Наказания ада, описанные в коране и хадисах. Мучение грешников в аду

Согласно Библии вечный не ад и мучения (адские муки), а огонь, дым

Действительно, сложно понять причины благовестия Иисуса в аду тем, кого Он собирался там оставить, и тем, кого хотел с Собой забрать в рай. Чтобы еще более убедиться в несостоятельности этой богословской теории, давайте посмотрим на библейские тексты, которые нам говорят о рае и якобы вечных муках в преисподней.

Существует всего несколько текстов в Священном Писании, на которых построена вся концепция вечных посмертных мучений. Давайте их рассмотрим и подумаем, о какой вечности в них может идти речь:

«И пойдут сии в муку вечную , а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).

«И дым мучения их будет восходить во веки веков , и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14:11).

Если на основании этих текстов сделать вывод, что грешники будут мучиться в огне вечно, то нужно будет признаться в противоречивости Библии. В главе «Геенна огненная» было приведено множество отрывков из Священного Писания, в которых описан Великий Суд, представляющий собой сжигание огнем, то есть уничтожение , греха и грешников. Вот еще несколько стихов на эту тему:

«Нынешние небеса и земля … сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:7,10,13).

«Праведно пред Богом - оскорбляющим … воздать скорбью … в явление Господа Иисуса с неба … в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа, … которые подвергнутся наказанию, вечной погибели » (2 Фес. 1:6-9).

«И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их » (Откр. 20:9).

«Нечестивые погибнут , и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут » (Пс. 36:20).

«Города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел , показав пример будущим нечестивцам » (2 Пет. 2:6).

«Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки » (Иез. 28:18,19 , см. также Ис. 33:12,14 , Мал. 4:1,3 , Пс. 49:3,4 , Ис. 66:22,24 , Ис. 1:28 , Ис. 30:33 , Ис. 34:8-10 , Ис. 38:16-23 , Авд. 1:18 , Наум. 1:9,10 , Пс. 10:6 , Пс. 36:20 , Пс. 103:35 , 1 Кор. 3:13 , 1 Пет. 3:12).

Как хорошо видно из этих текстов, грешные люди в огне погибают, превращаются в пепел, исчезают на веки . Мы знаем, что Библия не может себе противоречить. О чем же тогда говорят стихи о вечных муках Мф. 25:46 и Откр. 14:11 ?

Существует как минимум два объяснения их содержания.

Во-первых , вечным может быть не мучение грешников, а сам огонь . Ведь в Библии нет других текстов, которые говорят, что именно страдание грешных людей, не достойных Царствия Небесного, будет вечым. Ряд теологов считает, что Бог оставит на новой земле огонь геенны для напоминания об огромной трагедии, постигшей всю Вселенную. Такой вывод можно сделать из анализа иных текстов Священного Писания, описывающих те же события, что и в Мф. 25:46 , в том числе находящиеся в непосредственной близости с этим стихом:

«Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени (Ис. 33:14).

«Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. И превратятся реки его в смолу, и прах его - в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее ; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней» (Ис. 34:8-10).

А беспокойство днем и ночью в Откр. 14:11 предсказывает нам мучение последователей учения Вавилона от семи язв и чаш, о которых рассказывается параллельно (см. Откр. 16:9 , Откр. 18:2,4). Дорогой читатель, нужно учитывать, что Священное Писание в оригинале не имело разделения по главам и знаков препинания. Также нужно знать, что библейское повествование зачастую имеет цикличность, то есть одна тема прерывается другой и далее вновь продолжается. Это хорошо видно на примере 24 главы Евангелия от Матфея где Иисус рассказывал «вперемешку» о Своем Втором Пришествии и разрушении Иерусалима в 70 году н. э. Также в библейских пророчествах часто применяется описание одних и тех же периодов времени или событий разными символами. Так, например, смена мировых держав в книге Даниила изображалась сначала в виде истукана, а затем образами животных (Дан. 2 и главы).

Во-вторых , слова вечно и вовек далеко не всегда в Библии обозначают бесконечность:

А) «Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным . Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» (Быт. 17:13,14).

Здесь завет обрезания назван вечным. Однако мы знаем, что Новый Завет отменил необходимость обрезания (см. 1 Кор. 7:18,19 , Рим. 3:30 , Гал. 5:6 , Филип. 3:2,3).

Б) «И сказал Господь Аарону: вот … от всего, посвящаемого сынами Израилевыми, Я дал тебе и сынам твоим, ради священства вашего, уставом вечным; вот, что принадлежит тебе из святынь великих, от сожигаемого: всякое приношение их хлебное, и всякая жертва их за грех… Это устав вечный в роды ваши» (Чис. 18:8,9,23).

Со смертью Христа - истинной заместительной жертвы, пропала необходимость совершать жертвоприношения в храме, а значит, в Новом Завете служение евреев из рода Аарона стало не нужным, несмотря на то, что ранее оно было названо вечным.

В) «Ты соделал народ Твой Израиля Своим собственным народом навек, и Ты, Господи, стал Богом его» (1 Пар. 17:22).

Иисус открыл дорогу к Богу язычникам, теперь каждый христианин стал народом Божьим (см. главу «Послание к Евреям 4:9» ).

Г) «И он останется рабом его вечно » (Исх. 21:6).

Здесь речь идет о времени жизни раба.

Д) «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример » (Иуд. 7).

Огонь Содома и Гоморры Библия тоже называет вечным , однако он давно погас. Священное Писание сравнивает истребление этих городов с последующим наказанием нечестивцев (см. выше 2 Пет. 2:6).

