога, ни в какие-либо другие Высшие Силы, что не осознает всей важности обещаний и зароков, данных в порыве душевного отчаяния. И напрасно, ведь давая клятвы, мы навлекаем на себя большие неприятности, так как в этом случае то, что мы считаем обычными и ничего не значащими словами, на деле оказывается обещаниями, данными потусторонним силам. В моей практике есть немало случаев, когда эти потусторонние силы требовали от людей точного исполнения данной клятвы, что оборачивалось для них многочисленными горестями и проблемами.

В этой статье мне хотелось бы дать всем читателям важный совет: никогда не давайте клятв и обещаний, исполнения которых вы на самом деле не желаете. Верите вы в это или нет, но управляющие нашими судьбами астральные силы не оставят ваши слова без внимания и в самый неподходящий для вас момент потребуют сдержать данное в порыве эмоций обещание. В частности, никогда нельзя клясться своими детьми, их или своим собственным здоровьем, нельзя божиться или пытаться совершить сделку с высшими силами, обещая сделать что-то в обмен на сиюминутную помощь в каких-либо делах. Во всех этих случаях вы можете навлечь на себя такие неприятности и беды, избавиться от которых вам поможет только самая сильная практическая магия в исполнении опытного мастера.

Чтобы подтвердить свои слова, мне хотелось бы описать несколько ситуаций, с которыми ко мне обращались люди, в свое время пренебрегшие правилом не давать клятвы. Первая история - о девушке-студентке, которая настолько боялась экзаменов, что каждый раз впадала в настоящую панику. И в этом состоянии она не видела другого выхода из ситуации, как только обращаться с молитвами и обещаниями к высшим силам. В просьбах о помощи на экзамене она говорила о том, что готова расплатиться за хорошую оценку любой платой, пусть даже это будет ее личное счастье.

С тех пор прошло много лет, и эта девочка превратилась во взрослую цветущую женщину, которая никак не может найти своего единственного, выйти замуж, родить детей и зажить счастливой семейной жизнью. Конечно, женщина уже не помнит о тех обещаниях и клятвах, которые по глупости давала в девичестве, но вот те силы, к которым она обращалась, ничего не забыли. Они действовали по тому сценарию, который в свое время предложила им молодая студентка - помогли ей успешно закончить обучение, но взамен забрали ее личное счастье. И теперь для этой женщины единственной надеждой на счастливую судьбу стала практическая магия , способная разрушить замкнутый ею же самою круг неудач на любовном фронте.

Сила клятвы, данной в эмоциональном порыве.

Любые слова, произнесенные нами в порыве эмоций, приобретают двойную силу. Именно поэтому нельзя в сердцах желать кому-то несчастья, так как в большинстве случаев такие слова не остаются не услышанными и сразу же претворяются в жизнь. Именно по такому принципу наводится негатив: если кто-то в порыве зависти или гнева пожелает вам беды, то она обязательно придет.

То же самое можно сказать и о клятвах: обещания, данные в порыве отчаяния или гнева, обязательно дойдут до своих адресатов. И если вы пообещали потусторонним силам, что взамен на их благосклонность пожертвуете чем-либо, эта жертва обязательно будет востребована. Также нельзя обещать отказаться от чего-то ради достижения какой-либо цели, так как высшим силам совсем не по душе такая человеческая самоуверенность. Поэтому они будут всячески вынуждать человека преступить свою клятву, создавая такие жизненные ситуации, в которых невозможно будет сдержать данное обещание. И как только человек даст слабину и отступит от своего слова, за этим немедленно последует самое жесткое наказание. И хотя практическая магия способна нейтрализовать негатив, полученный в ответ на нарушение клятвы, все же определенные последствия все равно будут иметь свою силу.

Надо сказать, что любые попытки торговаться с Высшими Силами, будь то Бог или астральные духи, заранее обречены на неудачу. Уже одно то, что человек попытался вступить с ними в сговор, крайне злит потусторонние силы, и они прикладывают максимум усилий для того, чтобы доказать человеку, насколько он слаб и несовершенен. Наглядным примером тому может стать ситуация, когда мужчина просит у Высших Сил скрыть правду о его измене и клянется своим здоровьем, что подобное больше не повториться. Демоны, потревоженные таким обещанием, обязательно предложат мужчине такое искушение, отказаться от которого у него просто не будет сил. А результатом клятвы станет потерянное по условиям договора здоровье развод с женой, которой стало известно об очередной измене - не той, которую демоны помогли скрыть, а о следующей.

