Беседа с детьми старшей группы о музыке. Оксана Александровна Каменская Беседы о музыкальных инструментах с детьми дошкольного возраста: из опыта работы План конспект беседы о музыкальном инструменте

Цикл занятий предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и знакомит детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров. Ориентирован для использования музыкальными руководителями детских садов, педагогов ДМШ и дополнительного образования, для семейного просмотра.

Детская психика лучше воспринимает информацию в игровой форме, когда она облечена в интересную, доступную их пониманию оболочку.

Как познакомить детей с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов так, чтобы они не заскучали? Чтобы научились различать инструменты по тембру, не путались во множестве их названий и групп?

К сожалению, показать и услышать инструменты оркестра вживую довольно проблематично, особенно для дошкольников, у которых еще только формируется культура слушания музыки и поведения в концертном зале. Так возникла идея о цикле занятий, в котором дети в игровой форме знакомились бы с инструментами. Прежде всего, захотелось, чтобы дети увидели инструменты в необычной, сказочной обстановке. Я решила использовать сказку в стихах Сергея Волкова «Детям о музыке». Предлагаемые видеоролики являются авторскими. Продолжительность роликов небольшая, от 2 до 3,5 минут. Это позволяет даже детям-дошкольникам сконцентрировать внимание и не утомляет.

Цель: Используя ИКТ технологии, познакомить детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров.

Задачи:

  • развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей;
  • учить по слуху и зрительно различать основные группы инструментов симфонического и народного оркестра;
  • дать представление об основных особенностях строения инструментов, звукоизвлечении и приемах игры.

Ресурсы: Мультимедийная система или телевизор с DVD-плеером; печатные дидактические пособия, раскраски (по количеству детей); набор детских музыкальных инструментов К. Орфа, музыкальные игрушки.

Тематический план

  • Октябрь - знакомство с клавишно-духовыми инструментами (гармонь, баян, аккордеон).
  • Ноябрь - знакомство с клавишно-ударными инструментами (рояль, фортепиано).
  • Декабрь - знакомство со струнно-смычковыми инструментами (скрипка, виолончель, контрабас).
  • Январь - знакомство с ударными инструментами (литавры, тарелки, большой барабан).
  • Февраль - знакомство с медными духовыми инструментами (труба, тромбон, туба).
  • Март - знакомство со струнно-щипковыми инструментами (арфа, гитара, балалайка).
  • Апрель - знакомство с деревянными духовыми инструментами (флейта, саксофон, фагот).
  • Май - повтор и закрепление пройденного материала.

Примерная структура занятия:

  1. Музыкальное приветствие
  2. Просмотр видеоролика
  3. Ответы на вопросы
  4. Творческое задание, дидактическая игра
  5. Музыкальная игра, игра в оркестре детских музыкальных инструментов
  6. Домашнее задание
  7. Рефлексия

Рекомендуемый дидактический материал и творческие задания: Авторские видеоролики (7 частей), видео-сюжеты выступлений симфонического и народного оркестров, иллюстрации, познавательная информация (как устроен инструмент; история инструмента; как используется); развивающие задания («Дорисуй недостающее», «Четвертый лишний», «Нарисуй по памяти», «Раскрась по образцу»); разрезные картинки, музыкальное «Лото», дидактические игры на развитие тембрового слуха.

Результат: у детей улучшается память, мышление, воображение, внимание, развиваются творческие и музыкальные способности, любознательность.

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Вконтакте

Одноклассники

Комментарии (19 )

17.04.2011 в 12:40

Оксана Анатольевна, добрый день! Презентация, конечно, СУПЕР!!! Вы - Умница!!! Иметь в детском саду такого творческого, музыкального руководителя просто счастье! Но на мой взгляд и вкус, я бы поменяла цвет шрифта. Черный цвет - цвет траура, печали, а у Вас там такая красота!!! Он как-то не вписывается в такие красочные видеоролики. Но это мое мнение!!! Спасибо огромное за работу, она просто - Чудо!!! С большим удовольствием поставила бы Вам 100 баллов.
Желаю Вам творческого вдохновения, удачи на конкурсе!
С уважением Ирина Николаевна

17.04.2011 в 14:12

17.04.2011 в 21:00

Ирина Николаевна, да я сама так захотела. У меня ведь одна работа участвует в конкурсе, этого достаточно. Публикация моей работы - это уже очень хорошо, спасибо огромное Елене Вячеславовне! Несмотря на большую занятость она опубликовала мою внеконкурсную работу очень быстро. Еще раз спасибо!

21.04.2011 в 08:34

Стоящая, грамотная, практически значимая работа! Знаю на собственном опыте, дети плохо воспринимают такой "витиеватый" шрифт, особенно, если большинство из них только учатся читать. Нет предела совершенству, удачи автору и новых творческих идей! С уважением...

21.04.2011 в 10:18

Анна Николаевна, спасибо! Мне стоило дать рекомендации по прочтению текста в аннотации, чтобы не было разночтений. Текст предназначается для выразительного прочтения педагогом, это подсказка только для него. Так как текст меняется четко под музыку, дети в любом случае не успеют его прочесть. Старший дошкольный возраст наступает с 5 лет, мои пятилетки (старшая группа) смотрели с удовольствием, а я читала и давала по ходу просмотра краткие комментарии. Для того, чтобы использовать ролик в младших классах школы, вы правы, можно поменять шрифт. Спасибо!