Анализируя Библию, можно сделать вывод: вечно что-то длится, пока не закончится либо не исполнится его предназначение. Понятие «вечно» в смысле «бесконечно» по отношению к Земле может принадлежать только Богу (см. 1 Пар. 16:15 , Пс. 110:7,8 , 1 Пет. 1:25 , Откр. 14:6 , 1 Тим. 6:16). Сама Библия так объясняет значение слова вечно : «Видимое временно , а невидимое вечно » (2 Кор. 4:18).

Мы не можем знать, насколько долго будет гореть пламя Великого Суда. Главное, мы можем быть абсолютно уверенными, что уж точно грешники не будут мучимы вечно в этом огне – Библия неоднократно и однозначно говорит об их уничтожении.

Также и сам ад, который, как мы теперь знаем, обозначает могилу, исчезнет - будет уничтожен в озере огненном:

«И смерть и ад повержены в озеро огненное » (Откр. 20:14).

Кстати, в этом тексте мы видим еще одно доказательство отличия ада от геенны огненной. Разве может ад быть брошен в себя же – в ад? Конечно, нет. Здесь говорится о том, что на новой земле не будет уже ни прекращения жизни (смерти) , ни могил (ада) .

«Сии … как бессловесные животные … растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей … Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки » (Иуд. 10-13).

Богословская теория о вечном мучении в преисподней противоречит также понятию о вечной жизни во Христе. Согласно Евангельской вести, жизнь вечная возможна только во Христе Иисусе: «Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе , Господе нашем» (Рим. 6:23 , см. также 1 Ин. 3:15). То есть люди, отвергшие Христа, не будут жить вечно нигде: ни в преисподней, ни в озере огненном, ведь мука вечная – это тоже жизнь вечная , только плохая.

Стоит отметить, что в церкви всегда существовали учения, не поддерживаемые большинством, которые возвещали отсутствие «вечного ада» и восстановление всего тварного на земле в исходное состояние. Подобные теологические концепции ряд богословов именует «Апокатастасисом» (др. греч. άποκατάστασις - восстановление), а их приверженцев - «оптимистами». О конечности адских мук или всеобщем спасении высказывались такие известные в церкви личности, как христианский проповедник Климент Александрийский (150 – 215 гг.), христианский ученый богослов Ориген (185 – 254 гг.), возведенный в ранг «святых» епископ Григорий Нисский (335 - 394 гг.), слепой богослов Дидим Александрийский (ум. в 395 г.), христианский писатель Исаак Сирин (VII век) и другие.

Конечно, сам «Апокатастасис» ошибочен, ведь, как мы увидели выше, Библия не учит о всеобщем спасении. Но в нем есть и здравое зерно, так как учение о вечном мучении бессмертных душ определенно противоречит характеру Любящего Бога и Его Слову.

Итогом жизни всякого человека на земле будет Божий Суд. Самым страшным итогом Судного Дня является дорога в вечный Ад.

Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в (райский) Сад, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко. Так Мы (по заслугам) воздаем грешникам. Их ложе будет из огня Геенны, а над ними будет покрывало. Так Мы воздаем мракобесам. (7:40-41)

Тот, кого Бог ведет прямым путем – следует прямым путем. А для того, кого Бог вводит в заблуждение, ты не найдешь покровителей вместо Него. В День воскресения Мы соберем их лежащими ничком, слепыми, немыми и глухими. Их пристанищем будет Геенна. Как только она утихает, Мы добавляем им пламени. (17:97)

Ад – это место наказания, уготованное грешникам. Бог, описывая эти страшные наказания, дает нам шанс одуматься, раскаяться, принять Его законы и жить в соответствии с ними. Описываемые мучения будут причинены разными способами.

Самый известный вид наказания – наказание огнем:

Наказание огнем

Несчастные пребудут в Огне, где они будут стонать и рыдать. (11:106)

Скажи: «Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». Мы приготовили для мракобесов Огонь, (огненные) стены будут окружать их со всех сторон… (18:29)

Огонь будет сжигать их лица, и будут корчиться они. (23:104)

О да! Они сочли (известие) о Часе – ложью, а Мы для тех, кто ложью Час считает, уготовили огонь (Ада). Когда еще из далека Огонь сей распознает их, они услышат его рев и ярость. Когда же связанными вместе там в место тесное их бросят. Тогда они начнут молить о скорой гибели своей. (25:11-13)

А пристанищем нечестивцев будет Огонь. Всякий раз, когда они захотят оттуда выйти, их возвратят обратно (в пламя), и им будет сказано: «Вкусите же мучения в Огне, которые вы считали ложью!» (33:20)

Воистину, Бог проклял отрицающих (Его знамения) и уготовил для них Пламя, в котором они пребудут вечно. (И в нем) они не найдут ни покровителя, ни помощника. (33:64-65)

А тем, которые отрицали (знамения Бога), уготован огонь Геенны. С ними там не покончат и их не умертвят, и муки их не станут легче. Так Мы караем всех тех, кто отрицает (знамения Бога). (35:36)

Таково воздаяние врагам Бога! Огонь! В нем будет их Вечная обитель в воздаяние за то, что они отвергали Наши знамения. (41:28)

Но нет! Это – Адское пламя, сдирающее кожу с головы. (70:15-16)

Просто обжигаясь, человек издает вопль, а уж когда он находится в пламени пожара, то истерически вопит и зовет на помощь. Подобное поведение не изменится в Аду, но помощь находящимся там людям будет особой:

Наказание кипятком

…Если они станут молить о помощи, то им помогут (лишь) водой, подобной расплавленному металлу, которая обжигает лицо. Мерзкий же (это) напиток и скверная обитель! (18:29)

