Урок – заочная экскурсия «Жизнь пресного водоёма. Организация и методика проведения экологической экскурсии на водоем в начальной школе Экскурсия к водоему в начальной школе

Задание 1. Визуальная оценка экологического состояния реки или озера (пруда)

Прежде чем начать детальное исследование различных параметров водного объекта, полезно иметь общую оценку его экологического состояния, основанную на визуальных наблюдениях.

Работу в точке наблюдения лучше начинать с описания различных факторов, которые могут свидетельствовать об экологическом состоянии водного объекта, о происходящих в нем процессах. Свои наблюдения записывают в полевой дневник.

Оборудование, приборы и материалы

Топографическая карта бассейна реки или озера (пруда), фотоаппарат, дневник.

Цель и задачи работы

Освоение методов визуальной оценки экологического состояния водного объекта, выявление и описание факторов, определяющих экологическое состояние водных объектов, документирование выявленных нарушений в дневнике и на фотографиях.

Порядок выполнения работы

Опишите местность, где расположен водоем или точка наблюдения (лес, луг, поле, район жилых построек, район промышленных сооружений и т.д.).

Определите способ использования реки: водозабор, зона отдыха, устройство плотин, запруд, искусственных пляжей, участок сброса сточных вод, снегосвалки и т.д. Оцените состояние берегов и русла реки (деформации берегов, обвалы, оползни и русла отмели, заводи), оцените роль естественных природных процессов в деформации берегов и русла реки.

Охарактеризуйте с экологической точки зрения, ранее построенные или вновь строящиеся сооружения по берегам водоема: жилые дома, промышленные объекты, автозаправки, мосты и другие строения.

Отметьте степень захламленности берегов и русла реки бытовым и промышленным мусором, наличие кострищ. Опишите преобладающий мусор: автомобильные покрышки, консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки и т.п.

Опишите грунт на берегу и дне водоема, приводя его качественную характеристику и соотношение между собой его компонентов (ила, песка, глин и т.п.). Приводится описание цвета грунта, размер и степень окатанности обломков.

Опишите наземную растительность, окружающую водоем, прибрежную и водную растительность, используя определители растений.

Дайте названия животных, птиц, насекомых, рыб, замеченных на берегу или в водоеме.

Приведите характеристику качества воды, особенно отмечая признаки загрязнения воды: наличие запаха, пленки на поверхности воды, плавающих примесей и скоплений мусора, пены, выделение пузырьков воздуха.

Охарактеризуйте обрастания на предметах, погруженных в воду (слизь, бахрома, налет и другие формы).

Задание 2. Изучение видового состава растительности

По берегам водоемов произрастает большое количество видов растений. Это могут быть виды, непосредственно обитающие в воде около берега, или виды, образующие сообщества, приспособленные к влажным почвам - лесные или луговые. На видовую структуру фитоценозов влияет рельеф, а также происхождение водоема: естественное или искусственное. Естественные водоемы окружены влаголюбивой растительностью, формирующейся на естественно образовавшихся почвах под действием реки или озера. Искусственные водоемы (пруды, каналы и т.д.) обычно заселены посаженными человеком растениями, что отражается не только на видовом составе древесной растительности, но и на видовом разнообразии травянистых растений, а также на расположении их в сообществе. Изучение видового состава необходимо для выявления редких и охраняемых видов и для дальнейшего описания фитоценозов, окружающих водоем.


Приборы, материалы и оборудование

Определители высших растений, лопатка для выкапывания травянистых растений, дневник.

Цель и задачи работы:

Изучение видового разнообразия растений вокруг водоема, овладение маршрутной методикой изучения растений, выявление разнообразия видов, определение степени естественного происхождения водоема.

Порядок выполнения работы

Двигаясь в определенном направлении, обойдите водоем вокруг вдоль берега.

Цели экскурсии:

  • расширить знания учащихся о водоеме как природной экосистеме, ее роли в окружающей природе и жизни человека;
  • изучить основной видовой состав водоема;
  • установить взаимосвязи растений и животных друг с другом и средой обитания;
  • определить значение водоема в природе и жизни человека;
  • разработать и по возможности реализовать меры по охране данного водоема.

Оборудование:

  • сачки, банки, лупы, термометр, иглы;
  • школьные определители;
  • инструктивные карточки с заданиями;
  • фотоаппарат;
  • блокнот, ручка, карандаш;
  • гербарные экземпляры растений под пленкой;
  • инструктивные рисунки.