28.04.2011 в 15:16

Людмила Алексеевна, спасибо за Ваш комментарий. Я всегда стараюсь адекватно реагировать на критику, но мне не совсем понятно, что Вы имели ввиду (цитирую) - текст очень сложен для детей этого возраста. Сложен для прочтения или для понимания? Поясните, пожалуйста. Если для прочтения - я пояснила выше в своем посте, что текст предназначается для прочтения педагогом, если для понимания.... Сергей Юрьевич Волков написал свою книгу стихов "Детям о музыке" специально для малышей. Она иллюстрирована рисунками Вячеслава Михайловича Котеночкина. Мне захотелось сделать что-то свое, в музыкальном формате. Никто в комментариях, к сожалению, не сказал о той роли музыки, которая отводится этим роликам - ведь здесь не только визуальное знакомство с инструментами, но и слуховое! Я очень счастлива, что мои ролики высоко оценил С. Волков, как поэт. Да, они не совершенны, но нет предела совершенству! Большое спасибо всем, кто оставил комментарий, свои пожелания! Я обязательно доработаю ролики, возможно озвучу. Если у кого-то возникают вопросы по скачиванию роликов с Ютюба, пишите! Рада буду помочь! Для меня главное, если моя работа не "ляжет на полку", а поможет детям познакомится с музыкальными инструментами в игровой форме. Спасибо!

30.04.2011 в 00:16

Оксана Анатольевна, здравствуйте. Мне очень нравятся все Ваши работы. Конкретно об этой: прекрасные ролики, великолепный подбор музыки, сюжетно, интерактивно. Сын-первоклассник в восторге, просматривает вместе со мной, просит скачать для нашего класса. Так что, с Вашего разрешения, хотелось бы воспользоваться Вашими материалами для знакомства детей с группами музыкальных инструментов, их видом и звучанием. А проблемы со скачиванием у меня, действительно, возникли. Прошу Вашей помощи. С уважением, Ирина Владимировна.

30.04.2011 в 08:02

Ирина Владимировна, очень рада, что ролики понравились не только Вам, но и Вашему сыну! С удовольствием попробую помочь.
1. Нажмите на значок You Tube на встроенном плеере ролика - перейдете на страничку, где он закачан.
2. В адресую строку браузера перед словом youtube впишите две буквы ss (эта ссылка стане выглядеть вот так: www.ssyoutube.com/watch?v=RcIlB3z1wb4&feature=player_embedded), затем нажмите enter.
3. Вы перешли на страничку, где можно его скачать - SaveFrom.net
4. Далее выберите формат, в котором хотите скачать ролики - FLV HQ, FLV или MP4. Я всегда выбираю формат mp4, т.к. остальные форматы очень портят качество картинки.
5. Начнется скачивание. Если Вы собираетесь смотреть видео на компьютере или записать его на диск - лучше после скачивания переформатировать его в любой другой видео формат, который поддерживает ваш плеер. Могу посоветовать Format Factory - бесплатный но многофункциональный медиа конвертер. Его можно найти для скачивания в свободном доступе в интернете.
Вот такие "заморочки из бочки"... скачать, переформатировать... но по другому с Ютюба не получится. Зато научившись однажды, он откроет перед Вами двери в мир удивительного видео!

12.05.2012 в 23:38

Оксана Анатольевна! Уверена, что цикл занятий будет интересен широкой аудитории. В первую очередь, специалистам-музыкантам. Познавательный, развивающий, увлекательный, готовый практический материал! Технически - это вершины в педагогике. Наконец, это прекрасный подарок детям. Хорошие находки: звучанию инструментов предшествуют звуки природы - это тонкая настройка слухового восприятия; инструменты звучат отдельно и в созвучии с другими; спокойный наезд, крупным планом на детали корпуса инструмента, позволяет хорошо рассмотреть его. Не стоит торопиться с озвучкой видео: не будет ли тогда звучать текст одновременно со звучанием инструмента? Можно прочитать стишки, а можно написать их на пригласительных билетах на концерт и выучить... Главное, чтобы дети прислушались к голосу инструмента, запомнили, а затем смогли выделить тембр его звучания в дуэте, квартете, наконец, оркестре. Ваш значимый и весьма интересный опыт, уже нашел свое применение? С уважением Наталья Павловна.

Наталья Митина (Талдыкорган, Казахстан)

Музыкальное воспитание – понятие емкое и многогранное. Объем понятия и, связанный с этим спектр направлений воспитания учителя-музыканта, определяет самую главную особенность его образования: он должен обладать широким кругозором, ориентироваться в самых различных областях музыкальной культуры. Подготовка учителя музыки определяется не только содержанием профессии и спецификой самого предмета – музыка, как живое образное искусство, но и использованием различных форм воспитания и обучения в педагогическом вузе. Поступив в вуз, студент сталкивается с разнообразными формами вхождения в музыку. Одной из таких форм является беседа о музыке, возможности которой в музыкальном воспитании используются не в полном объеме. Включение детей в активную беседу о музыке способствует интенсивному развитию их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей, формированию адекватных общечеловеческих норм и критериев оценки явлений действительности.

Еще древние философы, размышляя о беседе, считали, что беседа - это средство снискания расположения другого человека в процессе общения. Софокл и Эпикур говорили о беседе как о философской дискуссии, в процессе которой человек умножает свои знания. Сократ в свою очередь пользовался системой специально подобранных вопросов беседы, доводил до абсурда неправильные ответы учащихся, наталкивая их на правильный путь рассуждения и подводя к самостоятельным выводам.

В психологии понятие «беседа» рассматривается как «полноценное общение, в процессе которого идет считывание информации» ; как реконструкция в сознании внутреннего мира друг друга . Таким образом, общение в процессе беседы позволяет открывать внутренний мир человека, а также получать информацию извне.

По мнению А.К. Маркова, полноценная беседа становится возможной, только если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания, дать себе отчет в том, что представляет собой собеседник по общению .

В педагогике за применение беседы в обучении и воспитании высказывались В.А. Сухомлинский, В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, А.И. Незеленов и др. В их исследованиях «беседа» рассматривается как вопросно – ответный метод обучения, применяемый учителем с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения полученных ранее.

