Конспект по развитию речи тема зима. Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему «Зима белоснежная. Работа в тетрадях

Развитие речи Тема: «Зима» Цель: Формировать представления детей о признаках зимы; учить детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его с выражением. Развивать умение подбирать нужные по смыслу прилагательные. Воспитывать бережное отношение к природе. Дата:


Какой сегодня день недели? Какой сейчас месяц? Какая погода на улице? Послушайте внимательно загадку: О каком времени года говориться? Посмотрите в окно, какое сейчас время года? Зима пришла после, какого времени года? Снег на полях, Лед на реках, Веер гуляет, Когда это бывает? (Зимой)


Наступила зимушка – зима. Земля, деревья, кусты покрылись белым пушистым снегом. Вода в реках и озерах замерзла и превратилась в лед. Часто дуют холодные ветра, метут метели. Солнце светит редко, небо серое и пасмурное. Птицы держатся ближе к дому людей. Люди надели теплую одежду: зимние шапки и шубы или пальто.


Рассмотрение картинки с изображением зимы: Какое небо? (Серое, хмурое). Солнце яркое или тусклое? Греет солнце зимой? Если на деревьях листья? Когда они опали? Если зеленая трава на земле? Что мы видим на земле и на деревьях? Снег зимой какой? (Белый, пушистый, холодный). Дни зимой длинные или короткие? Что стало с реками?




А теперь внимательно прочитайте ребенку стихотворение: Тихо-тихо снег идет, Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лет Во дворе лопатой. От калитки мы с трудом К нам дорожку проведем. Выйдет мама на порог, Скажет: «Кто бы это мог Провести дорожку К нашему порожку? (М. Познанская) О чем говорится в стихотворении? Как описывается автор снег? Что делали дети во дворе? Что сказала мама? Педагог еще раз читает стихотворение, затем поэтапно разучивает его с ребенком.


Физкультминутка А теперь отдохнем. Зимой холодно? Что происходит с человеком, ели он долго находится на холоде? Мы замерзли с вами (хлопают в ладоши) И стучим зубами, (похлопывают себя по плечам) Хлопаем руками, (похлопывают по коленям) Топают ногами. (топают ногами)


Снег (что делает?)… (идет, летит, ложится, метет, кружится) Солнце (что делает?)… (светит, но не греет, прячется за тучи) Вода (что делает?)… (замерзает, прощается в лед) Ветер (что делает?)… (дует, воет) Мороз (что делает?)… (морозит, кусает, щиплет). Упражнение «Подбери слова-действия»


Упражнение «Какой, какое, какая?» Снег (какой?)…(мокрый, рыхлый, глубокий, пушистый) Лед (какой?)… (холодный, скользкий, прозрачный, толстый, тонкий) Небо (какое?)…(серое, ячное, безоблачное) Солнце (какое?)… (холодное, тусклое, яркое) Снежинки (какие?)… (нежные, легкие, красивые).




Упражнение «Нет чего?» Называет слова во множественном числе и просит ответить на вопрос: «Нет чего?», используя названное слово: Морозы – нет …(морозов), ветры – нет…(ветров), метели - нет… (метелей), снега – нет …(снегов), снежинки – нет …(снежинок), льды – нет …(льдов), сугробы – нет …(сугробов), облака – нет …(облаков)



Наталья Страхова
Конспект занятия по развитию речи «Зима».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физическое развитие детей № 11 «Катерок»

Конспект

Образовательной деятельности по речевому развитию .

Первая младшая группа

Тема : «Зима »

Выполнила : воспитатель 1 младшей группы

Страхова Н. Е.

Задачи : знакомить детей с характерными признаками зимы (холодно, идет снег) ; со свойствами снега (белый, легкий, холодный) . Вовлекать детей в диалог. Активизировать словарь по теме «Одежда» . Развивать речевое дыхание .

Средства : Картина с изображением зимнего пейзажа, бумажные снежинки, две куклы в зимней и летней одежде, тарелка со снегом.

Воспитатель обращает внимание детей на картину.

Ребята, что вы видите на картине? (дети отвечают) .