Вот две тяжущиеся группы, которые препирались относительно своего Господа. Для тех, которые отрицали (знамения Бога), выкроят одежды из Огня, а на головы им будут лить кипяток. От него будут плавиться их внутренности и кожа. Для них уготованы железные палицы. Каждый раз, когда они захотят выбраться оттуда и избавиться от печали, их вернут обратно. Вкусите же (еще) мучений от обжигающего Огня! (22:19-22)

Они сочли ложью Писание и то, с чем Мы отправили Наших посланников. Но они узнают, когда с оковами на шеях и в цепях их поволокут в кипяток, а потом разожгут в Огне. (40:70-72)

…Неужели они подобны тем, которые вечно пребывают в Огне и которых поят кипящей водой, разрывающей их кишки? (47:15)

Вот (огненная) Геенна, которую грешники считали ложью. Они будут ходить между нею и кипящей водой. (55:43-44)

… угощением для него будет кипяток, и он будет гореть в Аду. (56:93-94)

Когда их бросят туда, они услышат, как она ревет, когда кипит. (67:7)

Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем? Одни лица в тот день будут унижены, изнурены и утомлены. Они будут гореть в жарком Пламени. Их будут поить из источника кипящего, и кормить только ядовитыми колючками, от которых не становится легче и которые не утоляют голода. (88:1-7)

И все эти ужасные муки будут сопровождаться не менее ужасным ветром:

Знойный ветер

Они окажутся под знойным ветром и в кипятке, в тени черного дыма, который не приносит ни прохлады, ни добра. (56:42-44)

В этой вечной безысходности, в наказание, будет огромное чувство голода, которое приведет к еще более изощренным видам мучений:

Дерево Заккум

Это угощение лучше или дерево Заккум? Мы сделали его искушением для мракобесов. Это – дерево, которое растет из основания Ада. Плоды его – словно головы дьяволов. Они будут пожирать их, и наполнять ими свои животы. Потом они (плоды Заккума) будут смешаны для них с кипятком. А затем их вернут в Ад. (37:62-68)

Воистину, дерево Заккум будет пищей грешника. Подобно осадку масла, оно будет кипеть в животах так, как кипит кипяток. Схватите же его (грешника) и волоките до самой середины Ада. Затем налейте ему на голову кипяток, причиняющий страдания. (44:43-48)

… непременно вкусите от дерева Заккум. Вы будете набивать ими (свои) животы и запивать их кипятком, как пьют больные верблюды, которые не могут спастись от жажды». (56:52-55)

Чувство неимоверного голода непременно будет сопровождать неутолимая жажда, которая так же не облегчит состояние людей в Аду:

Наказание гноем:

А впереди его ожидает Геенна, и поить его будут гнойной водой. Он будет пить ее глотками, но едва ли сможет проглотить ее. Смерть будет подступать к нему со всех сторон, однако он не (сможет) умереть, ибо ему предстоят тяжкие мучения. (14:16-17)

Геенна, в которой они будут гореть. Как же скверно это ложе! Это – кипяток и гной. (38:56-57)

…и нет (там) пищи, кроме кровавого гноя. (69:36)

Не вкушая ни прохлады, ни питья, а только кипяток и гной. (78:24-25)

Все процитированные аяты Священного Корана предупреждают об ответственности в случае нарушения законов Божьих. Наказания можно избежать, если мы будем судить и быть судимыми в соответствии с Писанием. Так может быть вы уразумеете?

Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты – Дарующий! (3:8)

Ш: - Виталий Шевченко, ведущий христианской телепередачи «Угол»
Б: - Билл Висс, человек побывавший в аду
А: - Аннет, жена Билла

В Ш: В 1998 году Билл имел необычайное переживание, покинув тело, его дух был во мгновение перемещён в ад, где по допущению Бога, он пережил неописуемый ужас пыток. Как вы можете доказать, что это, именно, было духовное переживание, а не какой-то сон или что-то другое?

Б: Да, действительно, для меня это был не сон, когда я возвращался назад в тело. Господь показал мне моё тело, лежащее на полу и я вошёл в тело. Из этого я знаю, что мой дух покидал моё тело. Об этом же говорил и апостол Павел: в теле или в не тела, не знаю, то есть это реальное переживание – выход из тела, и ещё одно, когда я вернулся в своё тело, я обнаружил себя в шоковом состоянии, я кричал от страха и ужаса и в таком состоянии меня нашла моя жена.

В Ш: Ваша жена тоже это может подтвердить, то есть Аннет тоже видела всё это, то есть не только вы сами видели своё тело?

Б: Да, моя жена обнаружила меня в шоковом состоянии, но я ничего не понимал в тот момент, как человек в момент эксидента (несчастного случая). Аннет была страшно напугана и молилась об мне в течении часа, чтобы я хоть немного успокоился и чтобы Господь избавил меня от страха,

В Ш: Как это вообще всё произошло и что этому предшествовало. Я знаю, что есть ряд американских церквей, которые вообще отрицают существование ада или более мягко, вообще не говорят об этом. Было ли это вашим любопытством, и что заставило Бога или подвело Бога к тому, чтобы вам пережить такое невероятное переживание, зачем Бог это допустил?

Б: Я являюсь уже христианином вот уже 33 года, но никогда основательно не вникал в эту тему. При это важно заметить, что ни я ни моя жена никогда не смотрели фильмы ужасов, следовательно ничто не могла повлиять или привести к тому чтобы думать о таком ужасном месте как ад. Однажды, после молитвенного служения, мы пришли домой и как обычно легли спать. Внезапно я очутился в тюремной клетке ада. Я не знаю, почему Бог избрал меня для этого.

