Наука и идеология. Идеология и наука Наука и идеология

ИДЕОЛОГИЯ И НАУКА

Надо различать науку как таковую и сферу науки как множество людей, организаций и учреждений, занятых добыванием, хранением, обработкой и предложением научных знаний, а также подготовкой соответствующих специалистов. Эта сфера есть часть общества, функционирующая по общим социальным законам. Эта сфера жизнедеятельности людей, в которой они добывают средства существования, добиваются успеха и делают карьеру. И достижение истины тут есть лишь один из стимулов деятельности, причем далеко не всегда главный. Научные истины добываются не в чистом виде, а в массе заблуждений, ошибок и извращений. Говоря об отношениях науки и идеологии, я имею в виду первое понимание науки.

Идеология зародилась и формировалась как стремление создать научное понимание всего того, что входило в круг интеллектуальных интересов людей, в противовес религиозному учению обо всем этом, то есть о космосе, природе, обществе, человеке, мышлении, познании. Наука осталась источником идеологии и в наше время. Но наука не становится идеологией. Идеология пожирает науку, но не превращается в то, что она пожирает. Продукты её «пищеварения» суть не что иное, как пища.

Наука и идеология различаются по целям, по методам и по практическим приложениям. Наука имеет целью познание мира, достижение знаний о нем. Она стремится к истине. Идеология же имеет целью формирование сознания людей и манипулирование их поведением путем воздействия на их сознание, а не достижение объективной истины. Она использует данные науки как средство, опирается на науку, принимает наукообразную форму и даже сама добывает какие-то истины, если это уже не сделано другими. Но она приспосабливает истину к своим целям, подвергает её такой обработке, какая необходима для более эффективного воздействия на умы и чувства людей и в какой заинтересованы те или иные группы людей, организации, классы и даже целые народы.

Идеология, как и наука, оперирует понятиями и суждениями, строит теории, производит обобщения, систематизирует материал, классифицирует объекты, короче говоря - осуществляет многие мыслительные операции, какие являются обычными в науке. Но между идеологией и наукой и в этом есть существенное различие. Наука предполагает осмысленность, точность, определенность и однозначность терминологии. Она по крайней мере к этому стремится. Утверждения науки предполагают возможность их подтверждения или опровержения. Понимание науки предполагает специальную подготовку и особый профессиональный язык. Наука вообще рассчитана на узкий круг специалистов. В идеологии все эти условия не соблюдаются, причем не вследствие личных качеств идеологов, а вследствие необходимости исполнить роль, предназначенную для идеологии. В результате ориентации на обработку сознания масс людей и на манипулирование ими получаются языковые конструкции, состоящие из расплывчатых, многосмысленных и даже вообще бессмысленных слов, из непроверяемых (недоказуемых и неопровержимых) утверждений, из однобоких и тенденциозных концепций. Результаты науки оцениваются с точки зрения их соответствия реальности и доказуемости, то есть критериями истинности, результаты же идеологии - с точки зрения их эффективности в деле воздействия на сознание людей, то есть критериями социального поведения.

Методы идеологии и науки лишь частично совпадают. Но по большей части они настолько различны, что можно констатировать принципиально различные типы мышления - идеологический и научный. Для первого характерным становится априоризм, то есть подгонка реальности под априорные концепции, нарушение правил логики (алогизм) и методологии познания, не говоря уж о научной этике. Приведу пример. В 1992 году группа экономистов по заданию ООН установила, что страны с высоким уровнем жизни имеют более высокий индекс политической свободы, чем страны с низким уровнем жизни. Само это «открытие» не стоит выеденного яйца. Но эти «открыватели» пошли дальше: они сделали вывод, будто причина бедности - политическая система бедных стран. Чтобы преодолеть бедность, эти страны должны перестроить свой социально-политический строй по западным образцам. Вывод сделан с нарушением всех правил логики и методологии науки. Его идеологическая ориентация очевидна - эти «ученые» имели заданную установку и подгоняли под неё свое якобы научное исследование. Примерами такого рода кишат сочинения бесчисленных «исследователей» общественных явлений.

Люди, которые руководствуются принципами науки в понимании общественных явлений, суть чрезвычайно редкое исключение. Их почти что нет, а порою они исчезают совсем. Это не случайно. Научное понимание общественных явлений требует высокого уровня образования и гибкости интеллекта, редко и плохо вознаграждается само по себе (то есть если не служит идеологии и политике), не согласуется с обывательскими представлениями, плохо защищено от агрессии со стороны общечеловеческой глупости и от ложной уверенности в том, будто всякий опытный в житейском отношении человек уже тем самым является компетентным судить о фактах общественной жизни.