Экскурсия начинается с вводной беседы, в ходе которой определяется тип водоема, характер берегов и растительности, взаимосвязь водоема с окружающей природой, его использование местными жителями. Учащимся сообщается, что водоем (река, пруд, озеро) населен разнообразными живыми организмами: растениями, животными, микроорганизмами, которые вместе с неживой природой образуют биогеоценоз (экосистему данного водоема). Каждая группа организмов, обитающих в водоеме, выполняет свою определенную роль в круговороте веществ и энергии. Так, растения в процессе фотосинтеза усваивают неорганические вещества и образуют органические. Животные и грибы потребляют готовые органические вещества, а микроорганизмы перерабатывают их до простых соединений, которые могут снова поглощаться растениями. Учащимся предлагается назвать известные группы организмов, обитающих в водоеме, вспомнить характерные признаки каждой группы (важно, чтобы учащиеся не забыли о представителях одноклеточных и многоклеточных водорослей). Целесообразно заслушать рассказ о роли фотосинтезирующих растений. В процессе беседы формулируется вывод о том, что водоросли и цветковые растения являются источниками накопления органических веществ и кислорода, необходимых для жизни всех организмов.

Группы растений Название растений и их роль в жизни животных
1 Растение наводной вегетации. Корни прикреплены ко дну, большая часть - над водой. Рогоз, камыш, тростник обыкновенный, стрелолист, осока, ряска малая, частуха подорожная, белокрыльник болотный, сусак зонтичный (убежище для многих животных)
2 Растения укорененные на дне, с плавающими листьями. Кувшинка желтая, водяной лютик, рдест плавающий (на нижней стороне растений животные откладывают икринки, на верхней - отдыхают)
3 Растение подводной вегетации (почти полностью погружены в воду) Роголистик погруженный, водяная чума (элодея), ряска трехдольная, рдест нитевидный, водокрас, турча болотная (корм, убежище, место размножения, источник кислорода)

Используя подготовленные заранее наглядные материалы (таблицы, рисунки, гербарные листы), учитель более подробно знакомит учащихся с типичными обитателями водоема. Демонстрируя таблицы, иллюстрирующие зональное расположение и вертикальную ярусность в распределении растений и животных (см. таблицы), он сообщает о том, что у берега, на мелководье, господствуют осоки; на глубине 0,5 м - тростники, за ними - камыши, далее камыш уступает место кувшинкам и кубышкам; еще глубже обитают рдесты, не выходящие на поверхность воды. Из животных обитателей на поверхности встречаются водяные клопы и жуки-вертячки. На листьях плавающих растений можно обнаружить гидр. Среди стеблей обитают жуки-плавунцы, пауки-серебрянки. К листьям растений прикрепляются брюхоногие моллюски (прудовики, катушки).

В толще воды обитают мелкие ракообразные - дафнии и другие рачки, питающиеся бактериями.

Инструктивная карточка № 1. “К изучению видового состава растительного мира водоема”

  • Измерьте температуру воды в разных местах водоема.
  • Определите, какие виды растений чаще встречаются в прибрежной зоне водоема.
  • Зачерпните воду из водоема банкой и с помощью лупы найдите и рассмотрите микроскопические водоросли, объясните причину “цветения” воды. Найдите камни и палки, обросшие зеленой тиной, с помощью лупы рассмотрите образующие ее нити, найдите многоклеточные водоросли: спирогира, улотрикс.
  • Зарисуйте или сфотографируйте наиболее понравившиеся вам растения водоема.
  • Составьте правила поведения человека в природе: определите ограничения и запреты, необходимые для обеспечения чистоты, дальнейшего сохранения данного водоема и обоснуйте их; подготовьте, используя дополнительную литературу, рассказы об исчезающих водных растениях и животных и местах их обитания; сделайте плакат или рисунок, отражающий ваше отношение к природному окружению.

Инструктивная карточка № 2. “К изучению видового состава животных водоема”

  • Понаблюдайте за поверхностью водоема. Измерьте температуру воды. С помощью определительной карточки (или определителя) изучите животных, которые сидят или плавают на поверхности воды. Зарисуйте их.
  • Возьмите пробу из толщи воды. Рассмотрите ее обитателей с помощью лупы. Установите, есть ли среди них знакомые вам организмы. Составьте схему пищевой цепи с участием дафнии, инфузории-туфельки. Понаблюдайте за обитателями дна водоема. Установите, водятся ли в его водах беззубки (или перловицы). Укажите их роль в жизни водоема.
  • Нарисуйте схему продольного среза водоема и ее обитателей, которых вам удалось наблюдать в водоеме. Около каждого поставьте цифру, а под рисунком запишите название животного, соответствующего каждой цифре. Объясните причины зонального расположения растений и животных.

Инструктивная карточка № 3. “К изучению влияния деятельности человека на состояние водоема”

  • Установите, как далеко от водоема находятся пашни, огороды, сады, постройки. Выясните, как используют воду данного водоема местные жители. Оцените экологическое состояние водоема (насколько интенсивно он используется, как и чем загрязнен и т.д.).
  • Выясните, используются ли на водоеме моторные лодки. Какое влияние они оказывают на экологию водоема?
  • Предложите перечень мер по охране и восстановлению данного водоема. Подумайте, каким образом можно превратить водоем в зону отдыха?

