Сочинение на тему «Измена Родине. Сочинение героизм и предательство в повести тарас бульба Проблема измены в тарасе бульбе

Повесть «Тарас Бульба», написанная Николаем Васильевичем Гоголем в 1835 году, стала одним из лучших произведений литературы 19 века. Характеры казаков прописаны глубоко и емко. Единство композиции и стиля завершают образ героической эпопеи.

В центре данного произведения разворачивается борьба украинского народа против польских захватчиков.

Начинается повесть с того, что старый удалой казак везет своих сыновей в Запорожскую Сечь. Он твердо уверен в том, что только там юнцы, закончившие обучение в академии, наберутся ума, понюхают пороху и станут истинными мужчинами.

По приезду двух братьев охватывает водоворот событий. Гулянья быстро заканчивается, наступает время сражений с ненавистными ляхами. Казачье братство не в силах терпеть бесчинства со стороны чужаков. Эти люди вместе с молоком матери впитали любовь к своей отчизне. Эта та святыня, которую каждый запорожец будет отстаивать до последней капли крови.

Н.В. Гоголь считает, что – сокровищница сильных духом людей, мужественных характеров, которых не сможет сломить никакая беда. Для них считалось нормой погибнуть за отчизну. А библейские заветы отходили на второй план, когда речь шла о товарищах и долгом перед родной стороной.

Поэтому не вызывает удивления тот факт, что все казаки в едином порыве двинулись защищать украинскую землю. показателен тот момент в повести, когда части казацкого войска пришлось отступить, оставшиеся воины совершали настоящий подвиг, борясь за землю и за свободу.

И хотя польские войска были более многочисленные, а также превосходили украинцев по вооружению, казачий дух оказался сильнее. А их любовь к родной земле не знала преград.

Отец и старший сын во время сражений всегда были в первых рядах. По складу характера, душевным качествам это были настоящие воины, смело и благородно защищавшие просторы своей отчизны. Показателен в этом отношении и тот момент, что 22-летнему юноше доверили должность куренного атамана.

Остап Бульба – молодой парень, только что закончивший обучение, сражается как герой и также погибает. Под пытками и истязаниями в польском плену он не произносит ни одного слова, смело и гордо поднимается на эшафот.

С членами семьи Тараса Бульбы связана не только тема совершения подвига, но и тема предательства. И здесь уже речь пойдет о младшем сыне – Андрии, который переходит в стан врага, воспылав чувствами к молодой и красивой полячке. Но все же этот персонаж не полностью отрицательный. И пусть его характер вспыльчив, сложен и противоречив, он обладает богатыми духовными качествами и смелостью.

Еще во время обучения младший брат более хитер, ловок и умен. Все ему дается легко. В его крови бурлит желание подвига. не понимает всей романтики войны, он другой, ему важнее личное счастье с любимой девушкой. И именно такое стремление стало краеугольным камнем в его отношениях с отцом. Кодекс чести казачества не знает таких понятий, как предательство и измена, такого он точно не прощает. Для подобных проступков есть только одно наказание – смерть. Убивает Андрия сам отец, при этом отказывается даже предавать земле тело сына.

Героическая повесть «Тарас Бульба» ставит на чаши весов подвиг за отчизну и предательство, и они по весу далеко не равнозначны.

Отношение к родине – одна из основных тем классической литературы, которая может раскрываться разнопланово. Здесь есть место любви и ненависти, героизму и подлости, верности и измене. Отчизне посвящены многие стихи и поэмы, рассказы и очерки. Пожалуй, повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» является наиболее ярким примером рассуждений о верности и измене родной стране. Интересно, что произведение можно рассматривать с двух сторон: история Запорожской Сечи и жизнь казаков, а также история жизни Тараса Бульбы, его личная трагедия. Поэтому аргументы для итогового сочинения из этой книги порадуют читателя разнообразием.

