Школьная энциклопедия. Готический стиль в искусстве европы Ведущий вид в искусстве готика

Готика характеризует третий, заключительный этап развития средневекового искусства Западной Европы.
Само название происходит к варварскому племени готов, в 410 г. разграбившему Рим. Как раз падение "вечного города" Рима и ознаменовало конец античности и наступление средних веков европейской культурной истории. Термин "готика" появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание "варварской", не имеющей художественной ценности, уходящей эпохи средневековья.

Долгое время она считалась таковой, пока в начале XIX в. не была реабилитирована романтиками. "Готическим" первоначально именовали вообще все средневековье и лишь позднее — его поздний период, отличавшийся ярким своеобразием художественного стиля. С начала XIX века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.
Между романским и готическим стилем трудно провести хронологическую границу. Факт рождения готического стиля многие специалисты считают кульминацией романского искусства и, вместе с тем, его отрицанием. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, сочетались, а сама переходная эпоха XII в. носила ярко выраженный "возрожденческий" характер (см. Возрождение). XII век - расцвет романского стиля, вместе с тем с 1130 года появляются новые формы.


О кризисе романского стиля как причине появления готического своеобразно писал архитектор Н. ЛадовскиИ: "Новые архитектуры создавались дикарями, пришедшими в соприкосновение с культурой. Так была создана Готика. Пришли дикари, увидели новую для них архитектуру, не поняли ее и создали свою; римляне, имевшие много вполне законченных форм, не могли двинуться дальше". Готический стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика) в XIII веке. Угасание приходится на XIV - XV века (пламенеющая готика).

Готика — более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включает в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний.

В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния — пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному. Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусства Возрождения.

Для Готики характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. Родина готики — Франция, королевская область Иль-де-Франс, откуда она распространилась как знак королевской власти по Франции, в конце XII в. стиль пришел и в остальные страны Западной Европы.

Развитие готики происходит в период господства религиозного мировоззрения: главным созданием готического искусства во Франции стал городской собор, возводившийся большими строительными артелями (ложами) и отличавшийся совершенством архитектурной конструкции, богато украшенный скульптурными изображениями и витражами.


Готическая конструкция здания предусматривала выделение строительного каркаса: опоры несли составлявшие основу свода стрельчатые арки (нервюры) с облегченными распалубками, распор которых погашался за счет вынесенных наружу контрфорсов и передающих распор соединительных арок — аркбутанов.


Стена поэтому не играла в готике конструктивной роли, ее заменяли широкие проемы окон, порталов, облегченное здание неукротимо росло вверх, устремляясь к небу высокими шатрами башен, шпилей, пинаклей и флеронов (украшений в виде цветка), рождая мысль о гармонии и многообразии божественного универсума. Пронизанное светом внутреннее пространство храмов обрело единство.

Возросла роль ведущих архитекторов (сохранились их имена), которые пользовались исполненными в масштабе чертежами. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором).

В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В XV-XVIV вв. готику сменяет Возрождение.

Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д.

Условия формирования и развития готического стиля
Три ярких явления готической культуры можно определить следующими словами: город, рыцарство, карнавал.
Готика. Рыцарский щит
Готическое искусство — искусство цветущих торговых и ремесленных городов-коммун, добившихся известной независимости внутри феодального мира. Оно было вызвано новыми условиями общественной жизни Европы — высоким подъемом производительных сил, разрастающимся пламенем грандиозных крестьянских войн и победой к началу XIII в. коммунальных революций.

В некоторых странах королевская власть, опирающаяся на союз с городами, возвышается над силами феодальной раздробленности. Цеха и гильдии укрепляют свои позиции. Обустраиваются города-коммунны, города-республики, частно-владельчиские города. Юридически закрепляется "Магдебурское право". Начало этому было положено в XII веке в немецком городе Магдебург.


Развитие искусства Готики отражало кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов.

По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.


Религия оставалась по-прежнему основной формой миросозерцания, и церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство. Однако потребности жизни торгово-ремесленных городов рождают стремления к знанию и непрестанным исканиям. С образованием городских и церковных школ влияние монастырей на массы стало ослабевать. В Болонье, Оксфорде, Париже возникают центры науки — университеты. Они становятся ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства.

В рамках схоластики возникают еретические учения, вызванные новым восприятием жизни горожан, ростом критического мышления. В схоластику проникает интерес к опытному познанию, ярко проявившийся в деятельности Роджера Бэкона. В конце XII и в XIII в. распространяются близкие материализму взгляды арабских философов Аверроэса и Авиценны.

Делаются попытки примирения христианских догматов и наблюдений действительности. Реальный мир уже не отрицается полностью, его рассматривают как творение божества. Трагическая безысходность, которую внушала людям церковь, сменяется более светлым и радостным восприятием мира.

Нравы смягчаются. Вместе с тем растет самосознание народа. В ходе борьбы в разгаре жакерии и восстаний ремесленников выдвигаются требования братства и равенства, лаконично выразившиеся в кратком изречении: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»

Своеобразие дворянской культуры нашло отражение в существовании такого феномена, как рыцарство. Кодекс чести рыцаря предполагал определенные нормы общения воинов в битве, на турнире, в быту. Культ личности служения вассала сюзерену нашел свое выражение в поклонении Прекрасной даме.

Карнавал позволял европейской культуре жить полнокровной эмоциональной жизнью. В карнавальном мироощущении строгий выверенный порядок созданного Богом универсума заполнился стихией телесно-чувственных образов (представлений).

Этот телесный мир активно проявлял себя во время карнавалов, которые занимали значительную часть христианского города. Усложненный мир эмоциональных движений средневекового человека по-своему отразился в музыке: парижская школа Нотер-Дам заменила унисонное пение началами полифонии.

Провансальские трубадуры, французские труверы, немецкие миннезингеры, итальянские поэты обращались к живому разговорному языку и славили реальную жизнь в пределах идеально сложенной "божественной вселенной".

Последнее слово об изменившемся мироощущении готического человека произнесло богословие. Именно оно представляло философскую точку зрения на мир, именно ему служили все науки средневековья. Выдающийся мыслитель того времени Фома Аквинский (1225-1274гг.) разрабатывает проблему дуализма - раздельного существования души и тела, духа и тела. Оболочка, форма и ее внутреннее наполнение зависят от цельности и совершенства, должной пропорции или созвучия, от ясности. "Во всем, что возникает не случайно, необходимо, чтобы форма (идея) была конечной целью, какого бы то ни было, возникновения" - так пишет Фома Аквинский в "Сумме теологии".
Источники.

Термин "готика" возник в эпоху итальянского Возрождения как выражение пренебрежения к искусству тех варварских племен, которые еще в V-VII вв. заселили Западную Римскую империю и с которыми ассоциировался у итальянцев последний период искусства Средневековья. "Реабилитировали" его только романтики в начале XIX в.

Именно на XIII-XV вв. приходится наивысший расцвет средневековой культуры: светской литературы и поэзии, театрального искусства, в котором мистерии соседствуют со светскими фарсами; музыки, где на смену унисону пришло многоголосие церковных хоровых гимнов. Главной духовной силой остается церковь, но жизнь городов вызывает рост антифеодальной и антицерковной оппозиции. Для подавления различных ересей, для борьбы с врагами церкви были созданы два ордена "нищенствующих": доминиканский и францисканский. Но интерес к опытному познанию действительности неудержимо растет в эту эпоху схоластики, и рядом с "Суммой богословия" Фомы Аквинского появляются философские труды Роджера Бэкона. В Болонье, Парме, Салерно, Монпелье, Оксфорде на протяжении XII-XIII вв. возникают первые европейские университеты.