В свою очередь В.И. Водовозов на уроках со школьниками рекомендует использовать беседу, как активное средство воспитания духовности и нравственности . Он утверждает, что «лучше пройти немного, да с теми подробностями, которые оставляют в душе живое вечное знание» . Автор в свою очередь подчеркивает, что ценность беседы в ее познавательности и доступности для обучающихся.

По мнению В.П. Острогорского, беседа – это фактор сближения учителя и учащихся, в процессе которой у учеников должно быть сформулировано особое душевное настроение, названное им «этико-эстетическим». По словам педагога, это, с одной стороны, направит и укрепит волю ко всему доброму; с другой – при развитии критического ума и эстетического вкуса, поможет ученикам правильно и разумно относится и к явлениям жизни и к произведениям литературы. Он возрождает традицию литературных бесед, сближающих, по его мнению, учителя и учащихся и способствующих «оживлению классного урока» .

А.И. Незеленов также важное место отводит проведению с детьми литературных бесед. Он считает, что беседа – это «форма нравственного общения с учащимися». По мнению В.А. Сухомлинского беседа учителя с учащимися – «ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника». Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу» .

Использование бесед о музыке в эстетическом воспитании школьников признано в современной музыкальной педагогике перспективным направлением. За активное использование беседы процессе музыкального воспитания и обучения и развитие лекторских качеств у будущего учителя музыки высказывались Д.Б. Кабалевский, Л.Г. Арчажникова, К.С. Тюребаева и др.

Под термином «беседа о музыке» мы обычно подразумеваем контакт слушателей с «живой» музыкой, по поводу которой и ведется беседа; иногда это короткий заключительный разговор о прослушанном произведении, о впечатлении, какое произвело данное произведение на учащихся. Многолетнее общение Д.Б.Кабалевского с детской аудиторией дало ему возможность для создания определенной системы сначала в беседах с ребятами, затем в статьях, радиопередачах, в книгах. По мнению Д.Б. Кабалевского, беседа – это способ заинтересовать слушателей, эмоционально увлечь их, «заразить их своей любовью к музыке». Он утверждает, что многое должно быть учтено при выступлении с беседой. Но, разумеется, думать обо всем во время выступления невозможного, да и вовсе не нужно. Вместе с опытом приходит постепенно и овладение различными приемами ораторского искусства, которое, кстати, слишком индивидуально для того, чтобы пытаться подгонять его под какую – то единую для всех схему.

На основе высказываний Д.Б. Кабалевского, можно выделить принципы проведения беседы о музыке: уважительное отношение к аудитории, вера в слушателей. «Слушатели с удивительной чуткостью каким – то особым чутьем угадывают, как относится к ним разговаривающий с ними лектор ; актуальность и значимость темы беседы; направленность на размышление и обогащение внутреннего мира личности. В своей педагогической и лекторской работе Д.Б. Кабалевский придавал вышеуказанным принципам очень большое значение. Он высказывался, что при каких бы обстоятельствах мы не беседовали с детьми о музыке – в зале во время концерта, беседы или лекции, - ни на секунду не должны забывать о главной задаче: заинтересовать слушателей музыкой, эмоционально увлечь их, «заразить» своей любовью к музыке . Это должно быть сверх задачей всей музыкально - воспитательной работы, как с детьми, так и со студенческой молодежью. Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней – обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям и юношеству свою красоту, для того, чтобы она могла выполнить воспитательную и познавательную функции.

С помощью беседы организуется поэлементное усвоение музыкально-теоретических знаний и действий, в процессе которого реализуется несколько функций беседы, а именно:

Обучающая функция заключается в том, что с ее помощью учитель вводит учащихся в содержание и задачи темы, связывая музыкальный материал с ранее изученным, выясняет смысл нового;

Закрепительная функция реализуется в вопросах, которые актуализируют уже знакомый учащимся материал, выявляют его новые аспекты, возможность применения и тем самым углубляют усвоение знаний;

Контрольно – проверочная функция раскрывается в вопросах, выясняющих уровень усвоения темы;

Систематизирующая функция состоит в выявлении с помощью вопросов системы связей между знаниями.

Тематика бесед о музыке для детей и юношества практически не имеет границ, особенно если представить себе, какие широчайшие горизонты открываются при рассмотрении музыки в ее сочетании с другими искусствами, с различными событиями истории человечества, короче говоря, - во всех ее жизненных связях.

Беседа о музыке должна быть направлена на организацию поисковой деятельности, то есть, поэлементное обучение творческому поиску при решении музыкально-творческих и проблемных задач. Главная функция беседы заключается в том, что педагог с помощью специально подобранных вопросов, путем рассуждений подводит обучающихся к определенным выводам, которые при этом воспроизводят раннее полученные знания, сравнивают и сопоставляют их и т. д. Педагог ставит проблему и расчленяет ее с помощью вопросов, то есть, чтобы каждый вопрос вытекал из предшествующего, а в совокупности они вели к решению проблемы. В такой беседе раскрывается логика движения поиска, формируются поисковые умения учащихся.

Беседу можно продумывать заранее, но нужно быть готовым к проведению ее экспромтом. При этом от учителя музыки требуется широта кругозора, учет возрастных и индивидуальных особенностей и уровня умственного и общемузыкального развития учащихся, быстрая и точная реакция на их ответы. Проводя беседу, учитель управляет познавательной деятельностью учащихся. Вопросы учителя условно можно разделить на репродуктивные (воспроизводящие) и продуктивные (поисковые, творческие). Б.В. Асафьев в свое время обосновал едва ли не все важнейшие принципы массовой музыкально-просветительской работы с детьми и подростками. Разрабатывая принципы и методику музыкально-воспитательной работы с учащимися, он писал, что «музыка – искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают» .