  1. Уже в начале произведения главный герой, Тарас Бульба, предстает перед читателями сильным и волевым человеком. К нему возвращаются сыновья после учебы, и он проверяет их на прочность – начинает с ними драться, а после, будучи довольным своими детьми, объявляет, что они завтра же вместе отправятся в Запорожье биться с «татарвой». Тарас бережет уклад казацкой жизни, жизни сел, а также, по словам Гоголя, считает себя законным защитником православия. Он поссорился со всеми своими товарищами, которые начали склоняться к польскому укладу жизни, называл их слугами польских панов, которые променяли простую казачью жизнь на роскошь и светские развлечения. Этот образ символизирует верность себе и своему народу, ведь старый казак лишился семьи, погиб сам, но не предал свои убеждения.
  2. Одним из самых противоречивых героев повести является младший сын Тараса, Андрий. Он очень талантливый боец, получающий удовольствие от битвы, но у него нет той высокой цели, которая есть у его отца. Андрий не похож на казаков: он «Имел чувства несколько живее и как-то более развитые». Он влюблен, но не в Родину, а в прекрасную полячку, которая, как он думал, отвечала ему взаимностью; влюбился он еще до того, как поехал воевать в Запорожье. Андрию приходится делать выбор: с одной стороны, он должен защищать родную землю, помогать своим товарищам и семье; с другой – его ждет страстная любовь, о которой он мечтал, ведь прекрасная полячка даже снилась ему. Поэтому он делает фатальный выбор в пользу панночки, предав отца и Сечь. Эта измена, тем не менее, имеет под собой веские основания: герой боялся изменить себе, поэтому пошел против окружения и традиций, подавляющих его индивидуальность.
  3. Старший сын главного героя Остап, в отличие от Андрия, на своего отца как раз похож. Он не выступает таким ярким бойцом в повести, как Тарас, но он предстает прямым продолжателем его идейности. Товарищи уважают Остапа за принципиальность и твердость духа. Пожалуй, самым эмоциональным эпизодом, связанным с ним, является его смерть: его вместе с другими казаками его взяли в плен, и стали ломать им кости. Но герой встречает смерть достойно: ему страшно, но он не чувствует, что его гибель напрасна, он ни на миг не засомневался в правильности своих действий. Одно только его расстраивало: он не видел казацких лиц, только вражеские. Поэтому он и восклицает: «Батько! где ты! Слышишь ли ты?» И когда Тарас ему отвечает, что он здесь, и тогда Остап чувствует облегчение, потому что вместе с ревнителем казацкого благочестия жива его вера и праведна его преданность долгу. В образе Остапа воплотилась верность Родине, нашедшая себя в самоотверженном служении отечеству.
  4. Измена родине начинается с потери национальной идентичности. Так было и с Андрием. Он переступает законы Запорожской Сечи, которым верны остальные казаки, и которые определяют их поведение. Основным законом можно считать утверждение, что Сечь – родная земля, дом, который нужно защищать любой ценой. Это же относится и к религии. Кроме того, казаки очень много смысла вкладывают в понятие «товарищество». Предать своих товарищей для них немыслимо. В одной из глав Тарас восклицает: «Ты хочешь, видно, чтоб мы не уважили первого, святого закона товарищества…». Поэтому воины, порой безрассудно, готовы напасть на врагов, чтобы освободить своих соратников. Андрий нарушает все эти законы, за что и расплачивается жизнью: отец убивает его, причем главный герой до последнего не понимает, как его сын мог предать семью и веру. Такова расплата за отступничество от Родины и ее традиций: изменник перестает быть товарищем и не может рассчитывать на прощение.
  5. Тарас остается преданным своей Родине до самого конца. В финале произведения мы видим, как его сжигают на костре заживо, но он все равно, несмотря на боль, не отступает от своей православной веры, от верности товарищам и родной земле. Тарас на войне потерял обоих сыновей, а в конце – и свою жизнь, но он не жалеет ни о чем, для него это праведная битва, ради которой можно принять даже смерть: он не почувствовал отчаяния, когда его поймали ляхи, потому что невдалеке заметил казаков, которые уже успели отплыть на безопасное расстояние. «И вспыхнули радостные очи у старого атамана», — пишет Гоголь. Бульба верит, что дружина продолжит его дело и победит врагов. Это и есть преданность идеалам, когда человек верит в правильность своих принципов и действий, поэтому отстаивает свою правоту до последнего вздоха.
  6. На примере повести «Тарас Бульба» видно, что отношение к Родине может быть неодинаковым. Даже сам смысл, который закладывается в это понятие, у многих различается. Гоголь показывает читателям столкновение между родными, но абсолютно разными людьми. Если анализировать образ Тараса Бульбы, то получается, что иначе, как убить своего сына, он поступить не мог: Андрий нарушил все законы Сечи, более того, он нарушил принципы, которым Бульба-старший был верен и которые так берег. С точки зрения сына, все иначе, ведь он сохранил свои принципы, свою любовь, свою личность, то есть был верен себе. Возможно, автор специально вынес тему предательства и личную трагедию на передний план, потому что чувствовал: тема верности и измены всегда будет неисчерпаемой и, увы, актуальной.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Категория: Гоголь Н.В.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835) - одно из лучших исторических произведений русской художественной литературы 19 века. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля.