Готическое искусство преимущественно связано с городом. Городская жизнь порождает новые типы здания, прежде всего гражданского назначения: биржа, таможня, суд, больницы, склады, рынки и т.д. Складывается облик городского муниципалитета - ратуши. Обычно это двух- или трехэтажное сооружение с галереей в нижнем этаже и с часовой башней. На втором этаже ратуши располагались парадные залы, где заседали городской совет и суд, верхний этаж использовался как подсобные помещения. Особое внимание уделялось сторожевой башне ратуши (беффруа), которая была символом независимости республики, подобно тому как городской собор был символом благосостояния граждан коммуны. На площади перед собором происходили диспуты, лекции, разыгрывались мистерии.

Как верно замечено исследователями, готика - это и кульминация, и отрицание романского искусства. Она явилась как бы итогом длительной эволюции искусства Средневековья, что особенно заметно в культовой архитектуре. Готический храм, сохранив ту же базиликальную форму, что и в романский период, имеет новую конструкцию свода, основой которого является каркасная система с нервюрами (франц. nervure, от лат. nervus - жила). Нервюрный свод дает возможность перекрывать не только квадратные, но и прямоугольные и еще более сложные в плане пролеты. Это становится возможным потому, что нервюры сходятся в пучки на опорных столбах, на которые теперь концентрируется вся нагрузка перекрытий, в отличие от романского храма, где вся тяжесть перекрытия ложилась на стены (отсюда их толщина и малый размер окон). Этому же способствовали аркбутаны, контрфорсы и стрельчатые арки. Аркбутан - наружная каменная полуарка, передающая распор свода главного нефа готического храма опорным столбам - контрфорсам, расположенным за пределами основного объема здания. Стрельчатая арка также уменьшает нагрузку на стены: чем она выше и острее, тем меньше распор.

Новый свод привел к неизбежному преобразованию интерьера. Преобладающими в нем стали грандиозная высота, сравнительно небольшая толщина столбов, по сути, вытеснение стены огромными пространствами окон, что привело в итоге к появлению витража. В экстерьере стали господствовать вертикальные тяги, гладкая поверхность стен скрылась под "каменным кружевом", ибо скульптура стала покрывать весь храм. Это особенно касается Франции, показавшей блестящие примеры синтеза скульптуры с архитектурой. Скульптурный декор заполняет теперь весь экстерьер, являя собой род проповеди: это сцены из Священного Писания, жития святых, литературные назидательные сюжеты и сцены народной жизни, иногда полные юмора. Возрастание интереса к реальному миру, обращение к приметам времени, чертам быта (костюм, оружие), индивидуализация лиц - свидетельство приближения к культуре Возрождения.

Изменения в архитектуре повлекли изменения в монументальной живописи. Место фресок занял витраж - живопись из кусков стекла (а позже просто живопись по стеклу) в свинцовой обводке.

Готический храм - создание многих рук, целой строительной артели во главе с мастером, вернее, даже не одной артели, а нескольких, и на протяжении долгого времени. Употреблялись специальные альбомы образцов (как "прориси" у древнерусских иконописцев или миниатюристов), определенный набор архитектурных и скульптурных деталей. Но через все образцы и каноны все равно проступала творческая индивидуальность мастеров.

Художественный образ готического храма выражает прежде всего устремление к Богу, трансцендентную идею слияния с ним. Невероятно тяжелые каменные своды искусством архитекторов визуально превращены в легкое кружево. Дневной свет, проникая через цветные витражи, становится таинственным, мистическим. Напомним, что готика была полихромной: стены раскрашивали, как и скульптуру. К этому многоцветью добавлялся блеск золота, церковной утвари, сияние свечей. Снаружи во всем была подчеркнута роль вертикали, устремленность ввысь: острые треугольные вимперги над порталами, башенки-фиалы, завершающие контрфорсы. Все иррационально, атектонично (что, как увидим ниже, роднит готику с барокко).

Помимо монументальных форм живописи в период готики наступает расцвет книги, книжного искусства. Период XIII-XV вв. - время создания больших скрипториев, уже не монастырских, а городских, значительного числа светских книг (романы, назидательные христианские истории, басни и пр.). Из богослужебных книг самыми распространенными становятся часословы и псалтыри, предназначенные главным образом для мирян. Однако и в церковную книгу проникает обмирщение, сказавшееся прежде всего на миниатюре. Орнамент книжной миниатюры меняет свой характер. Мотивы его тс же - растительные и геометрические, но он вычерчен циркулем и линейкой, отсюда знаменитые готические розетки, трилистники и квадрифолии.

Искусство "малых форм" всегда отражает изменения в "большом искусстве". Но знаменательно, что готическая мебель и утварь, как светская, так и церковная, иногда прямо повторяет архитектурные формы во всех декоративных деталях.

Франция. С конца XII в. Франция становится центром европейской образованности. Парижский университет скоро занял одно из ведущих мест в научной жизни Европы. В области архитектуры и изобразительных искусств Франции также принадлежит главная роль. В XIII в. в Париже насчитывается 300 цехов. Главный заказчик произведений искусства теперь не церковь, а города, гильдии купцов, цеховые корпорации и король. Соответственно основным типом сооружения становится не монастырская церковь, а городской собор.

Собор Парижской Богоматери. Франция

Франция, особенно ее центр - Иль де Франс, но праву считается колыбелью готики. Еще в XII в. (1137-1151) при перестройке церкви Сен Дени здесь был впервые применен нервюрный свод (обход и капеллы). Самым большим храмом периода ранней готики был Собор Парижской Богоматери - пятинефный храм, вмещавший до девяти тысяч человек.

Строительство храма начато в 1163 г., завершено в 1208 г. В середине XIII в. были пристроены боковые капеллы и увеличен поперечный неф - трансепт (архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтро), в конце XIII - начале XIV в. были пристроены капеллы хора (архитектор Пьер де Шелль). Западный фасад в своей конструкции послужил примером для многих последующих соборов: над тремя перспективными порталами последовательно возвышаются так называемая "галерея королей", большие окна с "розой" посередине, две башни (см. витраж окна-"розы" Собора Парижской Богоматери на цветной вклейке).

В конструкции Собора Парижской Богоматери отчетливо прослеживаются основные принципы готики: нервюрный стрельчатый свод центрального нефа высотой 35 м, стрельчатые окна, аркбутаны. От тяжеловесной романской архитектуры остались массивная гладь стен, приземистые столбы центрального нефа, преобладание горизонтальных членений, грузные башни, сдержанный скульптурный декор.

Раннеготический собор в Лане (1174-1226), трехнефный с трехнефным же трансептом, также имеет романские черты: полуциркульные арки, невысокие окна, скупость декора, суровость стен, массивность опор. Особенностью Ланского собора является украшение верха башен фигурами 16 быков; существует легенда о том, что при строительстве собора, когда силы строителей иссякали, появился прекрасный белый бык, который и помог завершить храм.

Шартрский собор (1134-1260) являет собой пример перехода к зрелой готике и соединения разновременных фасадов. Так, "королевский портал" западного фасада принадлежит первой половине XII в., в начале XIII в. завершена южная башня, в XIV в. - северная. Интерьер собора чисто готический.

Блестящий пример зрелой французской готики - собор в Реймсе (1212-1311). Известны его создатели в разное время: Жан д"Орбэ, Жан ле Луп, Гоше де Реймс, Бернар де Суассон, Робер де Куси. В облике Реймского собора видна тяга к вертикализму всех линий, что усиливает буквально целый "лес" пинаклей и вимпергов (даже "роза" на фасаде имеет стрельчатое завершение). Весь западный фасад сплошь декорирован скульптурой, камень приобрел ажурность, поистине он напоминает кружево. Заметим, однако, что в отличие от поздней готики это "кружево" не скрывает конструкцию здания.

Собор в Шартре. Франция

Собор в Реймсе. Франция

Самый большой и высокий готический собор во Франции - Амьенский - имеет в длину 145 м, высота свода центрального нефа - 42,5 м. Амьенский собор строили 40 лет: с 1218 по 1258 г. (Робер де Люзарш, Тома де Кормон и Рено де Кормон). Амьенский собор часто называют "готическим Парфеноном".