Любая форма общения с музыкой подразумевает, прежде всего, умение по-настоящему слушать ее. Умение слушать и, тем более, понимать музыку - итог большого опыта, накапливаемого годами. Каждую беседу о музыке саму по себе надо рассматривать как частицу накапливаемого опыта слушания музыки, как частицу нового ее познания и, следовательно, понимания. Беседа о музыке открывает доступ к глубокому восприятию тех произведений, которые могут расширить их кругозор, обогатить общую культуру, воспитать высокие нравственные качества.

Перед проведением беседы рекомендуется тщательно продумать вопросы и метод ведения беседы, стараясь при этом предвидеть вопросы, которые могут быть заданы и заранее подготовиться к ответам на них. При этом необходимо исходить из того, что содержание получаемой школьниками информации будет зависеть от правильности и целенаправленности задаваемых вопросов, которые нужно подготовить заблаговременно. Наряду с этим, необходимым условием проведения бесед о музыке, является творческий подход учителя к составлению вопросов. Мы считаем, что задать правильный и ясный вопрос, доступный детям и, вместе с тем, достаточно высокого уровня трудности - дело совсем непростое. Беседу желательно начинать с незначительных вопросов, формулируя и задавая их по ходу разговора. В настоящее время в музыкально-педагогической литературе определены основные требования к вопросам, которые сводятся к следующему:

Формулировки должны быть ясными, краткими, четкими, логически изложенными, посильными; разнообразными и творческими;

Умело воздействовать на эмоции и чувства школьников; повышать их интерес и отзывчивость на музыку.

Кроме того, для успешного проведения бесед о музыке особенно важна культура речи педагога, предусматривающая правильность и выразительность языка.

Частью общей процедуры планирования беседы является распределение времени в зависимости от значения, придаваемого отдельным ее аспектам. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы правильно определять время, нужное для достижения намеченной беседой цели.

При проведении бесед о музыке необходимо следующее: 1) использовать музыку не как иллюстративный материал, а как один из важных и содержательных компонентов всего мероприятия; 2) создавать особую атмосферу вслушивания в музыкальный материал; учитывать возрастные и психологические особенности детей; 3) адаптировать для детского восприятия информационно-теоретический материал, который ложится в основу беседы; 4) слово должно чередоваться с музыкой, чтобы внимание детей сохранялось в течение всего времени.

Итак, беседы о музыке помогут детям прислушаться к огромному потоку музыки, который сопровождает их ежедневно, разобраться в этом потоке и суметь самостоятельно сделать выбор. Увлечь, заинтересовать, вызвать к музыке интерес – вот к чему всегда нужно стремиться учителю музыки в своих беседах с детьми и молодежью. И только тогда эти беседы всегда будут попадать в цель, приносить желаемые плоды.

Литература:

1 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М.: Изд. АПН СССР 1983.- 423с.

2.Леонтьев А.М. Педагогическое общение,- М.: Знание, 2004.- 480с.

3. Марков А. К. Психология профессионализма,- М.: Знание, 2006.- 309с.

4. Водовозов В.И. Тезис по русскому языку.- М.: Педагогика, 1991.- 346с.

5. Острогорский В.П. Беседа о преподавании словесности.- М.: Педагогика. - 1995.- 320с.

6. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Музыка – Л.: Просвещение, 1993. – 452с.

7.Незеленов А.И. История русской словесности,- М.: Просвещение, 1993.- 420с.

8. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1995.- 134с.

9. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 1999.- М.: Педагогика, 191с.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Колыбельные песни русских композиторов»

Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»

Данная разработка предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов начальной школы. Также материал будет интересен студентам Педагогических Колледжей и высших учебных заведений, которым интересны вопросы методики музыкального воспитания дошкольников. В беседе рассказывается о происхождении слова «колыбельная»; рассматривается колыбельные песни в творчестве русских композиторов: П. И. Чайковского, А. К. Лядова.

Цель : Формирование у детей музыкально-эстетической культуры
Задачи:
1.Развивать музыкальное восприятие детей.
2.Формировать у детей представления о творчестве русских композиторов на примерах вокальных колыбельных.
Предварительная работа:
Изготовление «Волшебной книги» Феи музыки.

Материалы и оборудование:
1.Музыкальный центр.
2.Диск с записями колыбельных песен П. И. Чайковского («Колыбельная песнь в бурю» на стихи А. Плещеева, «Колыбельная песня» на стихи А. Майкова.)
3.«Волшебная книга», включающая следующие страницы:
- изображение колыбельки с поющей мамой;
- портрет П. И. Чайковского;
- пейзаж Сурикова «Перед грозой»;
- изображение спящего ребенка в колыбели;
- портрет А. К. Лядова.
Ход беседы:
Воспитатель: Дети! Посмотрите, у меня в руках «Волшебная книга». Ее нам прислала Фея музыки, чтобы мы смогли познакомиться с колыбельными песнями русских композиторов. Фея рассказала мне, что в этой «Волшебной книге» есть необычные страницы, стоит их приоткрыть, как зазвучит изумительная музыка.
Сначала мы откроем первую страницу. Что мы видим? (Ответы детей) Правильно!!! Фея нарисовала колыбельку, в которой спит малыш, а рядом маму, поющую колыбельную песенку для своего ребенка. А вы знаете, что обозначает слово «колыбельная»? И как давно существуют колыбельные песни? (Ответы детей.) Название «колыбельная песня» произошло от слов «колыбель», «колебать», «качать». А в народном обиходе было и другое название колыбельных песен – байки (от глагола «байкать», «баюкать», «качать», «усыплять» или баять – «говорить», «сказывать».) Байкой уговаривали ребенка скорее заснуть. Колыбельная, родившись как народный песенный жанр, получила развитие и в творчестве русских композиторов. А каких русских композиторов вы знаете? (Ответы детей)


Давайте перевернем страницу в нашей «Волшебной книге» и узнаем, что еще хочет рассказать нам Фея музыки. На второй странице мы видим портрет П. И. Чайковского. Да, этому русскому композитору принадлежат колыбельные как вокальные, так и инструментальные. Его колыбельные песни очень похожи на народные.