В центре «Тараса Бульбы» находится изображение борьбы украинского народа против иноземных захватчиков. Гоголь с теплотой и восхищением описывает жизнь Запорожской Сечи и ее обитателей. Для писателя Запорожье - это гнездо, «откуда разливаются воля и казачество на всю Украину».

В изображении жизни Сечи и его героев Гоголь совместил историческую конкретность и высокий лирический пафос. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы», произведения одновременно и реалистического, и поэтического.

Повесть начинается с того, что Тарас Бульба везет своих сыновей в Запорожскую Сечь. Он считает, что только там, в битвах с врагами, они понюхают пороха, наберутся ума-разума, станут настоящими мужчинами. Прибыв в Запорожье, Остап и Андрий сразу попадают в гущу событий: не успев опомниться от гуляний и бражничества, они, вместе с другими казаками, едут биться с «проклятыми ляхами». Гонец, прискакавший в казачий стан, сообщил, что поляки по всей Украине притесняют народ и попирают православную веру. Конечно, такого бесчинства казачье товарищество потерпеть не могло. В крови у этих людей была огромная любовь к своей отчизне и благоговение перед верой предков. Негласный кодекс Запорожья гласил, что эти две святыни каждый казак обязан защищать до последнего вздоха.

По мнению Гоголя, Запорожская Сечь являлась кузницей сильных и мощных характеров, мужественных и благородных воинов. Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. Законы товарищества казаки чтили превыше библейских заповедей. Погибнуть за Родину и веру считалось в их среде почетным долгом, обязанностью.

Поэтому неудивительно, что все казаки отважно сражались с поляками. После того, как часть запорожского войска вернулась в Сечь, оставшиеся казаки поистине совершали подвиги, чтобы не уступить землю «ляхам»: «Как же вскинулись казаки! Как схватились все!»

Силы запорожского войска иссякали с каждой минутой. Польские отряды превосходили казацкие и по вооружению, и по численности. Но силен был в казаках боевой дух, крепка вера и любовь к отчизне. Трижды Тарас Бульба спрашивал своих товарищей: «А что, паны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» И всякий раз богатыри отвечали: «Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще казацкая сила; еще не гнутся казаки!»

Описание битвы под городом Дубно создано в фольклорном ключе. Неслучайно Бульба именно три раза обращается к своим собратьям по оружию. Казаки здесь уподобляются былинным богатырям, защищавшим свою Родину от всякой нечисти.

Много воинов погибло при этой битве. Но все они умирали как настоящие герои со словами «отчизна», «вера», «товарищество» на устах. Именно так погибли Мосий Шило, Степан Гуска, Касьян Бовдюг, атаман Балабан, Кукубенок. Весь «лучший цвет» казачьего войска ушел из жизни под Дубно, повторяя одни те же слова: «Пусть же славится до конца века Русская земля! Пусть же цветет вечно Русская земля!» Погибнуть за свою отчизну эти воины считали наивысшим счастьем.

Главный герой повести, Тарас Бульба, и его старший сын, Остап, всегда были в первых рядах казачьего войска. Это не только смелые и благородные воины. Вся их натура, склад характера, образ мыслей были созданы для битв, защиты родной земли и своих соотечественников. Недаром в 22 года Остапа выбрали атаманом, посчитав его самым достойным из всех казаков.

Остап Бульба всегда сражался как настоящий герой, не боясь ни неприятельской силы, ни ответственности, которую на него возложили казаки. И погиб он как настоящий герой. Остап, вместе со своими товарищами, попал в плен к полякам и умер страшной смертью, мучаясь от жестоких пыток. Но во время испытаний ни один мускул не дрогнул у него на лице. Терзания и пытки Остап выносил «как исполин». Тарас, будучи свидетелем мук сына, невольно восхищался им и одобрительно говорил: «Добре, сынку, добре!»