Расскажите, где лежит снег? (воспитатель побуждает каждого ребенка ответить на вопрос) .

Если снег лежит везде, значит, какое время года наступило? (дети – «Зима » ).

Вот зима , кругом бело

Много снега намело.

Я немного снега и вам принесла. Потрогайте, какой снег?

Дети, поочереди трогают снег и называют его свойства и цвет (холодный, белый) .

Правильно, снег холодный, значит и на улице холодно. Давайте поиграем.

Подвижная игра «Выпал беленький снежок» .

Выпал беленький снежок, собираемся в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем! Топают ногами.

Будем весело плясать, будем ручки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем! Хлопают руками.

Будем прыгать веселей, чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем! Прыгают. Проходят на стулья.

Ребята, снег – это много, много снежинок. У меня тоже есть снежинки. Давайте подуем на них. (дети выполняют задание) .

Какие снежинки? – «легкие» . Воспитатель побуждает ответить каждого ребенка.

Ой, а куда же делся снег, откуда в блюдечке вода? (выслушивает мнения детей) .

В комнате тепло и снег растаял. От тепла снег тает. Только зимой, когда на улице холодно, снег лежит везде и не тает. А вот наш знакомый кот этого не знал и вот, что с ним случилось. Давайте покажем.

Пальчиковая игра «Пирог» .

Падал снег на порог (руки опускают сверху вниз)

Кот слепил себе пирог (лепят пироги)

А пока лепил и пек

Ручейком пирог утек (шевелят пальчиками обеих рук)

Пироги себе лепи (грозят пальчиком)

Не из снега, из муки.

Когда вы идете гулять, какие предметы одежды надеваете? (дети активно перечисляют свои предметы теплой одежды) .

Посмотрите, к нам пришли куклы. Они тоже хотят пойти гулять. Покажите, какая кукла может пойти на прогулку? Что на ней одето?

Воспитатель активизирует детей и делает вывод : «Давайте скажем кукле, что зимой надо на улицу надевать теплую одежду» . Нам тоже пора идти одеваться на прогулку.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Зима". Задачи: - активизировать словарь по теме "Зима"; -закрепить.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Вот она, какая зима!» Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: Обучающие: Вспомнить признаки зимы; Рассмотреть.

Конспект занятия по развитию речи для средней группы «Зима пришла» Конспект занятия в средней группе на тему «Зима пришла». Цель: развивать навык составления описательного рассказа. Задачи: развивать умение.

«Зима». Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Зима» (старшая логопедическая группа) Программное содержание: - Учить детей составлять связный описательный рассказ по картине, пользуясь.

Программное содержание: 1. Познакомить детей с характерными особенностями времени года «Зима». 2. Продолжать активизировать словарь. 3. Продолжать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «До свидания, зима!» КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе «До свидания, зима!» Программное содержание: продолжать формировать умение составлять.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зима-красавица» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Зима-красавица»Цель: Закрепить представления об основных признаках зимы; учить.

Конспект обобщающего занятия по развитию речи

Тема: «Зима»

(Подготовительная группа)

Коррекционно-образовательные задачи: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать зрительное вни мание и восприятие, речевой слух и фонематическое воспри ятие, память, тонкую и общую моторику, дыхание и ко ординацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, само стоятельности.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением зимних забав, «снежный ком», снежинки на ниточках, магнитофон, «растаявшие снежинки», фломастеры на каждого ребёнка, карточки с изображением ветра и снежинок, разрезные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Ребята, вы хотите узнать, чем мы будем сегодня заниматься? Для этого вы должны отгадать загадки.

Странная звездочка Что за нелепый человек

С неба упала, Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

(снежинка) (снеговик)

Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

По городу идет: Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит, (лед)

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

Наступили холода, Он летает белой стаей

Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь – (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

Вы догадались, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?

2. Беседа о времени года

Назовите приметы зимы.

Какой день зимой?

Какая ночь?

Что можно сказать о снеге?

Какой бывает лед?

Перечислите зимние месяцы.

А с какого месяца зима начинается? А заканчивается, каким месяцем? А какой посередине?

Какая бывает зима?

Ребята, а давайте отправимся на зимний участок.