Переворачиваем вторую страницу, слышите музыку? Звучит грустная и тревожная мелодия, непривычная для колыбельных. Музыка такая печальная и хмурая, вызывающая целую гамму чувств – встревоженность, желание успокоить ребенка. Эта колыбельная была написана П. И. Чайковским на стихи А. Плещеева в ненастную погоду и получила название «Колыбельная песнь в бурю». Посмотрите, как изображена буря в «Волшебной книге». Этот фантастический ночной сумрачный пейзаж, изображенный художником Суриковым, вызывает такие же чувства, как и «Колыбельная песнь в бурю». Какие чувства вызывают у вас этот пейзаж и эта музыка? (Рассматривание иллюстраций)


Помимо «Колыбельной песни в бурю» у П. И. Чайковского есть другая «Колыбельная песня» на стихи А. Майкова, которая больше похожа на народную. Давайте вновь заглянем в «Волшебную книгу». Слышите убаюкивающую, мягкую, добрую колыбельную? Эта ласковая мелодия мамы для своего дитя. Как вы думаете, чем похожи колыбельные Чайковского, и чем они отличаются? Какие чувства вызывает колыбельная песня на стихи А. Майкова? (Ответы детей)


Перевернем страницу в нашей книге и увидим, что Фея музыки написала еще один портрет. Этого русского композитора зовут Анатолий Константинович Лядов. В его творчестве тоже есть много колыбельных песен. Например, в оркестровой миниатюре Лядова «Кикимора» одна из сказочных героинь – Кикимора – занимается, как верили в старину, прядением ткани и пряжи. С утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн. Он рассказывает заморские сказки и качает Кикимору в хрустальной Колыбельке. Кот-баюн поет ласковую, убаюкивающую колыбельную песню, под которую слышатся всхлипывания самой Кикиморы. В конце вступления возникают холодные небесные звуки челесты, как звон «хрустальчатой колыбельки».


В следующий раз мы послушаем с вами эту колыбельную и колыбельные песни других русских композиторов: Римского-Корсакова, Шостаковича, Мусоргского, Аренского.
Вот с такими прекрасными колыбельными русских композиторов познакомила нас «Волшебная книга» Феи музыки.

Список литературы.
1.Радынова О. П., - Баюшки – баю: Слушаем и поем колыбельные песни. – М.: ВЛАДОС, 1995 г. - 296 с.
2.Марьина Е. С., Нагорных Г. В. Гений музыки // Читаем, учимся, играем. – 2010 г., №2.

Беседы о музыке как виде искусства

Откуда появилась музыка

Педагог. Ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, что такое музыка и как она зародилась.

Музыка появилась еще тогда, когда на земле не было ни больших городов, ни маленьких поселков и деревень. Но уже в те далекие от нас времена люди не могли прожить без музыки ни одного дня. Музыка сопровождала человека повсюду: и в его работе, и в бою, и на отдыхе. В радостные минуты и в минуты печали музыка была с человеком. Сначала люди сами сочиняли и исполняли музыку. В ней они рассказывали о различных событиях своей жизни. Потом появились музыкальные инструменты, на которых могли играть только музыканты. Музыку для них стали сочинять композиторы. Вам, конечно, знакомо слово «композитор». Это человек, который пишет музыку. Каких композиторов вы знаете? (дети отвечают.) А как композитор пишет музыку? (дети отвечают, педагог помогает им.) Правильно, он пишет музыку с помощью специальных музыкальных знаков - нот (Показывает детям ноты.)

Так же как писатель пишет свои рассказы с помощью букв и слов, композитор сочиняет свои музыкальные истории с помощью нот. Но для того чтобы эти истории услышать, их еще нужно уметь «прочитать». Это могут сделать музыканты, которые исполняют музыку разных композиторов на различных инструментах. Давайте послушаем пьесу композитора «Охота» и попытаемся понять, что нам хотел рассказать автор в своем произведении. (Дети слушают произведение, а затем делятся своими впечатлениями.)

Музыкальные звуки

Педагог. Дети, сегодня мы продолжаем разговор о музыке. Мы с вами уже знаем, что музыка может рассказать нам множество интересных историй о том, что нас окружает и волнует. Но слышим мы не слова, а звуки. Музыкальные звуки - это кирпичики музыки. Для добычи звуков люди изобрели специальные музыкальные инструменты и научили их говорить. Вы уже знакомы с некоторыми музыкальными инструментами. Назовите их. (Дети называют знакомые музыкальные инструменты.)

Но звуки сами по себе ничего не означают. (Педагог проигрывает детям отдельные звуки на фортепиано, аккордеоне , металлофоне, дудочке.) А вот если композитор соберет эти звуки вместе, объединит их в мелодию, построит из этих кирпичиков музыкальную пьесу, тогда музыкальные звуки оживут, заговорят, расскажут нам об увлекательных приключениях, заставят нас волноваться, грустить, радоваться. Музыкальные звуки отличаются от простых звуков: они певучие, а в руках музыканта могут быть нежными и суровыми, протяжными и отрывистыми, грустными и веселыми. Они могут напоминать вздох или смех, испуганный вскрик или убаюкивающий напев. Музыкальные звуки очень многоликие и гибкие, их можно произносить на десятки ладов, поэтому они могут рассказывать нам о различных событиях. Давайте послушаем музыкальные пьесы и убедимся в том, какие разные бывают музыкальные звуки.