В Ш: Существует ли какая-нибудь параллель, между тем, что вы переживали и между священным писанием, то есть подтверждает ли священное писание ваш опыт.

Б: Каждая деталь моего свидетельства подтверждается библией. Приблизительно около 10 до 50-ти мест на каждый эпизод. И библия достаточно детально и точно передаёт состояние человека, попавшего в ад. В отношении расстояния, то я знал, что нахожусь на глубине около 3700 миль от поверхности земли. Радиус земли составляет приблизительно 4000 миль, так что я находился близко к центру земли. Некоторые места писаний также свидетельствуют о том, что ад расположен в центре земли.

В Ш: Хм, как вы знаете, что это именно 3700 миль.

Б: Знаете – это одно из явлений, которое тяжело объяснить. Я просто понимал или знал об этом. Например, я знал, что нахожусь в этом месте навсегда. Также я знал и расстояние, как глубоко и далеко нахожусь там. Чувства были каким-то образом приспособлены воспринимать различные вещи, несколько по-другому, чем на земле. Я не знаю почему, но так есть. Хотя это всё не так важно, важно то, что ад сейчас действительно расположен в центре земли и после великого суда, согласно книге откровения, ад и смерть будут брошены в озеро огненное, где находится озеро огненное, я действительно не имею никакого представления.

В Ш: Значит вы как бы ск, не вы а писание разделяют понятия ада и озера огненного, что ад будет брошен в озеро огненное. Как бы вы могли это объяснить?

Б: Ад, куда снизошёл Иисус, после своего воскресения, описывается как преисподня или глубокое место земли, и звучит на еврейском языке шиэл. Там находился ад в то время и находится сейчас. Рай также описывается этим словом шиэл. Но ад и рай разделены великой пропастью. Там же находились души праведников старого завета, которые были освобождены по воскресении Иисуса Христа из мёртвых. Ад остаётся на том же месте до дня суда и затем вместе со смертью будет извлечён из земли и брошен в озеро огненное. Я не знаю, почему это так, но так распорядился Бог.

В Ш: Хорошо, Бил. Я хочу приступить к самым детальным, так сказать, сценам, которые вы видели в этом месте. Вы оказались сразу в клетке, в клетке, вы как будто провалились в это место прямо из своей комнаты.

Б: Я оказался в тюремной клетке. В аду много разных мест, такие как огненные ямы, огромные ущелья, пылающие огнём, а также просто камеры или клетки на дверях которых находятся обыкновенные решётки. Вот в одной из таких камер оказался и я. В этой клетке я обнаружил нескольких демонов, которые были посланы истязать меня и мучить. Я не понимал или не знал, кем являлись те гигантские существа, подобные ящерам. Их тела были покрыты чешуёй, как у змеи. Их рост составлял приблизительно 12 – 13 футов. Так же и библия описывает демонов подобным образом. Они причиняли мне несказанные мучения. При этом, я думаю, что Бог приглушил во мне чувство боли, так что я ощущал не всю боль, которой подвергались другие люди.

В Ш: Как вы могли переживать чувства, когда вообще человек присутствует в не тела, не в теле присутствует, то есть ваше тело осталось в комнате. Каким образом вы могли иметь определённые переживания на уровне чувств.

Б: В книге Матфея 10:28 написано, бойтесь Того, Кто может и душу и тело ввергнуть в гиену огненную. То есть человек имеет тело, находясь в аду, которое аналогично тому телу, которое мы имеем сейчас. Но оно состоит из другого материала, потому что способно выдержать невыносимую температуру ада. Я не знаю, из чего оно было сделано, но выглядит как наше обычное физическое тело. Трудно объяснить, каким образом моё тело ощущало боль от издевательств демонов. Я удивлялся, как я мог выжить после того, что они со мной делали. Каждая пытка в земном измерении боли, должна была закончиться смертью. Но я не мог умереть. В аду ты мёртв, но мёртв духовно. Находишься в состоянии постоянной боли причиняемой демонами и другими явлениями. От этих существ исходило неимоверное зловонье и запах гнили. Ад наполнен вонью настолько токсичной, что один вдох мог стать смертельным для земного человека.

В Ш: Вы сказали о том отвратительном запахе, которым можно отравиться, если жить на земле или находиться в теле на земле. Что это был за запах. С чем его можно?

Б: Этот запах настолько отвратителен, что трудно вообразить. Это подобно вони открытой канализации, тухлым яйцам, испорченному мясу или гниющему тело и это всё надо умножить в тысячу раз и само собой это представить невозможно. Представьте себе это неописуемое, отвратительное зловонье, поднесённое к вашему лицу. Зловонье было ужасным. Настолько тяжёлым, что не хотелось дышать. Кроме того, воздух был сильно разряжён. Думаю, что огонь поглощает весь кислород. Также там нет воды, вообще никакой жидкости. Нет ни капли влажности в воздухе. Каждый вдох даётся с трудом и я дышал приблизительно так: кх, кх, кх. Почти невозможно дышать. И так люди будут проводить вечность. Всякое даяние доброе и дар совершенный приходит от Отца Света. Мы дышим, питаемся, наслаждаемся запахом цветов, но в аде человек лишён всего этого. Там нет ничего живого, никакой растительности, нет никаких признаков жизни. То есть человек лишён всего, чем может наслаждаться на земле. Дыхание – одно из удовольствий. И поэтому малое количество кислорода – одна из пыток в этом ужасном месте.

В Ш: Вы сказали, что там нет никакой разновидности жизни. А как это понять и что включает себя понятие жизни? На земле мало замечаем жизни, вероятно, только в сравнении можно понять это.