3. Пальчиковая гимнастика: «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пошли гулять. («Идут» пальчиками по столу.)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили, («Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А ещё в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щёку.)

4. Упражнение «Снежинки»

Пока мы с вами гуляли, пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? (употребление прилагательных).

(Снежинки висят на ниточке.)

А вы хотите, чтобы наши снежинки закружились? Нужно на них подуть. (Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.)

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

5. Дидактическая игра в кругу

«Снежный ком передавай, слова-действия называй »

Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я вам, буду задавать вопросы, а вы отвечайте

Мороз (что делает?) - трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает?) - вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) - идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

«Снежный ком передавай, слова ласково называй »

Зима-зимушка,

Снег-снежок,

Снеговик - снеговичок,

Снегурка - Снегурочка. (Ой, а какой ком холодный! Давайте погреемся!)

6. Физминутка.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем,

И себя похлопаем.

Хлопушки в парах.

Снего-снего-снегопад,

Каждый очень, очень рад,

Будут лыжи и коньки,

Будут санки и снежки.

Молодцы! А вы, у меня внимательные?

7. Игра «Какое слово лишнее?»

Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Назовите лишнее слово.

Каток, платок, каток, каток.

Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.

Снежок, снежинка, нежный, снеговик.

Молодцы!

Ой, ребята, посмотрите, что у меня лежит на столе?

Возьмите себе по одной картинке.

8. Игра «Снежинки и ветерок».

Мы сейчас разделимся на две команды: «снежинки» и «ветерки».

Дует сильный ветер ш-ш-ш…, снежинки кружатся под музыку.

9. Составление разрезной картинки. Составление рассказа по этой картине.

Ребята, ветер так сильно дул, что наши зимние картинки разбились на осколки, их нужно собрать.

Команда снежинок собирает одну картинку, а команда ветерки – другую.

После того, как вы соберёте картинки, по ним нужно будет составить рассказ.

Самостоятельное рассказывание с опорой на картинки.

10. Развитие мелкой моторики «Дорисуй снежинку».

Ребята, а вы заметили, что наши снежинки начали таять?

Что нужно сделать, чтобы снежинки снова стали красивыми? (Дорисовать).

Молодцы!

Кто хочет, может подарить их гостям.

11. Итог занятия.

Наше занятие закончено.

Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

Что мы делали на занятии?

Что понравилось?

Оценка работы детей.


Конспект НОД по развитию речи на тему «Зима. Игры зимой ».

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картинке.

Программное содержание:

  1. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.
  2. Закреплять умение подробно и последовательно излагать содержание картины.
  3. Упражнять в составлении предложений.
  4. Формировать навык употреблять в устной речи предлог «НА».
  5. Воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей.

Приемы активизации деятельности детей: отгадывание загадок;создание ситуации способствующей проявления интереса к получению знаний, создание эмоционального фона.

Материалы и оборудование: картина «Зимние забавы», ватные диски(20штук),картинки(шапка,шуба,сандали,кепка,коньки,санки),ТВ,доска,магниты.

Ход образовательной деятельности:

Водная часть.Процесс вовлечения в деятельность:

Воспитатель: Ребята, отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать:

Запорошила дорожки, разукрасила окошки,

Радость детям подарила и на санках прокатила (Зима)

Воспитатель: верно, зима (показывает картину с зимним пейзажем на экране ТВ).

Беседа (короткая) по вопросам:

Ребята, а чем можно зимой заниматься?(ответы детей: кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков.)

Основная часть. Процесс целепологания:

Воспитатель: Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горы. А горки мы насыпали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить даже из слов.

Хотите попробовать построить горку из слов?

Дети: да.

Воспитатель: Мы будем придумывать, называть слова и строить горку. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получиться (воспитатель прикрепляет ватные диски), начинаем:

Зима какая? (снежная, суровая, морозная, нарядная, холодная, красивая)

Снег какой? (пушистый,белый,легкий,липкий,серебристый,мокрый,колючий, рассыпчатый)

Настроение какое? (веселое,радостное,новогоднее,хорошее,прекрасное).