К середине XIII в. размах строительства во Франции ослабевает. Последнее замечательное творение готики в этот период - капелла Людовика IX (в сердце Парижа, на острове Сите), так называемая "святая часовня" Сен-Шапель (1243-1248, строитель - Пьер де Монтро). Однонефная капелла имеет два яруса: в нижнем этаже - капелла Богоматери, в верхнем - реликварий (вместилище для хранения христианских реликвий) с терновым венцом Христа.

Собор в Амьене. Франция

Сен-Шапель. Интерьер. Франция

С XIV в. начинается период поздней готики, во Франции он длится два столетия (XIV-XV вв.). В готической архитектуре XV век называют также "пламенеющей готикой". Позднеготические сооружения перегружены декором, сложной декоративной резьбой и замысловатым узором нервюров (собор в Руане, XIV-XV вв.).

Из готических монастырей особенно знаменито аббатство Мон Сен-Мишель у границы Нормандии и Бретани, расположенное на высокой скале как неприступная крепость.

В конце XIII в. феодальные замки строились уже только с разрешения короля, в XIV в. это вообще становится привилегией короля и его приближенных. В замковых комплексах появляются роскошно убранные дворцы, а сами замки постепенно превращаются в увеселительные резиденции, охотничьи шато. В то же время городское строительство (ратуши, цеховые здания, жилые дома) не уменьшается. Сохранился частный дом (XV в.) - особняк банкира короля Карла VII Жака Кёра в городе Бурж.

Готика - период расцвета монументальной скульптуры, в которой возрастает значение статуарной пластики, хотя фигуры и не свободны от фона стены. Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой готической кривой (S-образная поза): средневековое искусство дает свой парафраз греческому хиазму. В рельефе наблюдается тяга к высокому рельефу - горельефу. Вырабатывается канон композиции, определенные сюжеты предназначены для определенных мест здания. Так, в алтарной части изображаются сцены из жизни Христа, на южном фасаде трансепта - сцены Нового Завета, на северном фасаде - сцены Ветхого Завета, на западном фасаде всегда размещается изображение "Страшного суда" и "конца мира". Примером ранней готики может служить скульптура западного фасада Собора Парижской Богоматери (1210-1225): история Марии, "Страсти Христовы", "Страшный суд". Фасады трансепта украшены уже в период высокой готики.

Мон Сен-Мишель. Франция

В Шартрском соборе можно проследить эволюцию от раннеготической скульптуры к периоду зрелой готики. Так, западный фасад украшают столпообразные, вытянутые по вертикали статичные фигуры, стоящие в строго фронтальных позах. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем. Но и при скованности поз, при лаконизме форм поражает выразительность пластики, сдержанное величие образов, иногда даже появляется индивидуализация облика (святые Иероним, Георгий, Мартин портала южного фасада трансепта). В Шартре в течение многих десятилетий работали не только разные артели, но разные поколения мастеров.

Встреча Марии и Елизаветы. Собор в Реймсе

Со второй половины XIII в. пластика скульптуры соборов становится более динамичной, фигуры - подвижнее, складки одежды передаются в сложной игре светотени. Изображения иногда исполнены с подлинным совершенством, с восторгом перед красотой человека. Не случайно, например, благословляющего Христа на западном фасаде Амьенского собора назвали "Прекрасным Богом". В таких сценах, как времена года и знаки зодиака, все чаще дают о себе знать реальные жизненные наблюдения (Амьенский собор).

Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора. Иосиф из сцены "Принесение во храм" и ангел из "Благовещения" напоминают светских людей, полных земных радостей. В образах Марии и Елизаветы ("Встреча Марии с Елизаветой", 1225-1240) явственны отзвуки античного искусства. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм (например, так называемая "золоченая Мадонна" Амьенского собора, ок. 1270), но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным изображениям, в целом не свойственный французскому средневековому искусству.

Готика - это и расцвет французской монументальной живописи, витража. Особенно славилась на всю Францию шартрская мастерская. В Шартрском соборе в XIII в. витражи занимали площадь в 2600 кв. м. Самым старым считался витраж хора церкви Сен Дени, погибшей в революцию в конце XVIII в. Сюжеты витражной живописи те же, что и скульптурного декора. Главные особенности старого витража - интенсивная цветовая гамма основных цветов (красного, синего, желтого), куски стекла небольшого размера; свинцовая обводка исполняет роль контурного рисунка. Период XIII в. во Франции справедливо считался "золотым веком" витража (см. витраж собора в Шартре "Царь Давид" на цветной вклейке).

Французский витраж - и фигуративный, и орнаментальный (узор фона и бордюра, а иногда и центральное поле заполнены сплошь орнаментом) всегда был условным, плоскостным, графическим по стилю (например, витражи в соборах Парижа, Лана, Буржа, Руана). С середины XIII в. меняется колорит витража: совмещение разных стекол создает сложный дублированный цвет (красный и синий, например, дает лиловый), именно этот эффект использован в витражах капеллы Сен-Шапель. XIV век - время угасания искусства витража, превращения его в живопись по стеклу. Становятся заметными даже движения кисти, исчезает пленительная полихромия этой живописи.

В XIII-XIV вв. продолжает развиваться книжная миниатюра. Среди различных школ особенно знаменита парижская. Вместе с тем в этот период можно различить не только отдельные школы, но и разные творческие индивидуальности. Элементы готической миниатюры напоминают готическую архитектуру и витраж ("Псалтырь Людовика Святого", Парижская национальная библиотека). Книжная миниатюра - прекрасный исторический документ: по ней мы узнаем костюм, прическу, одежду воинов, она доносит до нас далекий, но живой голос эпохи при всей условности стиля изображения (примером могут служить Большие французские хроники конца XIV - начала XV в. - настоящая энциклопедия французской жизни в позднее Средневековье). Именно в ней скорее всего проступают черты новой поры Возрождения. С XV в. появляется гравюра, что оказало огромное влияние на дальнейшие пути развития книжной миниатюры. Прикладное искусство (мебель, костюм и пр.) развивается в общем русле французского готического искусства.

Германия. Готическое искусство Германии не так едино, как французское. На это есть целый ряд причин, и прежде всего слабость имперской власти, постоянная борьба феодалов с горожанами.

Не приходится доказывать влияние французской архитектуры на немецкую: многие немецкие мастера учились во Франции, работали во французских строительных артелях.

Однако это не помешало немецким архитекторам сохранить свое национальное лицо. Немецкая готическая архитектура сложилась позднее французской. Конец XIII - начало XIV в. - рубеж ранней и высокой готики, конец XV - начало XVI в. - время высокой и поздней готики.

Немецкие соборы проще в плане, венец капелл, как правило, отсутствует, аркбутаны очень редки, своды выше, здание сильнее вытянуто по вертикали, шпили башен очень высоки. Особенностью германской готики является новый тип однобашенного храма, в котором, по сути, весь западный фасад является огромной башней, увенчанной высоким шпилем (собор во Фрейбурге, XIII-XIV вв.; собор в Ульме, 1377 - XVI в., башня достраивалась в XIX в., ее высота 161 м). На севере Германии вместо камня строительным материалом служит кирпич (церковь Марии в Любеке, конец XIII - начало XIV в.). Так называемая "кирпичная готика" вообще характерна для Северной Европы, особенно в гражданской архитектуре.

В Германии из-за запаздывания развития готики по сравнению с французской готические черты в архитектуре сильнее сплавились с романскими. Наружный декор много сдержаннее, скупее. Пример ранней готики - церковь Святой Елизаветы в Марбурге (вторая половина XIII в.).

Кёльнский собор (начат в 1248, строился до XVI в., башни возведены в XIX в.) сходен в плане с Амьенским, есть даже венец капелл и аркбутаны, но своды выше (высота центрального нефа - 46 м, высота башен - 160 м, соотношение среднего нефа к боковым 5:2), "розу" заменило стрельчатое окно.