Б: В аду человек не имеет силы, абсолютно никакой. Даже при всё своём старание, я не мог превозмочь демонов, то есть тело лишено всякой силы. Однако, мне как-то удалось выползти из камеры и увидеть немного горизонт. С одной стороны пламя озаряло местность и я мог видеть обожённые камни и пустынную землю, полное отсутствие жизни, никакой растительности или травы. Трудно рассмотреть что-либо и я видел тёмно-коричневую землю, мёртвую и сухую. При этом я слышал вопли миллионов людей, мучаемых демонами. Слышать крик одного человека сильно тревожит и раздражает, вызывает неприятные чувства, но слышать вопли миллионов было оглушающи и невыносимо. Я не мог никуда убежать или скрыться от этих звуков. Не мог их заглушить или выключить. Я знал, что эти люди находятся в разных местах: огненных ямах и камерах.

В Ш: Разве это не противоречит тому, что суд ещё не состоялся. Каким образом Бог может помещать людей в озеро огненное или подвергать их каким-либо пыткам прежде суда?

Б: Как богач, мучавшийся в пламени огня, увидев Авраама, попросил Лазаря, чтобы тот обмакнул свой палец в воде и остудил его язык. Замечаете, у него был язык. Он испытывал боль. Он помнил имена всех своих родных, то есть имел память. Всё это происходило до дня суда. И он уже испытывал боль и мучение. Есть ряд мест в писании, свидетельствующие о том, что человек будет мучим до суда, так же как и преступник находится в камере до суда. И только после вынесения приговора человек направляется в государственную тюрьму.

В Ш: Сколько было таких переживаний, острых, которые вы можете отнести к понятию пыток, можете вы их перечислить? Б: Один из демонов схватил меня своими когтями и начал рвать моё тело, я испытывал ужасную боль. Я был чрезмерно удивлён, что мои раны не кровоточили. То есть совершенно не было крови или какой-либо другой жидкости в моём теле. Жизнь человека находится в крови, но в аду нет жизни, поэтому нет и крови. Вода также символизирует жизнь, и в преисподней нет воды. Затем демон больших размеров, так сжал мой череп, что он лопнул и при этом он бросал меня об стены камеры. Я чувствовал как трещали и ломались кости. Находясь в полу сознании, я умолял о милости. Но эти существа не имели никакой пощады и милости. В библии сказано, что милость исходит свыше. В аду нет милости, демоны, естественно, так же её не имеют.

В Ш: Вы взывали о милости, существует ли какой-то разум, какой-то IQ у этих животных или существ, каким-то образом вы понимали друг друга или это абсолютно как животные и человек.

Б: Я слышал, как они что-то говорили между собой. Это была ругань в адрес Бога, и они ненавидели Бога и человека. Я понимал о чём они говорили, хотя не знал на каком языке, хотя мог понимать. Всё чем были наполнены демоны – это ненависть и издевательство. Они не имели никакого IQ, кроме того, чтобы доставлять мучения людям. Я не понимал, почему их ненависть ко мне была на таком высоком уровне, пока на моём обратном пути из ада не спросил это у Бога. Он объяснил, потому что ты сотворён по Моему подобию. Дьявол ненавидит Бога и Его творение – человека.

В Ш: Но вероятно, это очень унизительно иметь дело с такими существами, которые преобладают силой, но у которых абсолютно отсутствует разум.

Б: Конечно – это унизительно. В этой жизни мы добиваемся успехов и совершенства. Человек – венец творения. В аду наоборот – эти чудовища доминируют над человеком и делают всё с ним, что хотят. Человек же ничего не может изменить. Он посрамлён и унижен. Об этом говорит и библия, что любой человек, независимо насколько он был велик при жизни на земле, если не примет Христа будет посрамлён и унижен демонами в аду. После суда, когда ад и смерть будут брошены в озеро огненное, думаю, что демоны не только будут издеваться над людьми, но и сами мучаться. Все находившиеся в аду будут гореть в огне. Но до суда, люди находящиеся в аду находятся в распоряжении демонов

В Ш: Бил, как выглядят люди в аду. Они имеет действительно какое-то покрытие своего тела или одежду. Что говорит библия по этому поводу.

Б: Человек обнажён в аду. Это стыд и позор, который испытывает каждый, находящийся там. Библия также подтверждает это. Ад наг перед Богом и не может укрыться. Другими словами, Бог смотрит на ад и видит всё. Но также и физически человек обнажён. Потому что в аду на человека накладывается ещё одно бремя – бремя стыда. Наряду с этими пытками я был лишен возможности говорить с кем-либо. Я хотел узнать, где мы, что это за место, что с нами происходит, но я не мог, я был лишён привилегии с кем-либо говорить. Библия также говорит об молчании в аду как об отсутствии возможности общения. Вы можете себе только представить жизнь без общения с людьми. Это невыносимо. Люди в аду лишены возможности говорить и от этого испытывают ещё большие мучения.

В Ш: Как долго заняло это переживание в отношении земного времени?

Б: Я думаю, что я покинул своё тело около 3-х часов утра, хотя я точно не уверен в этом, но я чувствовал, что это происходит именно в это время. Жена нашла меня в 3:23 утра в состоянии шока и истерики. Трудно сказать, что 23 минуты земного времени равны такому же промежутку времени в потустороннем мире. Но мне казалось, что прошло намного больше чем 23 минуты. В том месте даже одна минута кажется бесконечно долгой. Но земного времени прошло 23 минут.

В Ш: Какой самый важный вывод вы сделали из этого переживания через несколько дней, после того как вы это всё осмыслили?