Воспитатель: какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась. А сейчас мы с вами отправимся на прогулку в лес (вывешиваются на доску картинки – шапка,шуба,сандалии,коньки, кепка,санки,лыжи).Посмотрите что нам необходимо для прогулки(ответы детей).Составим предложения с этими словами.

Воспитатель: Дети, представим, что мы в зимнем лесу, встанем и походим, подышим свежим воздухом в лесу(делаем глубокий вдох и выдох, несколько раз).

Физминутка:

Как на горке снег, снег (поднимаем руки вверх)

И под горкой снег, снег (дети приседают)

И на елке снег, снег (ветки елки)

И под елкой снег, снег (дети приседают)

И под елкой спит медведь (изображают медведя)

Тихо, тихо не шуметь (грозят пальцем).

Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть картина о зимних забавах. Вы знаете, а ведь в настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает о картинах посетителям. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом, составить рассказ по картине.

Дети: да

Беседа по картине:

Какое время года изображено?

Зачем дети пришли на горку в парк?

Что происходило на горке?

Чем занимались дети?

Какое настроение было у детей?

А детей при рассказывании можно называть по-разному – дети, детвора, ребята, мальчики, девочки, они.

Пальчиковая гимнастика:

Мы во двор пошли гулять 1.2.3.4.5(загибаем пальчики)

Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили

С горки мы потом катались, а еще в снегу валялись (класть ладошки то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли (закрыли глазки).

Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: Что мы сегодня делали? (ответы детей). Вы сегодня постарались составлять разные интересные истории. Мне кажется, эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.

В завершении я хочу вам подарить картинки-раскраски «Зимние забавы». У зимы лишь белая краска, а вы можете их раскрасить своими цветными карандашами.


Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод моделирования. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
на тему «Зимушка-зима»

Воспитатель: Осипова Галина Викторовна.

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод моделирования. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад,снежок.

Оборудование : сундучок с заданиями; проектор; снежок

Предварительная работа : беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках

Ход занятия
Организационный момент
Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты- мой друг

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Ребята, а теперь сядьте все красиво и покажите мне, что вы готовы к занятию.

^ Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?

(ответ- зима )

я тоже так думаю! (слайд №1-Волшебница Зима).
Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он!
Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!
Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).

Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.
Ваня, скажи пожалуйста, какое сейчас время года?
На дворе зима. А как же называются зимние месяцы?
Закрепить признаки зимы
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы-
И зима настала!
Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?
Вот сейчас мы с вами поиграем - я слеплю снежок из снега и буду вам его давать, а вы берите и отвечайте.
Какая у нас зима? (снежная, холодная, морозная );
что бывает зимой? (метель ветер, река замерзла );
что можно сказать о снеге? Какой он? (пушистый, мягкий, укрыл всю землю );
Молодцы, хорошо описали зиму!
3. Развитие связной речи

Рассказ воспитателя «Гостья зима» «Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.

Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз.

Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Первичное восприятие рассказанного воспитателем: - Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было до этого? - Чем зима накрыла землю? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы?

4. Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

5. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:

Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки- подсказки. Слушайте внимательно и скажите мне, кто рассказал особенно интересно и выразительно о гостье зиме. (Пересказывают 2-3 человека)

Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки» .

6. «Снежок - загадка» отгадывание загадок: Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет. (Зима)

Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)

Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)

Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)

Их треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)

Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые... (Снежинки)

Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет. (Сугроб)

Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой? Не лопатой, не метлой, а железною рукой. (Снегоочиститель.)

Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (Снежная баба)

Кручу, урчу,
Знать никого не хочу. (Метель)


Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова.
7. Игра «доскажи словечко»:
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю ……………………………………… снег!
С неба всё скользят пушинки - серебристые …………………………. снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается ……………………………………………….. снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее …………………………………………… снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в …………………………………….. снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился …………………………………………. снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка ……………………………………. снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой …………………………………… снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил ………………………………… снег!
Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик …)
На какое слово они все похожи? (на слово «снег» )
Итог занятия - Вспомните ребята, о чём мы говорили? - Что мы делали? - Что Вам понравилось




Похожие публикации