Общественные явления настолько сильно затрагивают интересы людей, что они (люди), воображая, будто выражают объективную истину, на самом деле выражают свои интересы, лишь придавая им обманчивую форму истины. Ко всему прочему, истина, вся истина и только истина о социальных явлениях людям практически не нужна. Им достаточно получить капельки истины, растворенные в идеологической жидкости. А обнаженная истина об общественных явлениях порождает гневное осуждение со стороны всякого рода моралистов и демагогов. Они скорее примирятся со злом, чем с научной истиной, объясняющей закономерность и социальную роль зла.

В отношении данных естественных наук действуют другие, не менее принудительные причины их идеологического «переваривания». Широкие слои населения проявляют интерес к достижениям науки. Ознакомление их с этими достижениями предполагает популяризацию, рассчитанную на непрофессиональный уровень людей, что само по себе означает искажение результатов науки, упрощение, схематизацию, привнесение в науку чужеродных образных пояснений и т.д. А главное - при этом приходится иметь дело уже с воспитанными в определенном духе массами людей. Чтобы завладеть их вниманием, просветители и популяризаторы науки превращаются в мошенников, придающих скучным самим по себе результатам науки необычный, яркий, сенсационный и даже мистический вид. От науки при этом остаются лишь имена и смутные намеки на их реальные результаты. Основная масса такой продукции оказывается чудовищным извращением научных истин, умело замаскированным под «подлинную» и «новаторскую» науку. Эти извращения порою принимают такой вид, что не только обыватели с примитивным интеллектом, но даже изощренные в интеллектуальной работе профессионалы сами не могут разглядеть, где истина и где мошенничество. Так произошло в ХХ веке со многими достижениями логики, математики, физики, психологии, биологии. Вся так называемая «научная фантастика» есть фальсификация достижений науки. Она вполне сопоставима с мракобесием невежественного Средневековья.

Человек, который самыми безукоризненными научными методами покажет, что почти вся научно-популярная и художественная литература, сложившаяся на основе использования идей логики, математики, физики, психологии и других наук, есть шарлатанство, что научно-фантастические фильмы и романы суть явления антинаучные, - такой человек не будет услышан даже в кругах профессионалов.

Сознание современного среднеобразованного человека по многочисленным каналам (радио, кино, журналы, научно-популярная литература, научно-фантастическая литература) начиняется огромным количеством сведений из науки. Безусловно, при этом происходит повышение уровня образованности людей. Но при этом достижения науки преподносятся людям особого рода посредниками - «теоретиками» данной науки, популяризаторами, философами и даже журналистами. А это огромная социальная группа, имеющая свои социальные задания, навыки и традиции. Так что достижения науки попадают в головы простых смертных уже в таком профессионально препарированном виде, что только некоторое словесное сходство с отправным материалом напоминает об их происхождении. И отношение к ним теперь иное, чем в их научной среде. И роль их становится здесь иной. Так что, строго говоря, здесь происходит образование своеобразных двойников для понятий и утверждений науки. Некоторая часть этих двойников на более или менее длительное время становится элементом идеологии.

Одной из самых любопытнейших черт пропаганды научных достижений является стремление придать конкретным научным открытиям не только вид переворота в понимании той или иной области действительности, но и вид сенсационного переворота в логических основаниях науки вообще. Иногда это делают прямо, заявляя о непригодности «старых» правил логики в каких-то новых областях науки. В частности, чуть ли не предрассудком в некоторых кругах стало мнение, будто для микромира нужна совсем иная логика, чем для макромира. Иногда это делают косвенно, подвергая критике некий косный и отсталый здравый смысл простых смертных, не причастных к великим тайнам современной науки. Пространству, например, приписывается способность сжиматься и растягиваться, искривляться и выпрямляться, а времени приписывается способность двигаться (течь, идти), способность двигаться медленнее и быстрее, вперед и назад. При этом умалчивают о том, что упомянутые свойства вещей являются обычными именно с точки зрения здравого смысла. И если последний протестует против того, чтобы приписывать их пространству и времени, то вовсе не потому, что он необразован и консервативен, а потому, что даже на самом примитивном уровне здравого смысла ясно, что пространство и время заключают в себе что-то такое, что мешает рассматривать их как эмпирические вещи, которые можно пощупать, сжать, растянуть, сломать и т.п., и это «что-то» суть неявные соглашения о смысле употребляемых языковых выражений и правила логики, усваиваемые в какой-то мере в языковой практике. Все трюки с понятиями пространства и времени, которыми в течение многих лет потрясают воображение читателей, основываются на неясности и неопределенности привычных выражений, а также на их неявном переосмысливании. Эти трюки суть трюки языка, на котором говорят о пространстве и времени. Наука, язык которой отвечает нормам логики, не может вступить в конфликт со здравым смыслом, если последний есть некоторая совокупность истинных утверждений непосредственного опыта плюс некоторые правила логики, так или иначе усвоенные людьми. Словесные манипуляции с «новейшими достижениями науки» и полнейшее пренебрежение к логическим основаниям терминологии, возводимое в ранг все более глубокого проникновения в сущность микромира, пространства и времени, космоса, жизни, психики, мозга и т.д., стали характерными явлениями идеологической обработки масс людей.