В принципе, практическая магия вообще не рекомендует клясться, но это можно сделать только в тех ситуациях, когда вы говорите чистую правду. Например, когда вас обвиняют в чем-то, чего вы действительно не совершали - тогда клятва может помочь вам оправдаться и при этом не вызовет гнева потусторонних сил. Если же при помощи клятвы вы попытаетесь скрыть свой проступок, то наказание за лживые слова будет неизбежным.

Обращения к высшим силам как источник бед и несчастий.

Чтобы показать, насколько опасными могут быть обращения за помощью к потусторонним силам, хочу привести еще одну жизненную ситуацию. У одной женщины тяжело заболел ребенок. Каждый раз, видя его страдания, она в горе обращалась к Богу с просьбами исцелить ее сына, а взамен предлагала собственное здоровье. Эти слова были произнесены в таком отчаянии, что не остались без внимания. И хотя на самом деле женщина, конечно же, не хотела принять на себя болезнь, а мечтала только о выздоровлении своего ребенка, неправильно сформулированная просьба была исполнена буквально.

Далее история развивалась по печальному сценарию: ребенок прошел курс лечения, после которого ему стало лучше, сейчас он проходит курс восстановительной терапии и есть надежды на то, что со временем он вернется к нормальной жизни. А вот сама женщина начала болеть, причем никто из врачей не может поставить ей определенный диагноз: если судить по результатам многочисленных обследований и анализов, у женщины все в полном порядке, однако, она с каждым днем все больше теряет силы.

Эта ситуация является наглядным примером того, как опасно обращаться к Высшим Силам с просьбами, направленными во вред самому себе или кому-либо другому. Если вы хотите, чтобы ваши близкие были здоровы - просите для них здоровья, но никогда не предлагайте свое здоровье в обмен на их выздоровление.

В практической магии много случаев, когда просьба о выздоровлении кого-либо оставалась без внимания, а вот здоровье просящего резко ухудшалось, в некоторых случаях людей даже не успевали спасти, так как не знали, от чего лечить. Специфика хвори, вызванной клятвами и обращениями к высшим силам, такова, что современная медицина не имеет возможностей распознать ее природу. Соответственно, человек не получает своевременной помощи, что может привести к самым печальным последствиям.

Клятвы и зароки, которые оборачиваются против нас.

Мы уже говорили о том, что нельзя клясться своими детьми, так как этим мы подвергает опасности их счастье и благополучие. Действительно, поскольку для каждого человека нет ничего дороже собственного ребенка, такие клятвы с уверенностью можно назвать самыми сильными и, одновременно, страшными. К примеру, клятвы собственными детьми часто становятся самым сильным аргументом для женщины, желающей оправдаться перед своим возлюбленным. И еще не так страшно, если женщина действительно ни в чем не виновата и эта клятва призвана подтвердить ее правоту. Если же на самом деле совесть женщины нечиста, а клятва произносится только для того, чтобы хоть как-то исправить ситуацию и скрыть собственный проступок, то следствием необдуманных слов становятся самые тяжелые неприятности.

Когда вы клянетесь своими детьми, вы тем самым отдаете их в распоряжение потусторонних сил, которые обязательно воспользуются своей властью сразу же, как вы нарушите данное им обещание. А в том, что вы его нарушите, можно даже не сомневаться: даже если вы свято верите в то, что готовы соблюдать данное слово и отказаться от чего-то в своей жизни, демоны обязательно начнут предлагать вам всевозможные искушения. И поскольку человеческая природа слаба, в какой-то из ситуаций вы не сможете удержаться от соблазна и совершите поступок, который отдаст ваших собственных детей на растерзание потусторонним силам.

Кстати, не стоит думать, что такая наивная защита, как скрещенные за спиной пальцы, действительно могут помочь избежать наказания в случаях, когда вы заведомо клянетесь в неправде. На самом деле, этот защитный прием не имеет никакой силы и выдуман теми, кто стремится снять со своей совести груз заведомо ложной клятвы. А единственным реальным спасением от неминуемого наказания является искреннее раскаяние и просьбы о прощении.

Опасность зароков, данных покойным людям.