(Дети слушают отрывки музыкальных произведений «Сентябрь. Охота» из фортепианного цикла «Времена года» русский танец «Трепак» из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского, отрывки из симфонической сказки Петя и волю Сергея Сергеевича Прокофьева.)

Что выражает музыка

Педагог. Ребята, на прошлом занятии мы с вами выяснили, что музыка рассказывает свои истории с помощью разнообразных музыкальных звуков. А сегодня мы поговорим о том, что может выражать музыка. Музыка способна раскрывать человеческие чувства, выражать разнообразные настроения. Мир человеческих чувств очень богат: радость, печаль, грусть, счастье, веселье, мечтательность, гнев, ненависть, тревога, взволнованность, беспокойство - все это может выразить музыка.

Послушаем пьесу немецкого композитора Роберта Шумана «Веселый крестьянин» из Альбома для юношества (Педагог исполняет пьесу.)

Крестьянин возвращается с поля. Он хорошо поработал, и на душе у него легко и радостно. Бодрая и светлая мелодия этой пьесы рассказывает нам о том, как весело шагает крестьянин и, улыбаясь, поет песню. Нам легко было представить себе эту картинку, потому что композитор очень ярко передал в музыке настроение своего героя. Сочиняя эту пьесу, он сам словно видел, как весело шагает крестьянин по дороге домой.

А вот другая пьеса из этого же альбома - «Отзвуки театра». (Педагог исполняет пьесу.)

В жизни маленького героя произошло важное событие: он впервые побывал в театре, и спектакль произвел на него сильное впечатление. Мальчик вновь переживает увиденное, и его охватывает необычайное волнение. Слышите, как тревожно, а иногда грозно звучит мелодия? Музыка произведения очень хорошо выражает чувства героя.

(Беседу можно построить и на других произведениях, например пьесах разного характера из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского.)

Беседы по слушанию музыки на усвоение жанров

Колыбельная песня: знакомство с жанром

Программное содержание:

Учить различать жанр колыбельной песни, обратив особое внимание на интонационную выразительность мелодии. Узнавать спокойный, ласковый характер музыки.

Ход занятия:

Педагог. Дети, сегодня вы познакомитесь с жанром колыбель ной песни. Кто из вас знает, что такое колыбельная песня? (дети отвечают, что колыбельную песню поет мама когда укладывает ребенка спать.) Правильно, колыбельная песня поется перед сном. Послушайте «Колыбельную» русского композитора Евгения Голубева. Она написана для одного инструмента - фортепиано, без голоса. Попробуйте определить характер музыки. Какие настроения, чувства она передает? (Исполняет пьесу.)

Дети. Музыка спокойная, ласковая, нежная.

Педагог. Правильно, музыка нежная, светлая, убаюкивающая, задумчивая. Послушайте пьесу еще раз и скажите, почему композитор назвал ее «Колыбельная». (Исполняет фрагмент произведения.)

Дети. Пьеса так называется, потому что она спокойная, под нее можно убаюкивать маленького ребенка.

Педагог. Молодцы - вы правильно это подметили.

В «Колыбельной» Е. Голубева нет слов - это инструментальная музыка, но она, как и колыбельная песня, плавная, напевная.

Ребята, а как вы думаете, о чем рассказывает эта музыка?

Дети. Мама убаюкивает своего ребенка.

Педагог. Верно, мать качает своего малыша и поет ему ласковую песенку. Она очень любит свое дитя - так нежно звучит мелодия. А ребенок засыпает, и, наверное, ему приснится чудесный сон. (Показывает детям иллюстрации, читает стихи, подходящие к этой теме.)

Колыбельная песня в инструментальной вокальной музыке

Программное содержание:

Различать жанр колыбельной в инструментальной и вокальной музыке, дать детям представление о разновидностях колыбельных песен.

Ход занятия:

Педагог: .Дети, мы с вами познакомились с «Колыбельной» композитора Е. Голубева. Сейчас я вам сыграю еще одну «Колыбельную песню», которую написал замечательный русский композитор Анатолий Константинович Лядов. Он написал для детей 18 песен, так и назван их - «детские песни». Среди этих песен есть и несколько колыбельных. Одна из них - .Котинька-коток Мелодию композитор запомнил с детства, ему напевала ее няня. В русских колыбельных песнях иногда призывали ласкового, доброго кота прийти покачать ребенка. За это ему обещали награды: «кувшинчик молока, кусочек пирога, хвостик вызолотить, лапки высеребрить». Так и в этой колыбельной. Послушайте ее и скажите, какая она по настроению. (Исполняет колыбельную.)

Дети. Она ласковая, нежная, спокойная, тихая.

Педагог . Верно. Сравним ее с «Колыбельной» Е. Голубева. Что общего между этими произведениями? (Исполняет пьесу Е. Голубева.)

Дети. Обе колыбельные спокойные, плавные, ласковые, тихие.

Педагог . Правильно, колыбельные обычно исполняются в спокойном темпе, медленно, тихо, напеваются как бы вполголоса. А в чем же их отличие?

Дети. Первая колыбельная без слов, а вторая со словами.

Педагог. Вы видите, что мелодию в колыбельной пёсне может исполнять и голос, и какой-то один музыкальный инструмент, например фортепиано, как у Голубева. Колыбельная песня может быть со словами (вокальная) и без слов (инструментальная). Послушайте эти две колыбельные еще раз. (Исполняет их.)

А сейчас вы услышите колыбельную, которая звучит в сопровождении оркестра в опере «Садко». Оперу эту написал выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Опера - это спектакль, в котором герои не разговаривают, а поют в сопровождении оркестра. В опере Римского-Корсакова главный герой Садко (гусляр и певец) во время своего плавания по морям попадает в подводное царство, где его полюбила морская царевна. Она не хочет отпускать Садко на землю, не хочет расставаться с ним и поет ему колыбельную, убаюкивая его. Послушайте эту музыку и скажите, какие настроения, чувства она передает. (Дети слушают аудиозапись.)