Только в самом конце, перед «последними смертными муками», Остап начал искать в толпе хоть одно знакомое лицо. В нем он хотел почерпнуть силы для последнего испытания. И Тарас, не побоявшись поляков, благословил сына на героическую смерть, достойную настоящего богатыря. На вопрос сына: «Батько, где ты? Слышишь ли ты?» Бульба ответил: «Слышу!»…и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

Гоголь не описывает смерть других казаков, но мы можем догадаться, что и они погибли как настоящие герои, не предав своей Родины и не изменив православной вере. Идя на казнь, все запорожцы вели себя очень достойно. Они не боялись, но шли «с какою-то горделивостию,… не глядели и не кланялись народу». Перед пытками Остап напомнил своим собратьям, что негоже православному человеку унижаться, крича от боли. Я думаю, что все казаки выполнили наказ своего атамана.

Трагическая судьба была уготована всем мужчинам из семьи Бульбы. Сам Тарас также погиб мученической и геройской смертью от рук врагов. Его заживо сожгли на костре. Но этот сильный и мужественный воин даже не дрогнул при мысли о своей смерти. Мне кажется, что все казаки с юных лет знали, что могут погибнуть в любой момент. Поэтому для них не страшно было умереть, страшно было потерять свое достоинство, нарушить святые законы товарищества.

До самого конца Тарас Бульба думал только о своих братьях-казаках, о том, чтобы они ушли от врага, сумели спастись. Уже будучи в руках у поляков, связанный и израненный, герой дает товарищам советы, как убежать от противников. За это Тараса так ударили обухом по голове, что все «переворотилось в глазах его». Но, как пишет Гоголь, «разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Своими последними словами Тарас Бульба подтверждает эту мысль. Он, как и лучшие воины Запорожья, благословляет русскую землю и православную веру, признается в любви к ним.

С семьей Тараса Бульбы в повести связана не только тема подвига, но и тема предательства. Младший сын Бульбы, Андрий, перешел на сторону врагов, влюбившись в прекрасную полячку. Но этого героя нельзя однозначно назвать отрицательным. Он обладает богатым духовным миром, сложным и противоречивым. Он также храбр в бою, как и Остап. Недаром, наблюдая за ним, Тарас думает: «И этот добрый – враг не взял бы его – вояка!»

Еще в бурсе младший Бульба отличался сметливостью, ловкостью, силой, умом. Не раз он становился предводителем опасных предприятий. Но Андрий не только «кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна другим чувствам». Именно из-за тонкости, чувствительности души и попал герой в беду.

Андрий искренно полюбил прекрасную полячку. «А что мне отец, товарищи и отчизна?» - говорит он. Этого героя не привлекает романтика войны, битвы и победы. Он создан для другого: для любви, личного счастья. Стремление к этому привело Андрия к измене и гибели от руки собственного отца.

Любовь к женщине столкнулись в душе Андрия Бульбы с любовью к отчизне и родной вере, с чувством долга. Любовь к женщине победила, но не принесла герою счастья. Нужно отметить, что во всех произведениях Гоголя женщины выступают как нечто разрушительное, как создания дьявола, темной силы. Они призваны соблазнять и разрушать, приносить несчастья и зло. Образ прекрасной полячки из «Тараса Бульбы» не стал исключением. Эта женщина отгородила Андрия от товарищей, отца, Родины.

Предательство и измена – самые страшные грехи в негласном кодексе казачьего товарищества. Они не прощаются и наказываются смертью, ибо измену Родине ничто не может ни оправдать, ни искупить. Андрий погибает от руки отца, который даже не пожелал закопать тело сына-предателя, ибо изменники этого не заслуживают.

Со всей уверенностью можно сказать, что повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - героическая повесть. В ней прославляется любовь к Родине и святость православной веры, подвиг во имя них. Запорожские казаки здесь уподобляются богатырям, хранящим родную землю от всякого зла. Все они погибают как герои, не предавшие святынь и законов товарищества. Изменники для этих людей приравниваются к врагам, которых нужно безжалостно уничтожать. Предательство святынь не прощается никому. Изменники вместе с честью и совестью теряют свою душу и не достойны жить на отеческой земле, которую воспевает в своей повести Н.В. Гоголь.

  • Тарас Бульба - главный герой, именем которого названа повесть, а Остап и Андрий - его сыновья - продолжение Тараса, его жизни, его ожиданий.