Наряду с тем, что нельзя давать обещания потусторонним силам, также нельзя клясться в чем-либо уже покойным людям. Самым распространенным примером зароков, данных покойникам, является обещание умершему супругу никогда больше не вступать в брак или не иметь ни с кем интимной близости. Чем продиктован порыв убитого горем супруга, потерявшего любимого человека, вполне понятно. Более того, вполне понятно, что в момент смерти любимого человек действительно находится в таком состоянии, что не может даже подумать о том, что в его жизни появится кто-то другой.

Но когда проходит время и горе понемногу отступает, жизнь берет свое. И вот здесь начинаются проблемы: как только у человека начинают намечаться отношения с кем-либо, ему начинает являться умерший супруг. Даже притом, что дух не произносит ни слова, супругу становится понятно, что недовольство умершего вызвано тем, что нарушается данный ему зарок: не иметь ни с кем близких отношений.

Когда ко мне обращаются с просьбами помочь в таких ситуациях, я всегда стараюсь выяснить, какие действия были выполнены супругами покойных в то время, когда они неосмотрительно давали свой зарок умершему. Некоторые кладут в гроб письма или записки с клятвами в вечной верности, некоторые произносят эти клятвы на словах, а некоторые даже кладут в гроб свои фотографии, чтобы даже в загробном мире якобы находиться рядом с супругом. Во всех этих случаях люди совершают большую ошибку. последствия которой придется исправлять с большим трудом.

Еще более печальные последствия ожидают тех, кто дает обещания покойникам-самоубийцам. Если в случаях, когда человек умирает своей смертью, его упокоенная душа уходит в лучший мир и не тревожит живых без особой на то причины, то души самоубийц долго не могут обрести покой. Поскольку дорога в лучший мир для них закрыта, души самоубийц продолжают находиться среди живых и очень часто являются своим родственникам или супругам. И как только в жизни супруга, в свое время давшего зарок безбрачия, появляется какая-либо любовная история, душа самоубийцы немедленно начинает требовать неукоснительного соблюдения клятвы.

В заключение данной статьи мне хотелось бы еще раз предостеречь всех от клятв и зароков, так как эти необдуманные слова очень часто навлекают на людей серьезные беды и неприятности.

Для alex-pro-1 Индийский фермер Кайлаш Сингх очень хотел, чтобы у него родился сын-наследник, который никак не рождался. В возрасте 38 лет в 1974 году, Кайлаш поклялся, что не будет мыться до тех пор, пока у него не родится наследник мужского пола. За последующие 37 лет в семье Кайлаша родились семеро детей, и все - дочери.

Как нам относиться к клятвам? Нужно ли вообще клясться? Является ли грехом произнесение клятвы? Проявляем ли мы неверность Богу, когда клянемся, например, своей жизнью? Мы с вами знаем, что на эти вопросы предлагают разные варианты ответов.

Лично я читал об различных случаях касательно отношения верующих к клятвам: одних хвалили за верность Богу, когда они отказывались произносить клятвы, а других наоборот, поощряли клясться. Одних отлучали с церкви за то, что они произнесли клятву в армии (страны на постсоветском пространстве), а других хвалили за соблюдение законов государства (западные страны).

И вот для того, чтобы нам понять, как относиться к клятве, давайте мы посмотрим, как Иисус Христос во время земного служения относился к клятвам.

«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». (Матф.5:33-37)

На основании данного отрывка Писания, предлагаю посмотреть на два повеления Иисуса Христа, которые помогут верующему правильно относиться к клятвам.

Первое повеление заключается в том, что

Нельзя искажать Божье понимание клятвы

"Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным ." (Матф.5:33-36)

Прочитав данный отрывок, у нас, на первый взгляд, может создаться впечатление, что Иисус Христос категорично запрещает клясться. На самом деле Иисус данными словами косвенно обличает фарисеев за их искажение заповедей о клятвах. Заметьте, Он говорит:

«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои ».

Данного утверждения нет в Священном Писании, но оно является комбинацией из нескольких стихов ВЗ (Лев.19:12; Чис.30:3; Втор.23:21-23 ), которые говорят о наказании тех, кто нарушает клятву, данную Богу.

Через эти повеления Бог ясно дал понять Своему народу, что Ему ненавистны ложные клятвы и людям, живущим по заповедям Бога, непозволительно лукавить, когда они клянуться именем Божьим. Зная наизусть вышепрочитанные стихи, фарисеи очень снисходительно относились к учению о клятвах. Многие из них занимались если так можно выразиться, религиозным словоблудием. То есть, в конкретном случае для того, чтобы оправдать какие-то греховные пороки, они начинали придумывать отходные пути и далее мы увидим какие.