Собор в Кёльне. Германия

Скульптурный декор, как и в романский период, в немецких храмах применяется больше в интерьере, чем снаружи, он разнообразнее по материалу: не только камень, но и дерево, бронза, стук. Самыми характерными чертами немецкой монументальной скульптуры являются индивидуализация образов и драматизм повествования. Французское влияние не заслонило своеобразия немецкой пластики, соединившей черты подлинного реализма с экспрессивностью и даже экзальтацией. Самой знаменитой еще в романский период была скульптурная мастерская Бамберга.

Голова молодого всадника. Собор в Бамберге. Германия

На портале западного фасада Бамбергского собора изображены основатель храма император Генрих II и его жена Кунигунда (ок. 1240). Статуи Марии и Елизаветы внутри собора исполнены в традициях реймской школы с явной антикизацией образов. Бамбергским мастерам принадлежит также одно из первых конных изображений - статуя императора Оттона I на коне, выполненная для площади Магдебурга (сейчас она в городском музее). Видимо, это первый гражданский конный монумент Средневековья, ибо за целое тысячелетие, со времен Марка Аврелия, не известно ни одного подобного памятника. На центральном портале Магдебургского собора имеется (по времени более раннее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пяти плачущих дев ("Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественного жениха"), передающее сложные оттенки человеческих чувств.

Собор в Наумбурге. Германия

Самым знаменитым циклом немецкой скульптуры периода готики, без сомнения, по справедливости считается декор собора в Наумбурге. Рельефы "Страстей Христовых", изображенные на ограде западного хора ("Тайная вечеря",

"Предательство Иуды", "Взятие под стражу"), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности.

Маркграф Эккехард и маркграфиня Ута. Скульптура собора в Наумбурге

В самом помещении хора наумбругские мастера поставили двенадцать статуй основателей храма, его донаторов. Это целая скульптурная галерея человеческих характеров, представленных в противопоставлении: мужественный, полный достоинства Эккехард и элегически-задумчивая, нежная Ута, меланхоличный, созерцательный Герман и жизнерадостная Реглинда и т.д. Это живые человеческие личности, каждая со своей неповторимой индивидуальностью, и одновременно типы человеческих характеров той эпохи.

В позднеготической немецкой скульптуре, так же как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляются претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей, чего почти совсем не знала французская готика даже самого позднего периода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры так называемого "Прекрасного колодца" в Нюрнберге). Соединение религиозной экзальтации с жесткой натуралистичностью особенно заметно в немецкой деревянной скульптуре "Распятий" и "Оплакиваний". Знаменательно, что ростки нового искусства - искусства Возрождения - появляются скорее всего в немецкой живописи, в то время как архитектура и скульптура в XV в. развиваются еще в русле Средневековья.

Англия. Готика Англии возникла очень рано, в конце XII в., и просуществовала до XVI в. Она имеет одно важное отличие от континентальной готики: слабое развитие городов привело к тому, что готический собор и вообще все строительство периода готики оказалось связанным не с городом, а по-прежнему с монастырями. Как верно отмечено, английский собор возникал не в гуще городской застройки, а в свободном пространстве лугов и полей.

В конструкции собора полностью проявлены специфические черты английской готической архитектуры: отсутствие обхода и венца капелл, некоторая "распластанность" здания по горизонтали, растянутость в ширину, чему способствует множество пристроек, малый разрыв в высоте центрального и боковых нефов, вообще не очень большая высота сводов, широкие, сильно выступающие трансепты, иногда даже два вместо общепринятого одного. Как специфически английскую черту можно назвать огромную башню на средокрестье - доминанту собора. Фасады английских готических храмов обильно украшены декором. Интерьеры значительно более дифференцированы, дробны, чем французские. Наиболее чистый образец ранней английской готики - собор в Солсбери (1220-1270), воспетый позже в пейзажах Констебла. Это трехнефный собор длиной 140 м, с большим хором, двумя трансептами и прямоугольной апсидой. Башня средокрестья, самая высокая в Англии - 135 м, завершается шатровым покрытием.

Еще в романский период было начато строительство собора в Линкольне. В готическую эпоху его фасад украсили семь горизонтальных поясов ниш, контрастирующих с двумя высокими башнями средокрестья. Собор в Линкольне (длина 155 м) в этом смысле построен на характерном для английской готики контрасте вертикалей и горизонталей. Его колончатая аркатура "оплетает" фасад, как кружевная сеть.

По формам декора в английской готике различают следующие стили: ранний "ланцетовидный", затем "украшенный" и "перпендикулярный". Кентерберийский собор (XII- XV вв.) - главный готический собор Англии, резиденция архиепископа Кентерберийского, национальная святыня - демонстрирует развитие английской готики от ранней (восточная часть храма, величественная в своей простоте) к поздней (западная часть, значительно более вычурная). Над всеми разновременными объектами возвышается огромная башня средокрестья.

Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне, место коронации и погребения английских королей со времени Вильгельма Завоевателя, впоследствии усыпальница великих людей Англии, близок к французской готике. С французскими храмами его роднит наличие обхода и венца капелл, аркбутанов и контрфорсов, большая, чем это принято в английских церквях, высота центрального нефа по отношению к боковым. Вестминстерский собор был начат еще в раннюю готику, и его восточная часть древнее западной.

Собор в Линкольне. Англия

Начиная со Столетней войны строительство в Англии сокращается. Достраиваются старые храмы или к ним пристраиваются капеллы (например, в Виндзорском замке, Королевская капелла в Кембридже, капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве и пр.). Все эти поздние сооружения несут на себе следы последнего стиля в декорировке - "перпендикулярного" (последняя четверть XIV - середина XVI в.), характеризующегося легкостью стен, кружевным узором звездчатых и сетчатых сводов из расходящихся веером нервюр (собор в Уэльсе). Из гражданской архитектуры этого периода наиболее знаменит Вестминстерский королевский дворец (XVI в.) с его Вестминстер-холлом площадью полторы тысячи квадратных метров.

Готическая скульптура Англии имеет чисто декоративный характер и совершенно подчинена архитектуре. В период "украшенного" и "перпендикулярного" стилей в соборе так много скульптурного декора, что, по справедливому замечанию исследователей, создается впечатление "вибрации архитектурных форм". Статуи поставлены тесно одна к другой и заполняют фасад, как в соборе в Уэльсе (западный фасад). Развивается также мемориальная пластика.

Капелла Королевского колледжа в Кембридже. Интерьер. Англия

Монументальная готическая живопись Англии развита очень слабо. Из живописи наиболее интересна не монументальная, а, по давней английской традиции, книжная миниатюра, особенно кентерберийской и винчестерской школ. Как и во французской, в английской миниатюре много элементов подлинной реальной жизни (например, светские хроники и богослужебные книги восточно-английской школы XIV в., из которых самая знаменитая - "Псалтырь королевы Марии", 1320).

Испания. В XIII-XIV вв. готика распространяется по всей Европе. В Испании XIII столетие - время наиболее ожесточенной борьбы с арабами, а также усиления внутренней борьбы испанцев-феодалов и горожан, добившихся от короля участия в кортесах. В готическую эпоху наиболее активно формируются испанская культура, язык, складывается испанский эпос; своеобразными путями, непохожими на общеевропейские, идет развитие архитектуры и изобразительного искусства. Обогащенная элементами мавританского стиля, готика Испании приобрела особую пышность и разнообразие орнаментики (соборы в Леоне, 1205-1303 - XIV в.; в Бургосе, 1221-1238, достроен в XIV-XV вв.; в Толедо, 1227-1493, закончен в XVI в.). Иногда соборы Испании перестраивались из мечетей, а, например, колокольня Севильского собора перестроена из минарета.