Дети. Музыка грустная, темная, звучит низко.

Педагог. Правильно, только я дополню вас: музыка таинственная, тревожная, протяжная, плачущая, сказочная, как бы доносится из глубины моря. Но заканчивается колыбельная светло - Садко ждет возвращения на берег, к людям.

А вот еще одна колыбельная для оркестра из симфонической сказки «Кикимора». Кикимора - злой сказочный, фантастический образ. Когда Кикимора была маленькой, она лежала в хрустальной колыбельке, а волшебный Кот-Баюн пел ей колыбельную песню. (Дети слушают аудиозапись. Свой рассказ педагог может сопровождать показом иллюстраций.)

Танец: знакомство с жанром. Вальс

Программное содержание:

Дать детям представление о танцевальном жанре. Учить различать жанр вальса, познакомить детей с вальсами различного характера.

Ход занятия:

Педагог. Ребята, вы знаете, что в музыке существуют различные жанры. С каким жанром вы уже знакомы? (дети отвечают, что они в жанре колыбельной песни.)

На прошлых занятиях вы познакомились с разновидностью жанра песни - колыбельной. А сегодня я вам расскажу о жанре танца. Вы, наверное, не раз видели, как танцуют люди. (Показывает рисунки, фотографии.)

Танец возник очень давно. Танцы бывают разные, их много, и у каждого танца своя музыка, свой характер. Сегодня вы познакомитесь с вальсом. Слово вальс в переводе с французского языка означает кружиться. Это плавный танец. Слушая его, чувствуешь чередование трех звуков, с ударением на первом: раз, два, три; раз, два, три. Вальс танцуют так, как подсказывает музыка, кружась. Послушайте Вальс норвежского композитора Эдварда Грига и скажите, какие чувства, настроения передает эта музыка.

Дети. Музыка грустная, плавная, нежная.

Педагог. Правильно, эта музыка ласковая, спокойная, задумчивая, мягкая.

Послушайте ее еще раз. (Исполняет пьесу.)

Но вальсы очень разнообразны по характеру. Бывают вальсы радостные и грустные, веселые и спокойные, светлые, мечтательные и задумчивые, печальные. Сейчас мы с вами послушаем «Вальс цветов» из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» в исполнении оркестра. (Слушают аудиозапись.)

Как вы думаете, какой по характеру этот вальс?

Дети. Радостный, волшебный, светлый.

Педагог. Действительно, это радостный, благородный, изящный, праздничный, волшебный вальс, ведь танцуют его цветы в сказочном царстве сластей. Ребята, представьте себе, что вы тоже находитесь на балу и танцуете этот прекрасный вальс. (Звучит фрагмент «Вальса цветов» дети танцуют.)

Полька

Программное содержание:

Познакомить детей с жанром польки. Вызывать эмоциональный отклик на музыку веселого, шутливого, задорного характера. Узнавать и различать польку и вальс.

Ход занятия:

Педагог. Дети, сегодня мы продолжим знакомство с танцами и познакомимся с полькой. Полька - это подвижный, прыжковый танец, отрывистый, отчетливый, легкий, стремительный. Полька - чешский танец. В переводе с чешского языка «полька» означает «половина» ее основное движение - легкие полушаги. Послушайте детскую польку замечательного русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Какая она по характеру? (Исполняет польку.)

Дети. Веселая, звонкая, легкая, быстрая, под нее можно подскакивать.

Педагог . Правильно, музыка подвижная, шутливая, бодрая. Под нее весело, легко танцевать. Вы можете попробовать танцевать под эту музыку. (Исполняет «детскую польку« М. Глинки еще раз.)

Какое у вас было настроение, что вы чувствовали, когда танцевали польку?

Дети . Настроение радостное, веселое, хотелось улыбаться, смеяться, прыгать, скакать.

Педагог. А теперь поиграем в игру «Угадай танец»: я вам играю музыкальное произведение, а вы называете, какой это танец. (Исполняет «Вальс цветов» , «Вальс» М. Стрибогга, «Итальянскую польку» , «Польку» , дети отвечают и поясняют свои ответы.)

Марш: знакомство с жанром.

Программное содержание:

Учить детей определять жанр марша, выделять различный характер маршей.

Ход занятия:

Педагог. Дети, сегодня вы познакомитесь еще с одним музыкальным жанром - маршем. Слово марш означает «шествие». (Показывает иллюстрации.)

Под музыку марша людям удобнее шагать, маршировать, поэтому он так и называется - марш, музыка его четкая, ритмичная. Послушайте марш композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. (Исполняет произведение.)

Какого характера эта музыка?

Дети. Веселого, шутливого, бодрого.

Педагог . Правильно, этот марш озорной, игривый, задорный. Но марши бывают разные: и шутливые, бойкие, и печальные, скорбные, и торжественные, праздничные. давайте сравним «Марш»

Д. Шостаковича с «Маршем» И. Дунаевского из кинофильма «Веселые ребята». (Исполняет марш Дунаевского.)

Какого характера второй марш?

Дети . Этот марш - гордый, бодрый, смелый.

Педагог. Марш Дунаевского решительный, жизнеутверждающий, ведь под него шагает молодежь. А как вы думаете, кто может шагать под марш д. Шостаковича? (Исполняет фрагмент.)

Дети. Игрушки.

Педагог . Верно, под него могут шагать игрушечные солдатики, потому что он шуточный, игривый, озорной.. Давайте еще раз послушаем эти два марша. (Исполняет произведения, уточняет их различный характер.)

Ребята, вы послушали марши, исполненные мною на одном инструменте фортепиано, но марши могут звучать в исполнении оркестра. Вы, наверное, видели, как шагают на параде солдаты или спортсмены. А кто же исполняет им торжественные, праздничные марши?