Что означает слово «клятва»? - это торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается (Ожегов, Никифор). Клятва в израильском народе воспринималась как абсолютная истина и оканчивала всякий спор, потому что призывала суд на нарушителя слова. И мы с вами знаем, что Господь позволял клясться Его именем, Авраам скрепил свое обещание царю содомскому клятвой Богу, более того, сам Бог клялся своим именем.

Так почему Иисус, зная эти факты, запрещает клясться? Дело в том, что фарисеи исказили Божье понимание клятвы. Божьи предписания очень часто нарушались евреями, которые клялись по любому незначительному поводу и употребляли клятву Богу в обычных разговорах. И вот для оправдания этого греха фарисеи придумали целый ряд уловок, ложно говоря евреям о том, что карается та ложная клятва, в которой употребляется имя Бога. Но при этом по словам Мишны (устный закон иудеев), клятвы небесами, землей и собственной головой рассматриваются как необязывающие к выполнению. Другими словами, так как Закон Моисея детально не говорит о том, чем можно клясться, то фарисеи придумали различные уловки, которые помогут им достичь желаемого и обойти закон. Поэтому они считали, что можно безнаказанно клясться небом, землей, Иерусалимом, головой и прочим, и что якобы такая клятва безгрешна, так как позволяет ловко обойти Закон. Таким образом, фарисеи специально использовали такие клятвы, потому что они помогали им обмануть или ввести в заблуждение людей.

Во свете такого истолкования нам становится понятно, почему Иисус так категорично говорит следующие слова:

А Я говорю вам: не клянись вовсе:

- ни небом, потому что оно престол Божий;

- ни землею, потому что она подножие ног Его;

- ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

- ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

В данном случае слова Спасителя "не клянитесь вовсе" не нужно понимать, что Иисус вовсе против клятвы как таковой. Но Иисус говорит в том смысле, что не нужно разным способом клясться ни небом, ни землей, ни Иерусалимом, ни головой. Иными словами, не нужно в разных формах, видах, вариантах клянуться указанными вещами, потому что небо, земля, Иерусалим, голова по сути принадлежит Богу, а следовательно, клясться этими вещами, значит клясться Божьим авторитетом и властью над тем, что принадлежит Ему. Своим категорическим отрицанием клятв Иисус Христос отвергает всякие лазейки и исключения, искажающий первоначальный смысл этих заповедей.

Однажды у одного еврея попросили купить лекарство для тяжелобольного ребенка и как можно быстрее его принести. В привычной манере, еврей поклялся своей головой, что обязательно купит все необходимое для лечения и быстро принесет средство, которое поможет мальчику выздороветь. Естественно, ему поверили, так как он поклялся своей головой. Через день мальчик (пауза) умер, потому что еврей, которому дали деньги купить лекарство, не пришел, но сбежал с деньгами.

Известная пословица гласит: «Люди клянутся потому, что часто они - лжецы».

Иисус Христос прекрасно знал о лукавстве фарисеев. И Он весьма категорично относится к такой практике клятв и стремится научить народ, чтобы они не брали пример с фарисеев. В Матф.23:16-22 Иисус, называя фарисеев лицемерами, говорит:

«Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем ».

Так и нам, драгоценные братья и сестры, очень важно наблюдать за своими словами, за обещаниями, которые мы даем своим ближним. Помним, что Иисус выступает не против клятвы в общем, но Он осуждает искажение Писания людьми касательно клятв. Нам нельзя клясться ни своей жизнью, ни мамой («мамой клянусь»), никакой частью своего тела или Божьего создания, потому что это все по факту принадлежит Господу. Мы не имеем над этим никакой власти. В отличие от неверных Богу фарисеев, нам нужно избегать всякого лукавства и хитрости в своих словах.

Второе повеление, которое поможет верующему правильно относиться к клятвам заключается в том, что нам нужно

Жить так, чтобы вообще не клясться

Заметьте, Иисус говорит:

"Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого." (Мат.5:37)

По всей видимости люди начали давать клятвы для того, чтобы заверить других в своих честных намерениях. Но как мы уже видели выше, клясться можно было только Богом. Например, мы это видим в жизни Авраама: “Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли" (Быт. 14,22). Также мы видим, что Бог, признавая клятву, клянется Сам Собою. “ Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык ” (Ис.45:22-23).