Особое место в испанской архитектуре занимает стиль "мудехар" (т.е. мусульманский). Это, как правило, соборы, построенные зодчими-арабами, из кирпича, со сводчатым мавританским перекрытием, образующим в плане восьми конечную звезду, с деревянным наборным потолком, с аркой подковообразной формы, иногда имеющей стрельчатое завершение. Главным элементом в декоре являются цветные поливные изразцы и орнаментальная лепнина. Главным композиционным центром такого сооружения всегда служит внутренний двор, столь обычный для всех южных построек.

Зрелая готика оставила прекрасные образцы гражданской архитектуры, особенно в Восточной Испании, в Каталонии и Валенсии (ратуша в Барселоне, так называемая Шелковая биржа в Валенсии). Синтез скульптуры и живописи готической поры нашел воплощение в испанских алтарях - ретабло, украшенных живописными панно и резной раскрашенной деревянной скульптурой. Расцвет этого искусства приходится в основном на XV в.

Италия. Особое место в европейской художественной культуре XIII-XIV вв. занимает Италия. Уже в конце XIII в. в Италии в результате слабости феодальных сил и, наоборот, раннего расцвета городов создались условия для возникновения культуры Ренессанса на ее первом этапе - культуры так называемого Проторенессанса. В Италии получили воплощение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, "розы". Основа оставалась чисто романской. Это широкие приземистые храмы, гладкая плоскость стен которых часто инкрустирована цветным мрамором, создающим полосатую, очень нарядную поверхность фасада (собор в Сиене, 1229-1372; в Орвието, 1295-1310). Пример поздней итальянской готики - огромный, вмещающий в себя до сорока тысяч человек, Миланский собор, самый большой храм Европы (1378 - XV в., достраивался в XIX в.; архитекторы А. и Ф. дельи Органи, Дж. А. Амадео, К. Солари и др.). Его строили не только итальянские, но и немецкие, французские зодчие. Весь собор покрыт скульптурной резьбой.

В Италии сохранилось много гражданских построек периода готики. До сих пор украшением Венеции являются ее мраморные дворцы с аркадами, отражающимися в воде каналов или лагун (Дворец дожей, 1310 - XVI в.). Сочетание легких ажурных аркад и глухой стены - черта, характерная для восточной архитектуры.

Готическое искусство представлено также памятниками архитектуры Нидерландов (ратуши в Брюгге, 1376-1421, Брюсселе, 1402-1450, Лувене, 1448-1563); Чехии (собор Святого Вита и Карлов мост в Праге); Австрии (собор Святого Стефана в Вене, 1304 - середина XV в.); Венгрии (церковь Матьяша, середина XIII - вторая половина XIV в., перестроена в конце XIX в.); Польши (Вавельский собор под Краковом, XIV-XV вв., Мариацкий костел в Кракове XIV- XV вв. с витражами XIV в. и резным алтарем Вита Стоша, 1477-1489); Скандинавии (собор в Турку, XIII-XIV вв.).


Дворец дожей. Венеция, Италия

Искусство Средневековья, просуществовав тысячелетие, выдвинуло новый круг идей и образов, новые эстетические идеалы, новые художественные приемы и новое содержание. Питаясь идеями христианства, это искусство глубоко проникло во внутренний мир человека. Огромен интерес искусства этой эпохи к нравственному облику человека, к тому, что определяется более общо словом "духовность".

Средневековое искусство создало грандиозные художественные ансамбли; оно решило гигантские архитектурные задачи, создало новые формы монументальной пластики и живописи, а главное, явило собой синтез этих монументальных искусств, в которых стремилось передать полную картину мира. И в этом огромный вклад искусства Средневековья в мировую культуру. Но условность как основной закон изображения, аскетизм, не позволяющий во всей полноте изобразить красоту земного, наконец, несомненный догматизм в мышлении тормозили дальнейшее развитие искусства. В нем самом зарождались иные черты, свидетельствующие о новой эпохе в европейской культуре - Возрождении.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

на тему: "Готическое искусство"

Введение

"Величие и красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость", - так говорил о готике русский писатель Н. В Гоголь.

Гомтика (от греч. Гпфийкп) - период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XI - XII по XV-XVI века, пришедший на смену романскому стилю и постепенно вытеснивший его тяжеловесность и массивность.

Впервые это понятие применил Джорджо Вазари, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике, так как обращалось к высшим божественным силам в рамках христианского мировоззрения. Это, во многом, объясняет строительство большого количества, прежде всего, соборов как средоточия религиозной и культурной жизни средневековья.

Однако нельзя не отметить зарождающийся интерес к человеку, красоте земного мира, житейским сценам, природе. Не случайно в этот период в литературе появляется любовная лирика трубадуров, развивается городская литература, комические театральные жанры, а в живописи основное место занимает портрет. Влияние церкви еще остается, однако растет самосознание народа, интерес к человеческим чувствам и реальной жизни. Не смотря на то, что готическое искусство называли "варварским", именно оно подготовило почву Ренессансу.

Чаще всего данным термином именуют архитектурный стиль, но понятие "готика" охватывает также скульптуру, живопись, витраж, фреску и многие другие произведения изобразительного искусства исследуемого периода.

Ранняя готика зародилась еще в рамках романского стиля. Однако уже к XIII веку относится расцвет готического стиля (высокая готика), а через столетие начинается период распада стиля, именуемый "пламенеющая готика". В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика как завершающий этап развития данного стиля, отличающийся экспрессивностью форм, остротой, гротеском, даже некой вычурностью.

В современности термин обрастает множеством новых значений, связанных с разнообразием сферы применения. Для кого-то это стиль средневекового искусства, соборы Франции XII века, а позже Германии, Австрии, Чехии, Испании, неоготика Англии XVIII века, готический роман XIX века, для современных дизайнеров это уже стиль в интерьере и одежде, для представителей сформировавшейся готической субкультуры это готический рок и т.п.

На страницах данной работы мы рассмотрим зарождение и формирование готического стиля в искусстве Западной Европы средних веков, в России, собственно, шедевры готики, а также сферы ее проявления в современной культуре.

1. Готический стиль в архитектуре, скульптуре и живописи

Готическое искусство возникло в середине XII века на севере Франции, в дальнейшем распространившись на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии, позднее проникнув и в Италию. В архитектуре готический стиль приходит на смену романскому. Это храмы, соборы, монастыри с многочисленными арками, с заострённым верхом, узкими и высокими башнями и колоннами, богато украшенным роскошным фасадом с многочисленными резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветными витражами.

Говоря о готике, хочется начать с описания собора Парижской Богоматери Нотр-Дам, однако первым готическим архитектурным сооружением считается церковь монастыря Сен-Дени (Франция). В XII веке аббат Сугерий написал трактат "Об освящении церкви Сен-Дени", где обозначил символичность всех элементов готического собора. По его мнению, храм - это некий корабль, Вселенная, разделенная поясом витражей вверху и массивностью стен в нижней части на небесный и земной миры. Арки, в свою очередь, символизируют разрыв круговорота времени, быстротечность и конечность которого подчеркивает готический храм. Витражные окна-розы, наоборот, выражают цикличность времени, пропуская сквозь себя божественный свет. Они призваны были перенести человека из телесного, земного мира в божественную вечность.

На фоне тяжеловесных построек романского стиля готические соборы поражают своей легкостью, устремленностью в небесный свод, богатейшим декором, напоминающим тончайшее кружевное плетение, красотой и роскошью витражей и скульптур. Внутренний и внешний облик определяли арки стрельчатой формы - характерная черта готического стиля, призванная усилить легкость и динамичность архитектурного произведения. Внутри готические соборы производили сильнейше впечатление, благодаря свету, проникающему сквозь цветные стекла витражей и заполняющему обширное пространство с многочисленными колоннами и стрельчатыми арками.

К шедеврам готической архитектуры относят Собор в Шартре, Собор в Реймсе, где короновались французские короли, Собор в Амьене, несомненно, Собор Парижской Богоматери во Франции; Кёльнский и Мюнстерский соборы в Ульме в Германии, Собор в Кентербери - главный храм английского королевства, а также Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне, Соборы в Солсбери, Эксетере, Линкольне, Глостере, Часовня Королевского колледжа в Кембридже. В Чехии это готическая архитектура Праги, Собор святого Вита. В Испании Санта-Мария-дель-Мар.