Б: Я спросил у Бога, почему ты меня направил в это место, ибо будучи в аду я не помнил о Боге и о том, что я был христианином. Бог удержал от меня это знание, чтобы я мог пережить, что чувствуют обречённые на вечные мучения человек, не имеющий спасение и не знающий Бога. На моём обратном пути, Бог мне всё объяснил. Я спросил, почему я Тебя не знал? Если бы ты Меня знал, ты бы имел надежду. Но Я хотел, чтобы ты мог пережить состояние обречённости, которое люди будут испытывать вечность. Это хуже чем любые истязания или мучения, хуже чем жажда или голод, хуже чем отсутствие покоя или сна – все эти мучения ужасны. Но не могут сравниться с ужасом сознания обречённости на вечность в аду. Если бы я помнил о Боге, то я бы надеялся на то, что Бог спасёт меня от сюда. Тогда бы я не мог пережить этого страшного чувства. Я же испытал, что здесь навсегда и что это никогда не кончится, что я никогда не увижу жены и не вернусь к ней. Это мучило меня невыносимо, я не мог говорить с ней и сказать, где я нахожусь. Поэтому Бог допустил это.

В Ш: Билл, но неужели Бог настолько жесток, неужели Бог, что действительно пройдёт определённое количество лет и Бог не сжалится над этими людьми?

Б: Действительно человеку тяжело понять, почему Бог может оставить человека на вечные мучения. Поэтому-то Бог и послал Сына Своего на смерть, потому что не хочет чтобы кто-нибудь попал в это ужасное место. Ад сотворён для дьявола и его ангелов, а не для человека. Потому Бог и предлагает человеку выбор, как написано: вот я предложил тебе жизнь или смерть, благословение или проклятие, но избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твоё навек (Втор.30:15). Бог предлагает сделать выбор сейчас, потому что Христос уже заплатил цену и умер за наше спасение от ада. Если мы не примем в своё сердце Христа. мы не сможем войти в рай. Третьего места не существует – только ад или рай. Больше идти некуда и как это не тяжело признать, если ты не попадёшь в рай, ты идёшь вместе с дьяволом в ад. Но Бог ненавидит это место и не хочет, чтобы мы там оказались.

В Ш: Какой важный и интересный вопрос. Мы читаем в библии, что в будущем будут существовать разные степени наград. Апостол Павел стремился к самой высшей награде – почести высшего звания во Христе Иисусе. Если существуют разные уровни награды, разные уровни похвалы от Бога, славы, признания, то будет ли существовать разные уровни наказания в аду или само пребывание в этом месте уже всех уровняло, и все одинаково наказаны?

Б: Множество мест писания указывают на разную степень наказаний или мучений в аду. Иисус говорил о большей мере наказания, говоря, что Содому и Гоморе отраднее будет в день суда, нежели городу тому. То есть будет разная мера наказания. Также библия говорит о рабе, который будет бит много. Следовательно, ряд мест писания говорит о разных местах ада и степенях наказания. Все места в аду – ужасны и невыносимы, но есть различные уровни наказания. Как в раю, так и в аду будут разные степени награды и наказания.

В Ш: Хорошо Билл, чем же это всё закончилось, было ли объяснение со стороны Бога, почему Он это всё допустил, и, вообще, были ли выставлены определённые требования, чего Он хочет теперь от вас связи с этим переживанием?

Б: Когда я двигался вверх по тоннелю, меня со всех сторон окружали демоны. Это были существа безобразных форм и различных размеров. Их тела были деформированы. Они были гигантского роста, человекоподобные, но большинство были похоже на ящуров. Они имели руки разной длины и большие ноги, то есть ступни и безобразно огромные зубы. Все они были уродливы, формы пауков, червей или змей. Я не знал, какая сила меня поднимала вверх по тоннелю, но позже я узнал, что это был Господь. В конце тоннеля становилось всё темнее и темнее, и вдруг меня озарил яркий свет. Без всяких объяснений, я знал, что это Иисус. Я предстал перед ним и в это время ко мне вернулось сознание и я вспомнил, что я христианин. Всё что мне хотелось в это время – пасть на колени бесконечно славить Бога. Я был беспредельно благодарен за то, что знал Его лично и то что Он спас меня от ужасного ада. И что я там не должен больше находиться. Я спросил Его. Зачем ты низвёл меня в ад? Он сказал: многие люди не верят, что ад реален, и даже многие мои дети не верят в существование этого места. Я был шокирован, я думал, что каждый христианин знает и должен верить в существование ада. Я не знаю каким образом, но я испытал силу которую имеет Бог. Выйдя из тоннеля мы поднялись над землёй и посмотрели вниз. Он позволил мне увидеть Свою бесконечную славу и видеть вращающуюся землю, которая висела совершенно ни на чём. О чём также говорит библия: Бог ты всемогущий и всезнающий. Я осознал, как мудро Бог правит над всей вселенной. Нет совершенно ничего о чём бы Он не знал, даже количество волос на голове человека. Более всего, меня удивляло сочетание бесконечной силы и любви в одной Личности. Он сказал, что Он грядёт очень скоро.

В Ш: Несколько слов о том, как вы вошли в своё тело и что обнаружили в своей комнате, какой была реакция вашей жены на всё происходящее, как вы пришли в себя?