Поэтому, Иисус осуждая искажение понятия клятвы фарисеями, говорит: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ».

Данными словами Иисус Христос ярко показывает, что по сути, человек может обойтись без клятв даже перед Божьим лицом, ему достаточно сказать либо «да» либо «нет». Но если он ввиду своего лукавства и нечестных намерений снова будет употреблять знаменитые клятвенные формулировки фарисеев, то есть, говорить «сверх этого», то это от лукавого.

Мученик Аполлоний (180 г. по Р.Х.) сказал своему судье, что произносить клятву для христианина есть нечто постыдное, и тут же прибавил: «Если ты желаешь, чтобы я поклялся, что мы почитаем императора и молимся за его управление, то я принесу достоверную в этом клятву перед истинным Богом». И вы знаете, что сделал судья с Аполлонием после такого ответа? Он назвал его слова превосходными.

Так и нам важно с мудростью относиться к клятве. Мы с вами знаем, что Священное Писание не запрещает клясться именем Божьем или перед Богом (Авраам, пророки, апостолы), но это не должно нас навести на мысль, чтобы каждое свое слово мы подтверждали клятвой.

Кроме этого, важно понимать, что в славянском контексте понятие «клятвы» имеет огромное значение. Но так как не все христиане понимают суть или значение клятвы, то для подтверждения своих намерений, нам лучше употреблять слово «обещаю», дабы не быть камнем преткновения для своего брата или сестры.

И тем не менее, Иисус нам показывает, что человек должен вести такую жизнь, словам которым люди будут доверять. Он должен быть честным и искренним в каждом произносимом слове. Для того, чтобы исполнить обещанное, не нужно клясться, божиться - нужно всего лишь относиться ответственно к своим словам. Иисус показывает, что гарантом в исполнении слова является не столько клятва, сколько верность человека к тому, что он говорит.

Крейг Бломберг в своем комментарии «Ветхий Завет на страницах Нового» пишет, что «цель верующего быть настолько верным своему обещанию, чтобы клятвы не были нужны вообще».

Дорогие братья и сестры, нам нужно отдавать отчет в своих словах. Никогда не надо давать поспешных обещаний, исполнение которых вызывает у нас затруднение. Некоторые христиане подобно фарисеям, занимаются казуистикой, то есть, искусно изощряются в различных словесных конструкциях для того, чтобы оправдать свою безответственность в исполнении того или иного обещания. Нам нужно жить так, чтобы наши слова, наши обещания были восприняты людьми без всяких клятв.

Джон Мак-Артур, комментируя данное место, говорит: «Абсолютное и неизменное Божье требование - истина и искренность во всем. Не только клятвы должны быть честными и надежными, но и обычная повседневная речь. Наши слова, речь или проповеди должны звучать как твердая присяга и надежны как клятва ».

Я призываю каждого из нас относиться ответственно как к своей жизни, так и к каждому слову, которое мы произносим. Помним о том, что никакая клятва не способна убедить ближних в нашей искренности, если мы будем вести нечестный образ жизни. Гораздо превосходнее вести такой образ жизни, который будет прославлять Иисуса Христа и при этом нам не нужно клясться для того, чтобы заверить окружающих в своей честности. Это именно то, к чему нас призывает Господь - быть христианами, слову которых можно верить без дополнительных заверений в своей искренности.

«Человек должен вести такой образ жизни, который вызывает к нему больше доверия, чем клятва».

Господи, Боже мой, Един Благий и Человеколюбивый, Един Милостивый и Кроткий, Един Истинный и Праведный, Един Щедрый и Милостивый Боже наш: да приидет сила Твоя на мя, грешнаго и непотребнаго раба Твоего, и да укрепит мой храм Евангелием Божественнаго учения Твоего, Владыко и Человеколюбче, Любоблаже, Любобла-гоутробне, просвети моя утробы и вся уды Твоея волею. Очисти меня от всякая злобы и греха, соблюди мя нескверна и непорочна от всякаго наития и действа диавола, и даруй ми по Твоей благости, Твоя разумети, Твоя мудрствовати и в Твоих хотениих жити, Твоего страха страшитися, еже творити Тебе благоугодная до последнего моего издыхания, яко да по нисповедимой Твоей милости соблюдеше мое тело и душу, ум же и мысли, не искушен всякия сопротиволежащия сети храм. Господи мой, Господи, покрый мя Твоим благоутробием и не остави мя, грешнаго и нечистаго, и недостойнаго раба Твоего: яко Ты еси Защититель мой, Господи, и о Тебе пение мое выну, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Еще можно посоветовать умывать ребенка, читая при этом такой заговор:

Божья Матушка, Господь-Батюшка,

Святые крестители -

Вы наши родители,

Спасите Спасом,

Одним разом,

Младенца безвинного.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Если поклялись детьми, но слова своего не сдержали

Из письма:

«Я замужем за мусульманином, он очень хороший человек, и у нас есть доченька, которую мы крестили в православном храме, так как муж считает, что Бог один для всех. Но есть у него одно качество, с которым я борюсь, но пока безрезультатно. Мой муж постоянно, когда хочет что-то доказать, клянется своими близкими, а в особенности дочерью (это вообще, как я поняла после того, как пообщалась с его родственниками, характерно для мусульман). Каждый раз для меня его слова как нож в сердце. Сколько я его ни просила, сколько ни уговаривала – все впустую. Как мне его убедить, я не знаю и поэтому прошу Вас, подскажите, как мне защитить и уберечь своего ребенка».

Клясться детьми нельзя ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах. Однако многие люди забывают об этом простом правиле, и некоторые из них потом горько расплачиваются за свою ошибку. Если вы совершили ошибку и поклялись своими детьми, то немедленно проведите специальный обряд, чтобы отвести беду от малыша. Для этого встаньте рано утром, до зари, и при первых лучах солнца, глядя на розовеющий горизонт, прочитайте такой заговор:

Четыре зарницы, четыре сестрицы:

Первая Марья, вторая Марфа,

Возьмите вы мои злые, лихие слова,

Несите их за ворота дубовые,

Калитки тесовые, оконца высокие,

Горизонты далекие.

Распалитесь вы от неба и до земли

Алым пламенем, ярким огнем.

Все мои худые слова сжигайте,

Прилипать им ко мне и моим детям не давайте.

Ой вы, зори Божьи, четыре сестрицы:

Первая Марья, вторая Марфа,

Третья Марина, четвертая Агриппина,

Вы ходите высоко, вы смотрите далеко,

Вы Матерь Божью встречаете,

Господа Бога привечаете,

Кланяетесь им, говорите все просьбы.

Все мои слова им сообщите -

Пусть они заклятье мое возьмут,

На ключи Богородицы замкнут.

Или вы их, четыре зари, возьмите,


Вопрос: Как понять? В одном месте: именем Господа клянись. В другом: не клянитесь вовсе.

Слово «клятва» - одно их самых сильных, потому что подразумевает абсолютную и безоговорочную верность данному слову. Когда мы читаем Библию, обнаруживаем, что клятвенные обещания были довольно-таки распространены. Это и не удивительно, потому что ведь в те времена не было ни нотариусов, ни адвокатов, люди во многом должны были верить друг другу на слово. Как убедить какого-то человека в том, что вы исполните свое обещание? Покляться. А как убедить так, чтобы у него не осталось и тени сомнения? Поклясться самым дорогим, что у тебя есть, не так ли? «Клянусь своими детьми», «Клянусь своим здоровьем и благополучием» - не каждый с легкостью даст такую клятву, особенно, если намеревается ее нарушить.

Однако, что самое дорогое для любого верующего человека, как не имя его БОГА? Народы, жившие вокруг израильтян, клялись именами своих богов. И это считалось самой страшной клятвой. Когда Вседержитель вывел детей Иакова из египетского рабства, Он начал переориентировать их сознание с имен чужих божков на Свое имя, помогая им понять, что только Он является Всесильным и Истинным Богом. И Он объяснял им эту истину на языке, который они в то время могли хорошо понять. Вот 2 основных отрывка на эту тему:

Втор.6:13 Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, и Его именем клянись. ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли.

Втор.10:20 Господа, Бога твоего, бойся [и] Ему [одному] служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись: Он хвала твоя и Он Бог твой, Который сделал с тобою те великие и страшные [дела], какие видели глаза твои; в семидесяти душах пришли отцы твои в Египет, а ныне Господь Бог твой, сделал тебя многочисленным, как звезды небесные.