Соборы, несомненно, были главными и важнейшими постройками того периода. Однако вместе с соборами весь городской пейзаж наполнялся готическими зданиями больниц, крытых рынков, жилых домов и т.п. Большое количество светских сооружений характерно для итальянского искусства.

Скульптура

В создании образа готического собора смысловую нагрузку несла каждая мельчайшая деталь, огромная роль отводилась скульптуре, оформляющей, в основном, наружные стены. Не одна, и не две, а десятки тысяч скульптур украшали соборы зрелой готики, выражая устремленность всего здания ввысь в тектоническом аспекте.

Обилием скульптур и витражей отмечен период высокой готики. Статуи пророков, апостолов, святых располагались на порталах готических соборов. Множество мелких фигур и сцен размещались на цоколях, постаментах и крышах. Капители, выступы карнизов заполнялись листьями и плодами. Статуи были органически связаны со стенами и опорами, напоминая о синтезе архитектуры и скульптуры готических соборов. Образы святых обретают индивидуальность, человечность, словно приближаясь к земному миру, к каждому посетителю храма. Простота и изящество форм, сдержанные жесты служат выражением нравственной силы и духовного совершенства. Готические мадонны - воплощение грации, женственности и чистоты.

Готическая скульптура выразительна и динамична. Это работы Клауса Слютера, создавшего Мадонну фасада церкви погребения Филиппа, фигуры Колодца Пророков в Шаммоле. В Германии наибольшую известность получили работы Тильмана Рименшнайдера, Вита Ствоша и Адама Крафта.

Живопись

В этой главе, прежде всего, речь пойдет о витражах, игравших огромную роль в декоре готических храмов. Многочисленные витражные композиции воспроизводили религиозные и литературные сюжеты, исторические события. Техника витража несла в себе эмоциональное сочетание цветового и светового начал, преображая интерьер храма и вытесняя фресковую живопись.

Помимо этого, расцвета достигает книжная миниатюра, на фоне появления светской иллюстрированной литературы. Религиозные книги, несомненно, доминировали и были богато иллюстрированы. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый "Великолепный часослов герцога Беррийского" (около 1411--1416).

В связи с интересом к человеку, его внутреннему миру, индивидуальности характера, развивается жанр портрета, достигший расцвета в период поздней готики, на фоне духовного возрождения Европы в аспекте развития гуманистического подхода к человеческой личности. Готический художник уделял большое внимание выразительности деталей портрета, стараясь передать индивидуальное, единичное своеобразие личности. Отметим, что это был один из первых светских жанров готического искусства.

Среди художников готики получили известность такие имена, как: Джотто, Дуччо, братьев Лоренцетти, Симоне Мартини и Фра Анджелико, работавшие во Флоренции и Сиене. В алтарной живописи это Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Большой вклад в готическое искусство живописи внесли картины художников, написанных при дворах Праги и Вены, мастеров Северной Германии.

С последней четверти XIV века в изобразительном искусстве Европы господствует стиль, названный позднее интернациональной готикой, ознаменовавшей собой заключительный этап развития готического искусства.

2. Готика в России

В связи с тем, что в эпоху средневековья Россия находилась под влиянием византийской культуры, мы можем говорить только о неоготике, пришедшей в русское искусство в конце XVIII века, когда неподалеку от Санкт-Петербурга по проекту архитектора Ю.М. Фельтена были построены в неоготическом стиле Чесменский дворец (1774--1777) и Чесменская церковь (1777--1780).

Что же такое неоготика и как она связана с готическим стилем средних веков? Неоготика как направление в архитектуре эпохи эклектики возникает в Англии в 40-е годы XVIII века и оказывается востребованной по всему миру. Это католические соборы в Нью-Йорке и Мельбурне, Сан-Паулу и Калькутте, Маниле и Гуанчжоу и Киеве, это "Биг Бэн" и Тауэрский мост в Великобритании.

Говоря о неоготике в России, исследователи используют термин псевдоготика, так как это скорее некая стилизация под готику западноевропейского средневековья. Ярким памятником неоготического стиля стала императорская резиденция в Царицыне (1776--1796) под Москвой - целый ансамбль зданий и строений, возведенных по проекту архитектора Василия Баженова и по заказу Екатерины II. Это некий сложный синтез европейской готики, русской барочной архитектуры и классицизма. Резиденция состоит из Большого дворца, "Оперного дома", "Хлебного дома" и других строений. Помимо этого, к неоготическому стилю можно отнести Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии, построенный в 1901--1911 годах в Москве. В этом стиле выстроены католический храм Святого сердца Иисуса в Самаре (1906), собор Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске (1881--1884) и др.

В Калининградской области сохранилось около двадцати замков и большое количество церквей, к сожалению, в большинстве своем в разрушенном состоянии. В самом Калининграде это средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви). Сохранилось несколько зданий и в Ленинградской области. В Выборге здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVI в.) в старом городе. К сожалению, единственный в России кафедральный собор, заложенный шведами в 1293 году, был разрушен в период Великой Отечественной войны.

В отличие от европейцев русские архитекторы практически не используют каркасную систему готических соборов. Традиционная для православия крестово-купольная основа украшается стрельчатыми арками, постепенно поддаваясь влиянию "интернациональной" неоготики. Результатом чего становится строительство многочисленных католических костёлов для прихожан польского происхождения на всём протяжении Российской империи от Красноярска до Киева.

3. Готика в современной культуре

Интерес к готическому искусству и культуре, в целом, не угасает до сих пор. К сожалению, в рамках наших мелкогабаритных квартир не каждый может позволить себе готическую роскошь. Однако современные дизайнеры используют стилизацию под готику в оформлении интерьеров помещений. Для украшения загородных домов подойдут арочные окна, красочные витражи, оригинальные мозаики. Готический интерьер сочетает в себе яркие цвета и массивную мебель, различные орнаменты, декорирующие стены и окна. Материал также должен оставаться натуральным: камень, дерево, мрамор, металл.

Обращаясь к другим областям искусства, отметим, что предтечей современных "ужасов" явился готический роман, возникший во второй половине XVIII века и наполненный мистикой семейных проклятий, таинственных приключений с элементами сверхъестественного, призванный повергнуть читателя в приятный ужас. В XX веке в рамках "готического" жанра развивается "литература ужасов" (Блэквуд, Лавкрафт, Блох, Стивен Кинг). На стыке фэнтези и готики появился новый литературный жанр - тёмное фэнтези

Потусторонние силы, живые мертвецы, исполнение клятвы, явление призраков - отметим, что это излюбленные сюжеты современного киноискусства.

В конце 70-х годов XX века в Великобритании зарождается особая готическая субкультура, представителей которой (подростки 14-15 лет) отличает специфический имидж и интерес к готической музыке. Это явление уже связано с эволюцией музыкального жанра готик-рок. В 1980-х годах широкую популярность обрели такие исполнители, как Bauhaus, Southern Death Cult, Siouxsie and the Banshees и др.

Составляющими данной субкультуры являются, прежде всего, готическая мода и готическая музыка. В одежде это преобладание чёрного цвета, атрибутика и особый макияж. К готической музыке обычно относят готик-рок, дэт-рок и дарквэйв. В настоящее время готическая субкультура распространена преимущественно в Европе и Северной Америке, в меньшей степени - в Азии и Австралии. Представителей ее мы замечаем и на наших с вами улицах.

готический стиль культура архитектура

Заключение

Готическое искусство отразило глубокие и острые противоречия эпохи, в результате чего и само было внутренне противоречиво: переплетение реалистичности, простоты человеческого чувства с религиозной строгостью, отрешенностью от всего земного. Не случаен и синтез архитектуры, скульптуры и живописи, используемый в создании готических соборов, где каждая деталь несла свою смысловую нагрузку.