Б: Когда я возвратился, я увидел своё тело лежащим на полу. Я не знаю, как я оказался на полу, так как я ложился спать на кровать. Было необычно видеть себя со стороны. Первая мысль, что это не я на полу, что я здесь, а не там. Я понял, как коротка и недолговечна наша жизнь на земле, как пар являющийся на малое время, но дух мой вечен, также я не знал, как соединиться с этим телом. Я вошёл в тело через нос или рот, какая-то сила втянула меня во внутрь тела. После этого присутствие Бога исчезло. Он ушёл и ко мне сразу же возвратился ужас ада и страх. Библия говорит, что совершенная любовь изгоняет страх, и я не боялся ничего в Его присутствии, но когда Он покинул мою комнату, воспоминания об аде снова ожили в моей памяти. Физически человек не может выдержать такой страх, такое чувство, что я умираю. Через двадцать минут, я даже не мог понять, где нахожусь. Всё, о чём просил я свою жену, молится обо мне. Я был в аду. Проси Бога забрать страх из моей памяти. Моя жена может засвидетельствовать об этом. Люди спрашивают меня: как я могу быть уверен, что это был не сон? Ну, сон не может оставить человека в таком шоке. По природе, я человек спокойный и уравновешенный. Для меня проявлять такие эмоции – неестественно.

В Ш: Билл, спасибо огромное за то, что вы были вместе с нами. Я очень благодарен вам. Я верю, что это свидетельство оставит неизгладимый след в жизни многих людей, особенно молодых людей.

В Ш: Аннет, мы только что говорили с вашим мужем, и он рассказывал об этом ужасном переживании, которое он имел в своей жизни. Вы можете сказать со своей стороны несколько слов, что вы помните. как это произошло. Сколько было времени, как выглядел ваш муж, немножко опишите эту ситуацию.

А: Я крепко спала после молитвенного служения. Меня пробудил крик моего мужа из гостиной, часы показывали 3:23 утра. Я мгновенно вскочила и, вбежав в другую комнату, обнаружила его в полном шоковом состоянии. Обеими руками он сжимал свою голову то поднимая её, то опуская её между колен. По природе Билл очень спокойный человек. Потому я была сильно напугана его состоянием. Первая мысль, что у него сердечный приступ и он умирает, это выглядело очень и очень страшно. Через несколько моментов, он осознал, что я была рядом с ним и закричал: Господь водил меня в ад, молись!!! Я не знала, что мне делать, и стала молиться за него, чтобы он пришёл в себя.

В Ш: Вы вызвали скорую помощь?

А: Да, я собиралась, но он ясно кричал: Господь водил меня в ад, молись обо мне. У меня не было никаких сомнений в том, что он говорил, поскольку он мой муж, и я знаю его как человека чести и слова, тем более видя его в таком состоянии. Потому всё, что я могла делать – это молиться.

В Ш: Как долго потребовалось времени, чтобы он хоть немножко успокоился и пришёл в себя, сколько вы за него молились?

А: Прошло приблизительно около 20 минут, пока он немного успокоился, и начал говорить со мной, но только по истечении часа он мог владеть собой и рассказал о происшедшем.

В Ш: Как это вообще повлияло на вас?

А: Первая реакция – это было потрясение. Я никогда не задумывалась об аде. Никогда не изучала этот вопрос. Я знала и верила, что ад реален, но не осознавала насколько реален на самом деле. Всё происшедшее с моим мужем всерьёз заставило задуматься о всех членах моей семьи, которые не знают Господа, но так нуждаются в этом.

В Ш: Друзья мои – это действительно серьёзно, это действительно ответственно, это действительно страшно. Когда Иисус Христос говорил людям, стараясь предостеречь их от этого страшного места, Он говорил: лучше отсеки себе руку, лучше вырвать глаз, который тебя соблазняет, который тебя прельщает, чем всё твоё тело будет ввержено в геенну. Иисус Христос не шутил. Это не выдумки и это даже не аллегория. Это реальность. Это место действительно страшно, это место действительно реально. Если мы стараемся как-то убедить вас уверовать в Иисуса Христа и спастись, то сколько больше Бог постарался и приложил усилий, чтобы спасти тебя. Он отдал Своего Сына на крест. И мы сегодня слышали об ужасах ада. Но не меньший ужас пережил Христос на кресте. Его тело было разрываемо, истерзано, оно кровоточило, и Он умер, чтобы мы не оказались в этом страшном месте. Поэтому прими акт смерти Иисуса Христа как заместительную жертву за твои грехи, чтобы тебе не оказаться в аду, в этом ужасном месте. Будь спасён во имя Господа Иисуса Христа и мы встретимся с тобой в Царстве Божием. Да благословит тебя Бог.

До свидания!

Внимание! Ресурс центр imbf не несет ответственности за содержание материалов опубликованных в этом разделе и может не разделять точку зрения авторов. Также мы не несем ответственности за содержание републицируемых материалов.

«Оставь надежду всяк сюда входящий», — читаем мы на вратах, ведущих туда, где, наверное, каждому из нас уготовано местечко. Образ ада в культуре — один из основополагающих и самых распространённых от античных времён и до наших дней. Страх перед ним — база религиозной морали. Но у каждого ад свой, в чём-то схожий с другими, в чём-то в корне отличающийся. «Диалог» разобрался, что ждёт грешников после смерти, согласно разным религиям и культурам.

Муки вечные

Образ христианского ада находим в Библии и апокрифах. По содержанию всех книг рассыпаны сведения о преисподней, и из всех фрагментов вырисовывается знакомая нам панорама: муки, огонь и тьма. Однако привычных нам, и знакомых из иллюстраций и фильмов котлов и сковородок в Библии мы не обнаружим. Что же мы знаем из неё?