Такого рода спекуляция за счет плохой логической обработки языка и языковые трюки не случайны. Открытиями в конкретных областях науки теперь никого не удивишь. К ним привыкли. А к «переворотам» в науке, вступающим в конфликт с логикой, привыкнуть нельзя. Факт, который невозможен логически, но о котором авторитетные жрецы Науки говорят, что он происходит согласно последним достижениям науки, есть чудо в духе высокоразвитой науки нашего времени. Религиозное мракобесие прошлого, реанимируемое и процветающее в наступившем тысячелетии, уживается, дополняется и подкрепляется мракобесием, исходящим с высот науки.

Из книги Проблемы жизни автора Джидду Кришнамурти

ИДЕОЛОГИЯ «Все разговоры по поводу психологии, о внутренних путях деятельности ума - это только пустая трата времени. Людям необходима работа и пища. Не вводите ли вы вполне сознательно в заблуждение ваших слушателей, когда совершенно очевидно, что прежде всего следует

Из книги Идеология партии будущего автора

ИДЕОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ Чтобы точнее определить, что такое идеология, надо рассмотреть отношения между идеологией, с одной стороны, и религией, философией и наукой - с другой.Надо различать идеологию и идеологические функции. Функции, подобные тем, какие выполняет идеология,

Из книги Кризис современного мира автора Генон Рене

Глава 4. НАУКА САКРАЛЬНАЯ И НАУКА ПРОФАНИЧЕСКАЯ Выше мы показали, что в традиционных цивилизациях в основе всего лежит интеллектуальная интуиция. Иными словами, в таких цивилизациях самым существенным является чисто метафизическая доктрина, а все остальное проистекает

Из книги Очерки о традиции и метафизике автора Генон Рене

Наука сакральная и наука для профанов Ранее мы уже говорили, что в традиционных обществах в основе всего находится интеллектуальная интуиция. Иначе говоря, метафизическая доктрина является самым важным элементом такого общества, а все остальные области человеческой

Из книги Диалектика мифа автора Лосев Алексей Федорович

2. Наука не рождается из мифа, но наука всегда мифологична В связи с этим я категорически протестую против второго лженаучного предрассудка, заставляющего утверждать, что мифология предшествует науке, что наука появляется из мифа, что некоторым историческим эпохам, в

Из книги Слова и вещи [Археология гуманитарных наук] автора Фуко Мишель

Из книги Постмодернизм [Энциклопедия] автора Грицанов Александр Алексеевич

ИДЕОЛОГИЯ ИДЕОЛОГИЯ - понятие, посредством которого традиционно обозначается совокупность идей, мифов, преданий, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций; не являясь религиозной по сути, И. исходит из определенным образом познанной

Из книги На пути к сверхобществу автора Зиновьев Александр Александрович

ИДЕОЛОГИЯ Советская идеология сложилась как идеология в принципе всего советского народа, лишь формально кажущаяся идеологией партии. Это не значит, что весь народ жаждал иметь такую идеологию и сам вырабатывал ее. С этой точки зрения большинство членов партии так же

Из книги Комментарии к жизни. Книга первая автора Джидду Кришнамурти

ИДЕОЛОГИЯ ПРЕВОСХОДСТВА Надо различать констатацию того факта, что народы различаются по каким-то социобиологическим признакам, и идеологию, согласно которой представители одних народов рассматривают себя как существа более высокого порядка по отношению к иным

Из книги Учение о Логосе в его истории автора

Идеология «Весь этот разговор о психологии, внутренней работе ума является тратой времени. Люди хотят работу и пищу. Не преднамеренно ли вы вводите в заблуждение ваших слушателей, когда это очевидно, что нужно сначала решить экономическую ситуацию? То, что вы говорите,