Дети . Оркестр.

Педагог. Правильно, на параде марши исполняют духовые оркестры. И сейчас вы послушаете марш в исполнении оркестра, можете маршировать под него, как подсказывает вам музыка. (Звучит «Спортивный марш» И. Дунаевского в грамзаписи.)

Что вы почувствовали, когда маршировали под музыку?

Дети . Нам было радостно, весело.

Педагог . Действительно, когда звучит праздничный, торжественный марш, повышается настроение, нас охватывает чувство радости, всеобщего веселья.

Музыкальные жанры: песня, танец, марш.

Программное содержание:

Закрепить у детей знания о жанрах: песне, танце, марше. Узнавать и различать песню, танец, марш по интонационной характерности мелодии, ритмическому рисунку и другим средствам выразительности.

Ход занятия:

Педагог . Ребята, вы узнали, что в музыке существуют различные жанры.

Какие музыкальные жанры вы знаете?

Дети . Колыбельная песня, танец, марш.

Педагог . Раньше, давным-давно, люди думали, что земля стоит на трех огромных китах. А композитор, с музыкой которого вы уже знакомы, используя эту легенду, написал книгу, в которой утверждал, что вся музыка тоже держится на «трех китах» - песне, танце, марше. Они встречаются в любой музыке - и в опере, и в балете, и в симфонии. Песня, танец и марш знакомы вам, потому что сопровождают вас повсюду. Скажите, какие бывают песни?

Дети . Веселые, грустные или ласковые нежные - как колыбельная.

Педагог . Правильно, песни бывают различного характера, мы с вами слушали колыбельные песни со словами и без слов. Но все колыбельные объединяет ласковая нисходящая интонация.

Пропеть под музыку: «А-а, А-а».

Послушайте «Колыбельную» С. Майкапара и расскажите об этой музыке. (Исполняет пьесу.)

Дети . Это ласковая, спокойная, грустная, нежная, убаюкивающая музыка, она без слов.

Педагог . А теперь вспомним жанр танца. Какие вы знаете танцы?

Дети . Вальс, польку.

Педагог . Танцев существует очень много: бальные танцы (полонез, мазурка, вальс, полька, краковяк, кадриль и др.), народные танцы (русские, украинские, белорусские, грузинские и др.), современные танцы. Вы познакомились с вальсом и полькой. Послушайте

Вальса А. Лядова и Польку П. Чайковского из детского альбома и сравните их. (Исполняет произведения.)

Дети . Вальс плавный, нежный, мягкий, грустный, под него можно кружиться, а полька веселая, быстрая, под нее можно скакать, прыгать.

Педагог . А какой жанр еще существует в музыке? (дети отвечают, что это марш.)

Послушайте Марш С. Прокофьева из сборника детская музыка и расскажите об этом жанре. (Исполняет произведение.)

Дети . Музыка марша четкая, бодрая, задорная, веселая, под нее можно шагать.

Педагог . Мы с вами слушали много маршей. Четкость и бодрость маршу придает восходящая интонация-мелодия.

Повторите за мной этот скачок мелодии вверх, используя звук «А-а». А теперь попробуйте сочинить свой небольшой марш. При этом используйте восходящую активную интонацию и особый четкий ритм. (Педагог с помощью хлопков воспроизводит ритмический рисунок, подходящий для марша, который станет основой для сочинения, дети сочиняют небольшие образцы маршевых мелодий. Наиболее удачные педагог исполняет на фортепиано с сопровождением.)

Педагог . Ребята, а теперь мы поиграем в игру: вы получите карточки с изображением поющих, танцующих и марширующих детей; я буду исполнять музыку, а вы должны определить, какой это жанр, и поднять соответствующую карточку. (Проводит игру, после которой детям предлагается выразить через движения свое слышание различных жанров танцевальной музыки.)

Валентина Юрьевна Иванцова
Цикл бесед о музыке «Как я знакомлю детей с музыкой». Беседа первая «Где живет музыка?»

Беседа первая «Где живет музыка?» - "Музыка и шум"

Мы живем в мире, который наполнен разными звуками! Звуки мы слышим

на улице, в транспорте, в доме. Какие звуки вы обычно слышите дома? Правильно! Это голоса ваших родных, скрип дивана или стула, звуки из телевизора. Множеством звуков встречает нас природа. Каких? (шелестит листва, воет ветер, стрекочет кузнечик, стучит дятел по стволу дерева, звон капель дождя, раскаты грома, журчанье воды, звон капели и т. д.) Вот видите, как много звуков мы с вами вспомнили! Мы не всегда можем определить происхождение звука, они сливаются и это уже не просто отдельные звуки, самый настоящий шум! Давайте прислушаемся… (слушание звуков детского сада и включить тихую музыку) И все-таки, в этом море звуков наше ухо легко выделяет особые звуки - музыкальные!

Искусство звука - это музыка. Своими особыми средствами музыкальные звуки передают впечатления от окружающего нас мира. Так, громкие, низкие звуки могут вызвать ощущение страха, тьмы, чего-то огромного и злого. И, наоборот, звуки могут рассказать о летней жаре, о ярком, ласковом солнышке, доброй мамочке…(отрывки – музыкальные примеры). Так где же живет музыка? А музыка живет среди людей, вместе с ними!Эти музыкальные звуки "сплетаются" в красивую мелодию, которую сочиняет человек. Людей, которые создают музыку называют композиторами.

Композитор музыку слышит

В шуме дождя и грома раскатах,

Ноты в тетрадь композитор запишет,

А музыканты исполнят сонату.

Композитор музыку слышит

В шелесте листьев, в плеске прибоя.

Ноты в тетрадь композитор запишет-

Песню споем, потанцуем мы вместе с тобою!



Похожие публикации