«И пойдут сии [грешники] в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 46). Из этого следует, что терзать нас будут вечно. Кое-что об аде нам известно из Откровения Иоанна Богослова. «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:15). Страшный Суд подведёт итоги, и в конечном счёте решится судьба каждой человеческой души: праведники попадут в райские кущи, грешники останутся в аду навсегда без права на прощение. После Апокалипсиса «боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою» (Откр. 21:8).

Мы видим, что описание физических мучений от огня и жары — главная аллегория, относящаяся к мукам душевным. Сам Апокалипсис — процесс довольно сложный, наступающий поэтапно: это и снятие Семи печатей ангелами, и Пришествие Четырёх всадников, и нашествие саранчи, и падение городов. В течение веков люди пытались высчитать дату его наступления, но каждый раз ошибались. Однако поныне некоторые пытаются заранее подготовиться к нему и спастись.

Более подробно о пытках в аду мы можем узнать из апокрифического «Хождения Богородицы по мукам». В ней описания мучений детальны и скрупулёзны: помимо знакомой уже тьмы и огненных водоёмов там, например, можно встретить подвешивание вниз головой и поедание червями за ростовщичество, подвешивание за зубы сплетников, и возлежания на раскалённых скамьях за опоздания. Но здесь ад не вечен — Богородица упрашивает Бога даровать грешникам отдых от Великого четверга до Троицы.

Существует также неканоническая теория об апокатастасисе (всеобщем спасении), восходящая к писаниям Климента Александрийского. Она заключается в том, что адские муки будут конечны, а грешники рано или поздно — прощены, и даже Дьявол покается.


Фрагмент фрески из кафедрального собора Флоренции. Фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

В целом авраамические религии, поскольку являются продолжением друг друга, довольно похоже описывают ад. В исламе существует аналогичное понятие — Джаханнама. Здесь примерно то же, что и у христиан: муки от огня, сера и выжженные пустоши, а также обширный бестиарий — джинны и шайтаны. Коран предупреждает нас о «гнойной воде», которую проглатывает грешник, и «приходит к нему смерть со всех мест, но он не мёртв, а позади его - суровое наказание» (14:19-20). Структура ада — врата в преисподнюю и уровни-круги, уходящие вглубь земли (39:71-73).

О еврейском аде можно узнать из раввинистической литературы, то есть из комментариев к Талмуду. Долгое время существовало мнение, что грешники подвергаются наказаниям в аду лишь в течение 12 месяцев. После этого их уничтожают и избавляют от страданий. И лишь небольшое число — те, кто отрёкся от своего народа и религии — будут мучиться вечно. Еврейский философ Рабби Акива полагал, что грешники после того, как искупят свои грехи, присоединятся к праведникам в раю (Эд. 10). В Талмуде также говорится о том, что у грешников есть возможность присоединиться к праведникам в случае раскаяния и признания справедливости наказания (Эр. 19а). В некоторых источниках говорится, что праведность сына может облегчить посмертную участь родителей. Законоучители из Эрец-Исраэль отрицали существование ада и считали, что после Страшного суда грешников испепелит жар, исходящий из их собственных тел (Быт. Р. 6:6; 26:6).

Непостоянные ады

В буддизме ад именуется Наракой и является одним из шести миров, которые циклично проходят души. Он не вечен ни для кого. Души, искупившие со временем свою карму, выходят в высшие миры. И снова круги — от самого безобидного к самому страшному уходят они воронкой в центр земли. Восемь горячих — в центре, восемь холодных — по краям, и множество побочных между ними.


Муки ада. Старинная китайская книжная иллюстрация. Изображение с сайта ru.wikipedia.org

В китайских верованиях ад называется Диюй. И в нём также души грешников не задерживаются навечно. Он имеет форму сложного, многоуровневого лабиринта. Китайский ад имеет свою столицу — подземный город Юду. Выглядит он как обычный земной мегаполис, только населяют его демоны и души. Помимо этого, существуют теории о Десяти Судилищах и восемнадцати уровнях ада. Китайские представления очень неоднородны, и разнятся в зависимости от региона, где проживают верующие.

У японцев в синтоизме представление об аде — Дзигоку или Ёми — близко к древнегреческим мифам: есть река, отделяющая царство мёртвых от мира живых, а верховный правитель Эмма схож с Аидом. Индуизм не помещает ад отдельно. Здесь грешники испытывают мучения в земной жизни за грехи в предыдущих реинкарнациях и ожидают выхода из постоянного круговорота душ.

Литературный взгляд

Хрестоматийным, самым известным отображением ада в литературе является преисподняя из «Божественной комедии» итальянского поэта Данте Алигьери. Он, сочетая католическую мифологию и классификацию грехов Аристотеля, разрабатывает подробную концепцию девятиуровневого ада. Самый безобидный верхний Лимб уготован добродетельным нехристианам, некрещёным младенцам, ветхозаветным праведникам. Их участь — вечная скорбь. В самом низу ада, девятом круге, Люцифер в компании Брута и Иуды страдают, скованные льдом. И их порок — предательство.


Вильям Адольф Бугро, Вергилий и Данте в аду. Изображение с сайта ru.wikipedia.org

Довольно минималистичную картину ада нарисовал Жан-Поль Сартр. «Ад — это другие», — утверждает он и в пьесе «За закрытыми дверями» показывает нам всего лишь небольшую тёмную комнату и компанию из трёх людей. Как выясняется, главное мучение — это вечное присутствие постороннего, его жалобы, воспоминания, навязчивость. Японский же классик Рюноске Акутагава отметает все сложные схемы и провозглашает адом одиночество и отсутствие перемен, повседневность. Его ад здесь и сейчас, а жизнь — это попытки его избежать.



Похожие публикации