Из книги Сочинения автора Трубецкой Сергей Николаевич

Из книги Философское ориентирование в мире автора Ясперс Карл Теодор

МЕТАФИЗИКА КАК СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ ИЛИ НАУКА О СПОСОБАХ ПОНИМАНИЯ СУЩЕГО 1Дедукция таких категорий и выражающихся в них общих, отвлеченных концепций сущего составляла искони задачу метафизики. Но в отличие от прежней догматической метафизики критическая,

Из книги История мировой культуры автора Горелов Анатолий Алексеевич

3. Частная наука и универсальная наука. - Если все знание внутренне взаимосвязано и постольку есть единое знание, сама собою напрашивается неопределенная мысль об одной-единственной универсальной науке. В таком случае, насколько вообще возможно деление, имело бы силу

Из книги Путешествие длиною в себя (0.73) автора Артамонов Денис

Националистическая идеология Этот тип идеологии вдохновлен другим словом Великой французской революции, известным со времен Конфуция, – братство (имея в виду близость людей одной нации). Борясь за национальное государство, многие становились героями и жертвовали

Из книги автора

Коммунистическая идеология Эта идеология вдохновлена словом «равенство» и является земной религией угнетенных масс. Идеология равенства возникла во времена Великой французской революции (Бабеф, Марешаль, Сильвен), но обоснована в полной мере Марксом в XIX в. Маркса

Из книги автора

5. Идеология и больше, чем просто идеология Цель и понимание того, как её можно достигнуть, рождают определённую модель поведения, связывающую наши действия в настоящем, с образом - целью в будущем. То есть, придающих нашему поведению системность и

Наука - система понятий о законах и явлениях окружающего мира и духовной деятельности человека, направленная на предугадывания и преобразования действительности в интересах общества.

Идеология - 1. Система политических, правовых, нравственных религиозных, философских взглядов. 2. Система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты; а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений.

Политика - 1. Искусство управления государством и обществом. 2. Совокупность социальных идей и обусловленная ими целенаправленная деятельность, связанная с формированием жизненно важных отношений между государствами, народами, нациями, социальными группами.

Наука и идеология.

1). Идеологический аспект отражения действительности.

2). Создание научной идеологии (превращение идеологии в науку).

3). Влияние философских установок на деятельность ученых.

4). Познавательной деятельности субъекта свойственна заинтересованность, активное отношение к действительности.

5). Идеология дает мировоззрение, мотивацию, методологию.

6). Наука о средствах борьбы идеологий.

Особенно наглядна роль науки в становлении идеологий в периоды кризисов, когда происходит ломка социальных структур, систем власти.

Что же касается идеологических концепций, обосновывающих политический порядок, производственные отношения и т. д., то они соотносятся с фундаментальными категориями, в которых человек мыслит свое существование в обществе. А эти категории неразрывно связаны с картиной мира и пониманием места человека в этом мире. Предложив новую картину мира, зарождавшаяся европейская наука на рубеже XVI—XVII вв. наполнила экзистенциальные понятия новым содержанием. Возникновение индустрии и рыночной экономики требовало освобождения человека от сковывающих его политических, экономических и культурных структур, а подспудно и от ощущения включенности в упорядоченный и замкнутый Космос. Наука разрушила этот Космос, представив человеку мир как бесконечную, познаваемую и описываемую на простом математическом языке машину.

Собственно говоря, такие взаимоотношения прослеживаются и в современной истории, когда идеологически неверной признавалась генетика в СССР.

Наука и политика.

Наука и политика не мене тесно взаимосвязаны.

Политика в науке. Политика, проводимая государством, влияет на развитие той или иной отрасли науки. Она может поддерживать и развивать науку ту или иную отрасль знаний. Существуют также примеры, когда согласно политической ситуации одна наука начинает быстро развиваться, в то время другие - стоят на месте (когда страна вступает в войну, экономика переходит на военные рельсы, развиваются соответственные науки). Собственно так в СССР были признаны исследований в космической сфере, сейчас делает упор на нанотехнологии.

Наука в политике. Политика служит для защиты своих рынков сбыта и захвата чужих. Наука подчинена политики, но может оказывать воздействие на политику. Политику разрабатывают, как правило, ученые-социологи. Показательны такие говорящие названия, как Институт политических исследований. Исход ученых в политику.

Под массовым сознанием в широком смысле понимают сознание больших масс людей, народа. В более узком значении - это та особая форма обыденного сознания, которая появляется под влиянием определенных средств, прежде всего средств массовой информации. В массовом сознании людей выделяются два основных слоя:

-сознание обыденное , связанное со стихийным отражением минимального набора повседневных, бытовых потребностей и отношений;

-сознание практическое , включающее в себя весь жизненный опыт человека, - оценки, переживания, убеждения, цели, суждения, базирующиеся на здравом смысле. Именно здравый смысл, содержащий рациональное зерно, не позволяет сознанию оторваться от действительности. В целом массовое сознание. благодаря традиционным формам закрепления, отличается инертностью, консерватизмом, стереотипностью.