Перечитайте их еще раз, обращая внимание на то, что слова о «именем клянись» стоят в ряду других важных повелений:

Бога бойся
- Богу служи
- к Богу прилепись
- Его именем клянись

С первого прочтения может показаться, что Бог здесь учит людей клясться Его именем, но ведь на самом деле Он учит их совсем другому. Общая тема этих повелений такова: поставь Меня на первое место и все, что делаешь, делай, зная, что именно Я твой Господин, и никто другой. Отлепись от чужих имен и прилепись к Моему имени. Если уж тебе необходимо покляться кому-то в чем-то, то не используй имена других богов, Я тебе разрешаю использовать Мое имя. Именно «разрешаю»! Чтобы закрепить это знание, эту заповедь, Господь позже устами Иисуса Навина скажет:

Не сообщайтесь с сими (*языческими) народами, которые остались между вами, не воспоминайте имени богов их, не клянитесь [ими] и не служите им и не поклоняйтесь им... (Иис.Нав.23:7 и см. Иер5:7)

Видите ту же самую формулировку? "не поклоняйся, не служи, не клянись" – т.е. не считай их главными в своей жизни, вообще не считай их за богов.

Евр.6:16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.

Вседержитель учил Свой народ, что Он и есть «высший», и другого, как Он нет. Поэтому если они хотят покляться чем-то «высшим», то нет ничего выше Его имени.

Божьи люди употребляли Его имя для того, чтобы давать клятвы, и Господь не возражал против этого. Вот например, Авраам, потребовал такой клятвы от своего слуги: «и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу...» (Быт.24:3) Или вот Саул взял подобную клятву с Давида: «Итак поклянись мне Господом, что ты не искоренишь потомства моего после меня и не уничтожишь имени моего в доме отца моего» (1Цар.24:22). Даже язычница Раав, понявшая, насколько важен Бог для израильтян, взяла с соглядатаев такую же клятву: «поклянитесь мне Господом что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому отца моего, и дайте мне верный знак...» (Иис.Нав.2:12)

Господь не возражал против клятв, данных при упоминании Его имени, только до тех пор, пока Его люди не начинали клясться во лжи, т.е. не просто не исполняли клятву, но уже с самого начала знали, что не исполнят.

Вседержитель всегда учил Своих людей тому, что если уж они произнесли какую-то клятву, они обязаны ее исполнить. Нарушение клятвенного обещания стоит в одном ряду с такими грехами, как блуд, гомосексуализм, скотоложество, убийство (1Тим1:10), и наказание за него суровое:

Зах.5:3 Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне. Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом вора и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его.

Поэтому закон предписывает:

Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь. (Лев.19:12)

если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его. (Чис.30:3)

Обратите особое внимание на то, что здесь нет формулировки типа «если кто поклянется именем Господа», но просто сказано «если кто поклянется», потому что для Бога не важно, употреблялось ли при этом Его имя, для Него важно, что клятва вообще прозвучала, а значит, человек, носящий Его имя, должен ее исполнить.

Легко ли исполнить клятву? Для того чтобы человек мог это сделать, необходимо обладать двумя главными качествами: 1) верность собственному слову и 2) способность контролировать ситуацию. Например, если я, умея водить автомобиль, поклянусь кому-нибудь, что никогда в жизни не сяду за руль автомобиля, я могу демонстрировать верность, но могу ли контролировать ситуацию? Ведь если обстоятельства сложатся так, что только я смогу быть человеком, которой доставит умирающего ребенка в больницу на какой-то машине, то я окажусь в неприятной ситуации: нарушить свою клятву и автоматически нарушить понятие верности, или позволить ребенку умереть. В Библии записано несколько историй о том, как из-за необдуманной клятвы произошло страшное, прочитайте, например, одну из них в Мар.6:22-27.

Когда Иисус начал Свое служение, среди учителей народа Божьего было много споров о том, как, чем и когда клясться, но не было ясного понимания, что клятвы – это серьезнейшее обязательство, которое человек накладывает на себя, и что Бог никогда не повелевал клясться его именем, но просто позволил это делать, если есть такая необходимость. Поэтому Иисус, выправляя то, что было искажено и затемнено, пояснил смысл данного в Торе повеления о клятвах:

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. --- и это правильно, и так должно быть. Иисус здесь не отменяет заповедь, но Он милостиво помогает людям увидеть, что лучше бы им, вообще, не произносить никаких клятв --- А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. --Видите причину? Потому что ты не можешь знать, что с тобой будет завтра! Не будь самонадеянным, когда налагаешь на себя серьезные обязательства! Ведь сказано же, что если не исполнишь, то попадешь под осуждение(Иак.5:12).



Похожие публикации