Давайте вспомним, какие они - эти герои

  • Проверка (сочинение, сенкан, кластер)

(во время заслушивания работ ученики самостоятельно заполняют карточки - таблица - характеристика героев - «+» и «-» черты)

  • Проблемный вопрос
  1. Аналитическая беседа
  • И Тарас, и Остап, и Андрий - это козаки, для которых товарищество и Отчизна должны стоять на первом месте. Так ли это? Кто из героев говорит о товариществе?
  • А что же говорит младший сын Тараса - Андрий? (зачитать)
  1. Коммуникативно - ситуативное задание
  1. Продолжение беседы
  • В чём это проявляется?

IV. Итог урока

  1. Заключительное слово учителя

Действительно, героический народный дух воплощён в трагической судьбе Тараса Бульбы.Подвиг его - подвиг во имя того, чтобы вечно процветала украинская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».

И наша главная задача быть благодарными этим людям за их подвиг и жить согласно принципам, которые они провозгласили своей жизнью и смертью - принципам справедливости, правды, товарищества, честности и патриотизма.

  1. (карточки - ответы на проблемные вопросы)
  1. Оценивание

V. Домашнее задание.

Н. В. Гоголя (по вариантам)

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "Две правды в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Товарищество, героизм и предательство в повести". »

Краматорская общеобразовательная школа І-ІІІ ст. №9

Конспект открытого урока

по литературе в 7 классе

« Две правды в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Товарищество, героизм и предательство в повести»

Учитель Быкова Л.С.

Краматорск, 2014

Тема . Две правды в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Товарищество,

героизм и предательство в повести.

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения, работы с книгой; проверить знания учащихся по теме; развивать умение учащихся обобщать, лаконично и литературно грамотно отвечать на вопросы; развивать творческое воображение детей, навыки устной речи; воспитывать вдумчивого читателя; формировать гуманистические идеалы; подвести к вопросу решения проблемы добра и зла; воспитывать чувства патриотизма, справедливости, ответственности.

Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями)

Тип: урок обобщения и систематизации знаний (итоговый урок)

Ход урока

І . Организация начала урока

ІІ. Мотивация учебной деятельности

Объявление темы и целей урока

Вступительное слово учителя

Любая эпоха, в которой появляются герои свого времени, богата разнообразием характеров, соответствующих духу времени. Так, Н.В. Гоголь, изображая военные события эпохи Запорожской Сечи 15 -17 веков, выдвигает личностей сильных, мужественных, самоотверженных, привыкших к сражениям, битвам и готовых защищать своё Отечество. Главная ценность таких людей – чувство веры и патриотизм. Для такого человека на войне были только два цвета, которые он различал – чёрный и белый – свои и враги. Воин не видит оттенков.

Итак, сегодня мы подводим итоги и обобщаем всё то, что уже было сказано на предыдущих уроках. Наша основная задача – понять, в чём же видели смысл жизни наши предки – козаки и какие нравственные уроки преподносит нам повесть.

На партах у вас лежат индивидуальные карточки, которые вы будете заполнять в течение урока, а значит каждый из вас получит сегодня оценку.

ІІІ. Работа над темой урока

    Анализ темы. Лексическая работа

    Обратите внимание на тему урока. Какое ключевое слово первой части?

    А как вы понимаете слово ПРАВДА?

    Заслушивание словарной статьи к слову ПРАВДА (подготовленный ученик)

    Подберите синонимы к слову ПРАВДА.

    А какие же можно выделить текстовые синонимы к этому слову? Для этого нам необходимо вспомнить те фразеологизмы, которые есть в тексте со словом ПРАВДА (поступать по правде, служить верой и правдой)

    Работа с карточкой: записать самостоятельно 4-5 синонимов к слову ПРАВДА.

ВЫВОД: итак, слово ПРАВДА – ключевое понятие нашего урока.

    Работа с образами. Обобщённая характеристика героев

    Тарас Бульба – главный герой, именем которого названа повесть, а Остап и Андрий – его сыновья – продолжение Тараса, его жизни, его ожиданий.

Давайте вспомним, какие они – эти герои

    Проверка творческого индивидуального домашнего задания (сочинение, сенкан, кластер)

(во время заслушивания работ ученики самостоятельно заполняют карточки – таблица – характеристика героев – «+» и «-» черты)

    Проблемный вопрос : соответствует ли каждому герою имя, подобранное ему автором?

    Аналитическая беседа

    И Тарас, и Остап, и Андрий – это козаки, для которых товарищество и Отчизна должны стоять на первом месте. Так ли это? Кто из героев говорит о товариществе?

    Выразительное чтение наизусть монолога Тараса Бульбы о товариществе.