Массовое сознание имеет следующие особенности:

Сложность и противоречивость (в массовом сознании присутствуют несовместимые взгляды - прогрессивные и негативные реакции);

Синкретизм;

Размытость, фрагментарность, аморфность, разорванность;

Эмоциональность;

-«упрошенное» отражение социальной действительности.

Наука и идеология различаются по целям, по методам и по практическим приложениям. Наука имеет целью познание мира, достижение знаний о нем. Она стремится к истине. Идеология же имеет целью формирование сознания людей и манипулирование их поведением путем воздействия на их сознание, а не достижение объективной истины. Она использует данные науки как средство, опирается на науку, принимает наукообразную форму и даже сама добывает какие-то истины, если это уже не сделано другими. Но она приспосабливает истину к своим целям, подвергает её такой обработке, какая необходима для более эффективного воздействия на умы и чувства людей и в какой заинтересованы те или иные группы людей, организации, классы и даже целые народы.

Идеология, как и наука, оперирует понятиями и суждениями, строит теории, производит обобщения, систематизирует материал, классифицирует объекты, короче говоря - осуществляет многие мыслительные операции, какие являются обычными в науке. Но между идеологией и наукой и в этом есть существенное различие. Наука предполагает осмысленность, точность, определенность и однозначность терминологии. Она по крайней мере к этому стремится. Утверждения науки предполагают возможность их подтверждения или опровержения. Понимание науки предполагает специальную подготовку и особый профессиональный язык. Наука вообще рассчитана на узкий круг специалистов. В идеологии все эти условия не соблюдаются, причем не вследствие личных качеств идеологов, а вследствие необходимости исполнить роль, предназначенную для идеологии. В результате ориентации на обработку сознания масс людей и на манипулирование ими получаются языковые конструкции, состоящие из расплывчатых, многосмысленных и даже вообще бессмысленных слов, из непроверяемых (недоказуемых и неопровержимых) утверждений, из однобоких и тенденциозных концепций. Результаты науки оцениваются с точки зрения их соответствия реальности и доказуемости, то есть критериями истинности, результаты же идеологии - с точки зрения их эффективности в деле воздействия на сознание людей, то есть критериями социального поведения.


Современные глобализационные процессы: направленность и характер. Основные модели и сценарии глобализации. Глобализация как объективная и как рукотворная реальность.

Глобализация – возрастание роли внешних факторов (экон-их, соц-ых и кул-ых) в воспроизводстве всех стран-участниц этого процесса, формирование единого мирового рынка без нац-ых барьеров и создание единых юридических условий для всех стран.

Процесс глобализации состоит из трех взаимосвязанных компонентов – нового междун-го разделения труда, международного производства и политических отношений.

Теоретической основой глобализации стала неолиберальная теория (особенно монетаризм) которая утверждает приоритет рыночных механизмов в экон развитии.

Сформировалось несколько постулатов относительно глоб-ии : 1. процесс глобализации приобрел планетарный характер; 2. все страны, вовлеченные в глобализацию, получают неоспоримые выгоды (от расширения масштабов производства, снижения издержек, повышения качества и увеличения возможностей выбора товаров);3. глобализация охватывает все стороны жизни человеческого общества – экономику, социальную жизнь, культуру и пр., что влечет за собой становление «общечеловеческой цивилизации». В действительности результаты глобализации оказались гораздо скромнее.

Прежде всего, в мире не сложилось единого социально-экономического строя. Социализм сохранился (Китай, Вьетнам и др.), причем высокие темпы развития этих стран в последние десятилетия привели к усилению его мощи и влияния. В развитых странах происходит эволюционная трансформация капитализма в какой-то новый социально-экономический строй, пока не получивший общепринятого названия.

Осн сценарии глоб-и. Все более четко вырисовываются 2 крайних сценария развития глоб-ии и взаимодействия цивилизаций четвертого поколения в XXI в. Первый, пессимистический и трагический сценарий - продолжение ныне преобладающей модели глобализации, получившей название неолиберальной (хотя с учетом тенденций и перспектив ее можно было бы с тем же основанием назвать и неототалитарной, и неоколониалыюй). Это модель, осуществляемая в интересах и под руководством ТНК и западных цивилизаций, напр-ая на реализацию однополярного мира. Второй, оптимистического сценарий . Его суть в постепенной смене модели глобализации, ее гуманизации, осущ-ии в интересах и под контролем формирующегося - глобального гражд-ого общества, кот может обуздать своекорыстие стратегически близоруких ТНК и стран "золотого млрд".