Классическое выражение готический стиль получил, несомненно, в церковной культуре. Однако преобладание в период поздней готики светской тематики и области применения обогатило готическое искусство в жанровом и стилистическом аспектах. Не смотря на это, произведения готического искусства отличаются глубокой одухотворенностью, проявлением нравственной жизни человека в религиозно-поэтическом аспекте.

В связи с развитием буржуазного общества и ослабления церковного влияния готического искусство утрачивает свою прогрессивность, но не ценность, так как зародившиеся здесь гуманистические тенденции стали основой следующей эпохи в развитии западноевропейской культуры -эпохи Возрождения.

Список литературы

1. Муратова М.К. Мастера французской готики XII-XIII веков. Проблемы теории и практики художественного творчества. 1988. - 452с.

2. Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика. СПб.: Азбука-классика. 2004. - 336с.

3. Виолле-ле-Дюк Э. "Энциклопедия готической архитектуры"."Эксмо, Наше слово". 2013. - 536с.

4. Алленов М. Русское искусство XVIII начала XX в. М.: Трилистник. 2000. - 474с.

5. Гнедич П.П. История искусств. Зодчество. Живопись. Ваяние. В 3 т. - М.:1. ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

6. Хазов В. К. Символика молодёжной субкультуры готов (рус.)// Гуманитарные исследования. 2009. № 2. С. 27-31.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Готическое искусство как одно из направлений в мировом искусстве. Его хронологические рамки. Характеристика каждого из этапов развития готического искусства. Готическое направление в архитектуре, скульптуре и живописи Франции, Англии и Германии.

    реферат , добавлен 26.11.2008

    Происхождение термина "готика". Система аркбутанов и контрфорсов, основные особенности готической архитектуры, выдающиеся архитектурные произведения Европы. Готическое направление в живописи, скульптуре. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике.

    презентация , добавлен 11.11.2010

    Готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и Восточной Европы. Феодально-церковные основы в идеологии и культуре времени Готики. Синтез искусств в Готике.

    реферат , добавлен 13.11.2008

    Значение и символизм готики - периода в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и части Восточной Европы, пришедшего на смену романскому стилю. Особенности архитектурного стиля. Развитие жанра портрета. Готическая мода.

    презентация , добавлен 24.03.2014

    Понятие и отличительные свойства готики как периода в развитии средневекового искусства, охватывавшего почти все области культуры и развивавшийся на территории Европы с XII по XV век. Наиболее известные шедевры архитектуры, выполненные в данном стиле.

    презентация , добавлен 18.02.2015

    Начало эпохи готического стиля в XII веке, предпосылки его формирования. Происхождение термина "готика" и особенности готической архитектуры. Религиозные сюжеты и реалистические тенденции. Характеристика региональных стилей во Франции, Англии, Германии.

    реферат , добавлен 25.03.2009

    История возникновения готики, исследование ее парадоксальных особенностей в пространственных видах искусства. Ознакомление с маньеризмом - художественным течением в европейской культуре XVI века. Его специфика и наиболее известные представители.

    реферат , добавлен 01.07.2011

    "Интернациональная готика" была последней данью унифицирующим тенденциям средневекового искусства, с его господством канонов и твердо установленных правил. Космополитизму готики противостояли также реалистические тенденции в искусстве европейских стран.

    реферат , добавлен 07.03.2005

    Приход готического стиля на смену романскому в XII-XV веках. Эволюция стиля: ранняя готика, период расцвета и поздняя готика. Архитектура храмов, соборов, церквей и монастырей. Система аркбутанов и контрфорсов. Распределение нагрузки. Готические своды.

    реферат , добавлен 30.01.2011

    Исследование возникновения и развития барокко как стиля искусства, свойственного культуре Западной Европы с конца XVI до середины XVIII века. Общая характеристика и анализ развития направлений стиля барокко в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке.

Постепенно стал вытесняться новым стилем – готикой.

Этот период в развитии средневекового искусства на территориях Центральной, Западной и Восточной (частично) Европы пришёлся на XII-XVI вв. Сначала термин «готика» относился к архитектуре, но постепенно он охватил практически все виды изобразительного искусства.

История стиля

Начала свое шествие по Европе с середины XII в. с Франции. С XIII в. она уже распространилась на территории современных Англии, Австрии, Германии, Испании, Чехии.

Готический собор в Кутансе (Франция)
В Италию готика пришла несколько видоизменённой, её так и называли: «итальянская готика». А Восточная Европа приняла этот стиль позже и распрощалась с ним также позже – в XVI в.
Хотя говорить о прощании с готикой, пожалуй, будет неправильным: в середине XIX в. (этот период назвали периодом эклектики – смешения стилей) архитектура часто стала прибегать к элементам готики, а позднее заговорили уже о неоготике. Неого́тика («новая готика») возникла в Англии в 40-е годы XVIII в. – это было возрождение форм и конструктивных особенностей средневековой готики.
В начале XIX в. появился термин «готический роман», который обозначал литературный жанр эпохи романтизма (литература тайн и ужасов, действие в таких произведениях часто проходило в «готических» замках или монастырях).
В 1980-е годы термином «готика» начали обозначать музыкальный жанр («готический рок»). Вокруг него затем сформировалась «готическая субкультура».
Так что с некоторой долей уверенности можно сказать, что готика скорее жива, чем устарела или мертва.

Значение термина

Слово «готика» происходит от итал. gotico (непривычный, варварский) и сначала использовалось в качестве бранного. Джорджо Вазари (основоположник современного искусствознания, итальянский живописец, архитектор и писатель) впервые применил этот термин, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. В эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским».
Готическое искусство было культовым по своему назначению, а по тематике – религиозным. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Искусствоведы выделяют раннюю, зрелую и позднюю готику.

Готическая архитектура

Поскольку готический стиль начал формироваться в архитектуре, с неё мы и начнём наш рассказ. Итак, Франция.
Французский готический стиль стал образцовым. На территориях большинства стран Западной и Центральной Европы он уже начал обрастать национальными архитектурными традициями.

Верхняя капелла Сент-Шапель
Почему именно Франция?
Дело в том, что отличительной чертой королевской власти во Франции являлся её сакральный характер: считалось, что короли наделяются властью исключительно Богом при исполнении обряда миропомазания. Миропомазание стало главным обрядом при короновании всех французских королей начиная с Карла Лысого в 869 г. до событий Великой Французской революции. Эта особенность королевской власти и стала той движущей силой, благодаря которой образовался новый стиль архитектуры, которому будут подражать на всей территории нынешней Франции и большей части Европы в период высокого и позднего Средневековья.
Собор был центром городской жизни в эпоху Средневековья. По воскресеньям в нём проходили мессы. В остальные дни недели там велись деловые переговоры между купцами, шли заседания городской общины и т.д. Собор играл большую роль в образовании, поскольку витражи представляли собой целые книги по религии, истории, ремёслам. Церкви служили убежищем для подозреваемых в преступлениях, которые хотели быть судимы по епископским законам, а не городским судом. Собор играл большую роль в планировке города: ни одно здание не должно было быть выше его. Собор определял силуэт города и был виден издалека. Все улицы расходились от паперти.

Собор в панораме г. Анжера
Типичная схема готического собора: нижний ярус, состоящий из трех порталов, средний ярус со световым проемом, и верхний ярус – две башни. Эта схема впоследствии станет классической для больших соборов на территории Франции. Для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени – новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

Схема готического храма
C появлением крестового свода соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений. Основной принцип работы конструкции: свод не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры (нервюра – выступающее ребро готического каркасного крестового свода) на колонны (столбы). Это нововведение позволило облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина больше не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон, и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.
Наиболее известные архитектурные памятники в готическом стиле во Франции: Собор Парижской Богоматери , Реймсский собор , Шартрский собор , Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель .

Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris)

Католический собор в центре Парижа, географический и духовный центр французской столицы. Строился с 1163 по 1345 гг. Его высота – 35 м, длина – 130 м, ширина - 48 м, высота колоколен – 69 м, вес колокола Эммануэль в южной башне – 13 тонн.
В архитектуре собора присутствуют отголоски романского стиля Нормандии, но использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.
Главный фасад собора имеет три портала. Над тремя стрельчатыми порталами входов расположены скульптурные панно с эпизодами из Евангелия.
Центральный и два боковых портала Собора Парижской Божьей Матери
Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа. В центре Христос-Судия.
На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов - один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане – Христос и два ангела с двух сторон.
Двери украшены коваными рельефами.
Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи фантастических существ).
Химер поставил реставратор – архитектор Виолле-ле-Дюк.
Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора также добавлен реставратором вместо разобранного в 1786 г. Его высота – 96 м. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Перед каждой группой – животное, символ евангелиста: лев – символ Марка, бык – Луки, орел – Иоанна и ангел – Матфея.
Бо́льшая часть витражей выполнена в середине XIX в. Главный витраж (роза) над входом в собор частично сохранился от средних веков (9,6 м в диаметре). В центре её Богоматерь. Большой колокол и более мелкие колокола имеют каждый своё имя.
Первый большой орган был установлен в соборе в 1402 г.

Скульптура

В создании образа готического собора большую роль играла скульптура. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур населяют собор зрелой готики.
В период готики активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура является неотъемлемой частью ансамбля собора, т.к. вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь. Она оживляет, одухотворяет архитектурные массы.

Скульптуры в соборе Магдебурга (Германия)

Живопись

Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Цветовая палитра готических витражей стала богаче и красочней. В витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.
Витраж святого Иосифа в приходской церкви св. Троицы в Ровище (Хорватия)
На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры: иллюстрировались рукописи, создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (ок. 1411-1416).
Развивается жанр портрета. Начинает возвращаться натурализм, который заложил основы развития Возрождения.

Жан, герцог Беррийский, фрагмент миниатюры из его Великолепного часослова работы братьев Лимбургов

Готика в России

В средние века Россия находилась под влиянием византийской цивилизации, готика здесь практически была неизвестна. Хотя определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля.

Никольская башня была перестроена в готическом стиле в начале XIX в.
Пример готических построек на территории Руси – Грановитая палата (1433 г.), а также звонница Софийского собора (1439 г.) Великого Новгорода. Она неоднократно перестраивалась в XVI-XX вв.
Влады́чная (или Гранови́тая) палата – памятник архитектуры XV в., построенный в стиле кирпичной готики. Он расположен на территории Новгородского детинца. Это одна из старейших сохранившихся гражданских построек Руси. Здание включено в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с другими историческими сооружениями Великого Новгорода.

Грановитая палата
Готическая архитектура появилась в России только в эпоху неоготики (в конце XVIII в.). Её появление связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена.

Чесменский дворец
В Санкт-Петербурге по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774-1777) и Чесменская церковь (1777-1780).

Чесменская церковь
Наиболее выдающийся памятник русской готики – императорская резиденция в Царицыне (XVIII в.)
Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова, а после его отстранения – по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Рядом с типичными для европейской готики элементами соседствуют элементы, типичные для русской барочной архитектуры и ведущего в то время направления – классицизма . Резиденция состоит из Большого дворца, «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма!»); перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы.

Царицыно
В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован.
В Самаре в начале XX в. был построен католический храм в стиле неоготики . Он имеет форму креста. Фасад украшен пинаклями. Высота башен – 47 м. В первоначальном виде храм был богато украшен, внутри до 1913 г. звучал орга́н. В настоящее время в алтаре находится фреска – копия картины Сальвадора Дали «Христос Святого Иоанна Креста».

Храм Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре
Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия), а также в Выборге .

Костёл Гиацинта в Выборге

Ключевым направлением искусства Средневековья была готика .

Она охватывала культуру, развивавшуюся в большинстве регионов Западной, Центральной, а также Восточной Европы.

Возникла готика в Северном регионе Франции в 12 в., а уже в следующем столетии она появилась в Англии и Германии, а затем в Австрии, Чехии и Испании. Позднее готический стиль достиг Италии. После интенсивной трансформации образовалась «итальянская готика», а в завершении 14 века — интернациональная. Восточноевропейские художники с готическим направлением познакомились позднее, на их родине оно продержалось немного дольше – почти до 16 столетия.

В период Возрождения этим определением уничижительно обозначали все художество Средневековья, признанное «варварским» . Но вначале 19 в. для мастерства 10-12 вв. употребили понятие романского стиля и, соответственно, ограничили хронологические рамки готического стиля. В нем выделились фазы: ранний период, зрелый и поздний.

В европейских странах правила католическая церковь, поэтому идеология готики сохраняла феодально-церковные устои. По назначению готика была в основном культовой и тематически религиозной. Ее сравнивали с вечностью и «высшими» силами.

Она характеризовалась символико-аллегорическим образом мышления и условным изобразительным языком.

Этот стиль сменил романский, а в дальнейшем полностью вытеснил его. Понятие данного направления обычно применяют к архитектурным объектам. Также оно охватило живопись, орнамент, книжную миниатюру, скульптуру и прочее.

Стоит отметить, что его зарождение в архитектуре, в особенности именитых соборов, совпадало с триумфальной эпохой романской живописи, а именно фресковой.

Со временем ключевую роль в декоре храмов взяли на себя иные виды декоративного искусства, в результате чего живопись оттеснилась на другой план. Замена в зданиях соборов времен готики сплошных стен большими окнами послужила причиной полного исчезновения жанра монументальной росписи, занимавшей особое место в романском стиле. Фреску сменил витраж – уникальная разновидность живописи, в которой картины составляются из кусочков расписных стекол, скрепленных тонкими свинцовыми полосками и обрамленных арматурой из железа.

Художники готического искусства

Готические черты в художестве появились на несколько десятков лет позже возникновения таковых в образцах архитектуры. Отметим, что во Франции и Англии произошел переход от романского направления к готическому в 1200-ом г., в Германии – в 1220-ых, а в Италии – примерно в 1300-ом.

Особенностью готического художества являются вытянутые фигуры.

Живопись подчинялась жестким канонам. Мастера кисти на своих картинах изображали трехмерность пространства довольно редко. Такая перспектива была случайной и весьма сомнительной.

На исходе 14 столетия в искусстве появилось стремление к элегантному и утонченному письму, а также возник интерес к сюжетам реальной жизни. Постоянными элементами в живописи стали мельчайшие детали растительного и животного мира.

Появилась интернациональная готика – это направление позднего периода Средневековья, который объединил живопись многих стран.

Во Франции 13-14 веков расцвело искусство книжной миниатюры . В ней проявлялось светское начало. Так, к примеру, светская литература расширила спектр иллюстрированных рукописей. Стали создавать богато расписанные псалтыри и часословы для домашнего пользования.

Рукопись готических времен изменила внешний вид страниц. Так, иллюстрация наполнилась звучными по чистоте цветами, включила реалистические элементы, совместила растительную орнаментику, библейские и бытовые сцены. Характерной чертой рукописей 13 века был бордюр, обрамляющий поле страницы.

Художники помещали на страницы завитки орнамента, украшающего поля, линии, обрамляющие маленькие фигурки, и комические либо жанровые сцены. Содержание рукописей не всегда имело с ними связь. Это были фантазии миниатюристов. Назывались они «дролери»– то есть забавы. В миниатюрах поздней готики с особой непосредственностью выражались тенденции реализма, были проделаны первые успехи в передаче бытовых картин и пейзажей. Вскоре художники устремились к достоверному и подробному изображению натуры.

Наиболее известными представителями книжной миниатюры эпохи готики стали братья Лимбурги.

Christ in Glory, Братья Лимбург Miniature of the Earl of Westmorland with His Twelve Children, Братья Лимбург The Madonna and the Child, Братья Лимбург



Похожие публикации