    А что же говорит младший сын Тараса – Андрий? (зачитать)

    А важно ли товарищество сегодня? Как вы понимаете это слово?

    Коммуникативно – ситуативное задание

    Что бы вы могли сказать нашим современникам, чтобы объединить их общей идеей и призвать к действиям, к активной жизненной позиции?

    Продолжение беседы

    А кто же из братьев чтит товарищество?

    В чём это проявляется?

    А что мы можем сказать об Андрие?

    Как вы оцениваете поступок козака?

    Реально ли требовать, чтобы человек во имя долга предал любовь?

    Как заканчивается жизнь Андрия? Справедливый ли суд творит Тарас Бульба?

    Жаль ли вам молодого козака? В чём его трагедия?

    А что же случилось со старшим сыном? Зачитайте описание казни Остапа.

    Почему Тарас присутствует на казни сына? Мог ли он поступить иначе?

    А почему же погибает сам Тарас Бульба?

IV . Итог урока

    Заключительное слово учителя

Действительно, героический народный дух воплощён в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала украинская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».

Возможно, подвиг Тараса Бульбы, рассказанный нам Гоголем в художественной форме, кажется многим надуманной, преувеличенной историей, но если мы обратимся к историческим событиям 20 века и вспомним ВОВ, то убедимся, что такие люди, как Тарас Бульба, есть в реальной жизни.

И наша главная задача быть благодарными этим людям за их подвиг и жить согласно принципам, которые они провозгласили своей жизнью и смертью – принципам справедливости, правды, товарищества, честности и патриотизма.

    Выполнение творческого задания (карточки – ответы на проблемные вопросы)

    Оценивание

V . Домашнее задание .

Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Сборник «Миргород»

Н. В. Гоголя (по вариантам)

24.01.2014 Ученик (ученица) 7-А __________________________

Две правды в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Героизм, товарищество и предательство в повести

ПРАВДА - _________________________________________________________________



Похожие публикации

В повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь описывает жизнь запорожских казаков, их борьбу за свободу и независимость.

Одна из главных тем произведения — тема верности и предательства. Среди казаков любовь к родной земле, верность воинскому долгу, чувство товарищества почитались важнейшими качествами.

Накануне трудного боя наказной атаман Тарас Бульба говорит казакам: «Нет уз святее товарищества». Верность этому чувству он проносит через все битвы и испытания. В бою под Дубно он не раз спешил на выручку товарищам. В последние минуты жизни он думает не о муках, которые ему предстоит вынести на костре, а о том, как спастись казакам. «Уже огонь поднимался над костром, захватывая его ноги», а очи старого полковника вспыхнули радостью, потому что увидел он: казаки были уже на Днестре, «пули сыпались на них сверху, но не доставали».

Верен своему воинскому долгу старший сын Тараса Бульбы Остап. Он храбрый воин, имеющий «вымерить всю опасность и все положения дела». Но в трудном бою «схватились с Остапом мало не восьмеро разом» и взяли его в плен. К лобному месту пленные казаки, среди которых был и Остап, «шли не боязливо, не угрюмо, нос какою-то тихою горделивостью». Вера в справедливость своего дела, за которое они отдавали жизнь, придавала казакам силы, помогла вынести муки казни. Остап обратился к товарищам с призывом: «Дай же Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин!»

Верность родной земле звучит в словах истекающего кровью Кукубенко: «Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!

Беззаветно любя свою родину, казаки презирали предателей. А как же больно было Тарасу, когда предателем оказался его младший сын! Андрий был храбрым воином. Наблюдая за тем, какие чудеса одним бешеным натиском своим производил Андрий, дивился старый Тарас и говорил: «И это добрый — враг бы не взял его! — вояка! Не Остап, а добрый, добрый также вояка». Но молодого Бульбу более всего привлекала сама битва, а не цель, во имя которой она велась. В битве он слышал «очаровательную музыку пуль и мечей», несся, как «пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собственном жару». Поэтому-то, когда Андрия попросила о помощи прекрасная полячка, он предал своих товарищей и перешел на сторону врага. Для Тараса этот поступок сына был тяжким горем. Старый полковник не может простить предательства кому бы то ни было и убивает Андрия, говоря при этом: «Я тебя породил, я тебя и убью!»

Любовь к родной земле, верность своему народу, чувство товарищества делают казаков непобедимыми. Свое восхищение запорожцами Н. В. Гоголь выразил такими словами: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пере-силила русскую силу!»