Глобализация и постиндустриализм уже не концепции и теории, как было в 70-80-х годах, а объективная реальность . С этой реальностью в самых различных ее проявлениях - техн-их, фин-ых, инф-ых, пол-их, кул-ых, соц-ых, экол-их и т. д. - так или иначе сталкиваются люди, причем не только в развитых, но и развивающихся странах. Особенно наглядны изменения в техн-кой и инф-ной сферах: развитие новых средств связи.

Глобализация в разных сферах жизни (экономика, культура и тд) создает «рукотворную» реальность. Искусственная природа с ускорением теснит природу естественную: новые технологии не только меняют состояние общества, индивидуальное и общественное сознание, но и претендуют на изменение генотипа человека.


Эпоха глобализации» и проблема сохранения и развития белорусской национальной культуры и государственности. Белорусская модель развития общества и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов. Формирование евразийского цивилизационного центра развития и силы – императив времени.

Наиболее глубоким и противоречивым феноменом развития человечества в начале XXI в. является стремительный процесс глобализации.

Какие черты глобализации особенно опасны для судеб цивилизаций? Во-1 , при преобладающей ныне неолиберальной модели Г стандартизируется по западным образцам система ценностей, составляющая суть, наследственный генотип, уникальность каждой цивилизации. Во-2 , локальные цивилизации лишаются экон-ой самост-ти. В-3 , современная Г ориентирована на однополюсный мир, на диктат единственной сверхдержавы В-4 , нынешняя модель Г унифицирует порядок использования природных ресурсов и охраны окружающей среды опять-таки в интересах богатых цивилизаций и ТНК.

Человечеству вполне по силам изменить вектор, характер глобализации, придать ей «человеческое лицо», поставить на службу своим интересам, сохранив цивилизационное разнообразие как непременное условие своего выживания и устойчивого развития Концепция устойчивого развития и решения глобальных проблем на основе диалога и партнерства цивилизаций. С. Хантингтон выделяет восемь современных цивилизаций: западную, православную, исламскую, китайскую, индийскую, японскую, латиноамериканскую, африканскую (южнее Сахары).

Представляется правомерным говорить о формировании в начале XXI в. 5-го поколения локальных цивилизаций, которые условно можно разбить на три группы: западные, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, океаническая.

Формирование 5-го поколения локальных цивилизаций обусловлено рядом факторов:

в системе международных отношений на первый план выходят проблемы взаимодействия цивилизаций, альтернатива их столкновения либо диалога и партнерства;

Экспансия западноевропейской цивилизации распространяется и на составные элементы некогда единой евразийской цивилизации. Это прежде всего коснулось стран Балтии, на очереди Украина, Молдавия, Грузия.

Можно утверждать, что геогр-ое положение государства играет ведущую роль в его политическом и экономическом развитии. Однако «политический потенциал» определяет стратегию внутреннего и внешнего развития государства, его силу и вес на международной арене.

Беларусь выработала следующие геополитические и политические принципы :

1. В силу сложившихся исторических традиций и имперских амбиций сегодня Запад объективно представляет угрозу для Востока, в том числе и для Беларуси и делает политическую изоляцию Беларуси вынужденной мерой.

2. Зависимость России от Запада ставит под угрозу отношения м/у 2-мя братскими гос-ми, что оправдывает действия бел руководства по свертыванию процессов интеграции.

Наука – система знаний о сущностях явлений конкретной предметной области, сформированная на базе определенных методологии и методики, выраженная с помощью теоретических форм: категорий, законов, принципов и содержательно–логических определений, служащая познанию и преобразованию явлений действительности.

И идеология, и наука – элементы единого информационного процесса, идущего в современном обществе.

Настоящая, объективная идеология отражает явления своей предметной области (коренные интересы определенной социальной группы) на уровне их сущностей, как это делает и наука.

И идеология, и наука – это информационные системы, системы идей.

Названные феномены едины так же в том, что их содержания ориентированы на практические действия, практическую деятельность людей.

Много сходств в функциях идеологии и науки. И одна, и другая выполняют гносеологическую, логическую, методологическую, методическую, мировоззренческую функции.

И идеология, и наука выражаются посредством одних и тех же форм: понятий, законов, принципов, идей.

Этим их сходство, пожалуй, исчерпывается. В чем заключаются различия идеологии и науки?

Прежде всего в том, что у них разные предметные области. У идеологии – это главные, коренные интересы конкретной социальной группы. У науки – это всегда совокупность явлений, объектов определенной предметной области. Это во-первых.

Во-вторых, различаются они по субъектам и механизмам своей реализации на практике. Субъектами идеологии являются идеологи, идеологические организации, институты Субъектами науки являются ученые, научные организации, институты.

В-третьих, идеология – явление политическое. Она, выражая коренные интересы социальных групп, является элементом политического процесса. Наука – явление хоть и политизированное в политическом.

Названные положения подчеркивают существенные различия между идеологией и наукой. Существенно дополняют картину их сходств и различий взаимодействия между идеологией и наукой. Взаимодействия названных феноменов можно представить следующим образом:

– каждая серьезная идеология имеет серьезное научное основание;

– есть немало наук, выполняющих идеологическую работу в обществе, имеющих идеологическую функцию;

– идеология через сознание ученых, специалистов науки оказывает воздействие на развитие наук;

– одна и та же наука может быть основой нескольких идеологий;

Словом, в современном информационном процессе участвуют как идеология, так и наука, но у каждой из них в нем свой «маневр».


Понятие «цивилизация». Основные черты постиндустриального этапа развития цивилизации.

Всю совокупность человеческой деятельности - создания материальных и культурных ценностей, духовной жизни, организации управления обществом - принято называть цивилизацией. Цивилизация есть система норм, ценностей и форм деятельности, закрепившихся в практике и сознании общества, представленная материальными предметами, социальными институтами, духовными ценностями.

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из: творческого меньшинства; инертного большинства. Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинства, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его, тогда развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Четыре стадии: зарождение, рост, надлом, дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением.

Составными элементами цивилизации являются:

Культура - система созидания, распространения, хранения и использования материальных и духовных ценностей (язык, тип мышления, традиции, наука, техника, литература и т.д.); идеология - система общественных взглядов и идей (религия, мораль, право, философия, эстетика, политические взгляды); политика - искусство управления государством (государственный строй, административное устройство, социальные институты, партии и т.д.); экономика - искусство управления хозяйством (способ производства, разделение труда, формы собственности, производственные отношения).

формирование компьютерно-технологического уклада производства. Основу производства 2) составляют наукоемкие, ресурсосберегающие, безотходные технологии;

минимизация физического труда человека в процессе производства, активизация творческих способностей, умственных затрат;

развитие малого и среднего бизнеса, увеличение роли небольших предприятий и их «мягких» форм объединения (ассоциации, торгово-промышленные группы), деконцентрация (разукрупнение) производства;

процессдеурбанизации – отток населения из городов. Это позволило трудящимся в мегаполисах не страдать от перенаселенности, загрязнения атмосферы, переизбытка транспорта и других проблем, так как они предпочитают жить в удаленных от крупных городов предместьях.

Идеоло́гия (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα - прообраз, идея; и λογος - слово, разум, учение) - система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии).

Идеология - не наука (хотя может включать в себя научные знания): в отличие от науки идеология не только представляет собой знание о социально-политической жизни, но также включает в себя оценку тенденций, процессов и различных сил этой социально-политической жизни.

Нау́ка - особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, - прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты научной деятельности:

ñразделение и кооперацию научного труда;

ñнаучные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

ñметоды научно-исследовательской работы;

ñсистему научной информации;

ñа также всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Не менее тесно идеология связана с науками. Притом не только с общественными науками, но и с науками естественными. Можно сказать больше: наука оказывает прямое и сильное влияние на создание самих основ идеологии. Она делает это путем предложения новой картины мира, новых методов познания, мышления, нового языка для описания фактов, процессов, закономерностей природы и общества, для размышлений о них. Она делает это также, выступая в роли высшей инстанции легитимации идеологий, поскольку любая идеология стремится обосновать самое себя, а также общественное устройство, которое считает желательным, апеллируя к науке, к ее авторитету. Эта последняя функция науки приобрела особенно большое значение в XIX-XX вв., когда вера во всемогущество науки стала всеобщей и не подлежащей сомнению.



Когда говорят о взаимодействии науки и идеологии, обычно в первую очередь отмечается негативное влияние идеологии на деятельность ученых, на сам процесс познания. В подтверждение приводятся ставшие хрестоматийными примеры преследований Дж. Бруно и Г. Галилея, гонения, которым подвергались в СССР в 40-50-е гг. прошлого столетия генетика, кибернетика, теория относительности и т. д. Все это так. Но это лишь один аспект взаимодействия идеологии и науки. Если внимательно взглянуть на духовную жизнь последних четырех столетий, то увидим, что связь идеологии и науки всегда была взаимной, двусторонней: и идеологические факторы оказывали непосредственное влияние на научные теории, и научные достижения, научные теории вели к глубоким переменам в идеологиях.

Например, учение Ч. Дарвина о происхождении и эволюции видов несет на себе отпечаток влияния трудов Т. Мальтуса, прежде всего его идеи об идущей в обществе борьбе за существование, в ходе которой выживают сильнейшие и уничтожаются слабейшие. Обратный пример дает система Ньютона. По мнению ряда исследователей, ее возникновение способствовало обоснованию либеральной концепции свобод и прав человека, принципа разделения властей, идеи свободы предпринимательства и конкуренции.

Тесно взаимодействуя, идеология и наука тем не менее не сливаются, не перетекают друг в друга. Главное отличие науки от идеологии обычно видят в том, что наука полностью нейтральна по отношению к ценностям и идеалам, свободна от идеологических и политических предпочтений. Она предоставляет людям знания о том, что есть, и не учит их тому, как им должно поступать, к каким идеалам стремиться, какие ценности выбирать.



Социальные функци.

Любая идеология стремится выработать определенное понимание действительности, прежде всего действительности социальной, взирая на нее сквозь призму интересов определенной социальной общности. Тем самым идеологии реализуют потребность людей в выработке такого отношения к реальности, которое помогает человеку, социальной группе лучше представлять свое положение, сделать свою деятельность эффективной с точки зрения осуществления своих личных и групповых интересов. Эта черта идеологии находит свое выражение в том, что идеологическая картина мира создается посредством особых форм общественного сознания - идеалов и ценностей.

Ценности представляют собой такие определения предметов и явлений окружающего мира, общественной жизни, которые выявляют их положительное или отрицательное значение для человека, социальной группы, общества в целом. Такие ценности, как справедливость и несправедливость, равенство и неравенство в социальной сфере, свобода и несвобода, тоталитаризм и демократия в политике, прекрасное и безобразное в эстетике, добро и зло, хорошее и плохое в сфере нравственности, не отражают свойств предметов и явлений, присущих им самим по себе. Это определения, которые предметы, явления получают в процессе общественного бытия. Они выражают социальные отношения, социальную оценку природных вещей и явлений, событий и процессов общественной жизни, состояний сознания. Тем самым ценности выступают в роли норм, которые помогают людям ориентироваться в социальной действительности, различать то, что имеет для них положительное значение, и то, что имеет для них значение отрицательное.

Идеалы, по существу, не отличаются от ценностей, являясь разновидностью последних. Это мысленный образ цели деятельности коллектива людей, общественной группы, объединенной общим социальным положением и вытекающими из него общими задачами. Притом такой образ, в рамках которого проблемы, противоречия, конфликты, с которыми люди сталкиваются в реальной жизни, предстают "снятыми", преодоленными. Идеал есть мысленная конструкция будущего, новой действительности, отвечающей надеждам и чаяниям конкретной социальной общности. Идеалы мобилизуют и объединяют людей, стимулируют их активность, предлагая привлекательную, вдохновляющую цель, перспективу.

И ценности, и идеалы несводимы к понятиям, суждениям, положениям, принципам, с которыми имеет дело наука. И в то же время они неустранимы из общественного сознания. Ибо наука не единственная форма освоения действительности, помогающая людям решать встающие перед ними многообразные задачи, - эту функцию выполняет также идеология. Она дает ответ на вполне определенные вопросы, в первую очередь на те, которые связаны с общественным бытием людей, направленностью и мотивацией их социальной деятельности. Наука эти вопросы не рассматривает, так как они не решаются теми методами, которыми она пользуется.

48. Понятие " цивилизация". Основные черты постиндустриального этапа развития цивилизации
Цивилизация (от лат. civilis - гражданский). Современное и наиболее точное понятие «цивилизация» - качественная специфика (своеобразие материальной, духовной и социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития

Согласно Фергюсону, Л. Г. Моргану, Ф. Энгельсу и др., цивилизация - это стадия общественного развития, следующая за варварством. Для них цивилизация - ступень общественного развития материальной и духовной культуры, связанная с разделением труда, рационализацией производства, потребления и распределения, формированием гражданского общества; некая совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человека. Существует так называемая Постиндустриальная концепция общественного развития. Основу общественного развития составляют 3 социально-экономические системы - доиндустриальное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

Характерные черты:

1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;

2) как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом измениршие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства;

3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности.



Похожие публикации