После выполнения работы учащиеся собираются вместе и сравнивают данные своих наблюдений с содержанием таблиц, которые учитель использовал во вводной беседе. Ребята отмечают, что в водоеме редко встречаются или совсем отсутствуют кувшинки и кубышки, что берега зарастают тростником, камышом, рогозом, осоками, в толще воды не встречаются дафнии. Формируется вывод о том, что возможной причиной отсутствия целого ряда растений и животных в водоеме может быть хозяйственная деятельность человека, нерациональное использование им этого биоценоза. Более подробно о состоянии водоема и его использовании человеком рассказывают учащиеся, выполняющие инструктивную карточку № 3.

Подведение итогов проводится на уроке-семинаре.

Ц е л и: расширить или закрепить у детей знания о природе; развивать наблюдательность, логическое мышление; формировать навыки особенного выполнения правил поведения на пруду (как выбирать место для игр, определять характер игры, учитывая что это место отдыха взрослых и детей, дом для растений и животных); вызвать у детей радость от общения с природой; прививать любовь к родному краю.

З а д а ч и: ознакомить детей с прудом – природным водоемом, в котором живут рыбы, лягушки, насекомые, есть водные растения (по берегам пруда растут деревья, кустарники, травы, которые очень любят влагу; в пруду живут караси, они поедают мелких рачков, водных насекомых; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения и различные растения, которые приспособились жить в воде (рыбы – обтекаемая форма тела, тело покрыто слизью и чешуей, это помогает им быстро плавать; есть жабры, так как рыбка дышит воздухом, содержащимся в воде, мечут икру или рождают живых маленьких рыбок, живут).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКСКУРСИЯ НА ПРУД

Ц е л и: расширить или закрепить у детей знания о природе; развивать наблюдательность, логическое мышление; формировать навыки особенного выполнения правил поведения на пруду (как выбирать место для игр, определять характер игры, учитывая что это место отдыха взрослых и детей, дом для растений и животных); вызвать у детей радость от общения с природой; прививать любовь к родному краю.

З а д а ч и: ознакомить детей с прудом – природным водоемом, в котором живут рыбы, лягушки, насекомые, есть водные растения (по берегам пруда растут деревья, кустарники, травы, которые очень любят влагу; в пруду живут караси, они поедают мелких рачков, водных насекомых; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения и различные растения, которые приспособились жить в воде (рыбы – обтекаемая форма тела, тело покрыто слизью и чешуей, это помогает им быстро плавать; есть жабры, так как рыбка дышит воздухом, содержащимся в воде, мечут икру или рождают живых маленьких рыбок, живут).

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Рассматривание иллюстраций, картинок.

– Беседы с детьми о водной среде.

– Чтение познавательной литературы.

– Занятие проводится возле картины или рисунка «Пруд» Н. В. Рыжовой.

Ход экскурсии

1. Р а с с м а т р и в а н и е к а р т и н ы «Водоем».

Воспитатель предлагает рассмотреть картину и обнаружить на ней как можно больше обитателей.

О б с у ж д е н и е:

– Кто живет на берегу? А кто в воде?

– Кто умеет хорошо плавать, кто бегать, прыгать по берегу или летать над водой?

– Могут ли они обитать в других местах? Например, в пустыне?

– Может ли лягушка жить под землей, а щука – в лесу? Почему?

2. И г р а «Создай свой водоем».

Детям предлагаются картинки (рогоз, щука, бобр, лягушка, зимородок, водомерка, жук-плавун, улитка и контур – рисунок водоема). Дети сами расселяют жильцов водоема, а потом сравнивают с настоящей картинкой. Обсуждают, кого куда поселили.

3. Б е с е д а.

– Как озерные жители связаны друг с другом? (Растения – пища и дом для животных, одни животные едят других и т. п.)

– Что произойдет в пруду, если исчезнут растения? Щуки? Другие жители?

– Какое животное больше всего понравилось? Где оно живет: только в воде или в воде и на берегу? Почему именно в пруду? Где у него квартира: на берегу, на дне? Чем или кем оно питается? Где прячется и для чего?

– Что будет, если в этот пруд люди начнут бросать мусор? Мыть в нем машины? Стирать белье? Понравится ли это его обитателям? Что они будут делать?

4. И г р а «Подражание».

Один ребенок подражает движениями, мимикой какому-нибудь животному или водному растению, а остальные отгадывают. Кто отгадал, тот выходит подражать.

Придумать и нарисовать серию знаков, которые помогут сохранить водоем и его обитателей.

Мой конспект
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 1 КЛАСС

МОЯ СТРАНА - УКРАИНА

УРОК 55 Экскурсия к водоему

Тема. Экскурсия к водоему

Цель: ознакомить учащихся с растительным и животным миром водоемов родного края; способствовать развитию наблюдательности, воображения; воспитывать бережное отношение к водоемам.

ХОД ЭКСКУРСИИ

I . Организационный момент

II . Сообщение темы и цели экскурсии

Отгадайте загадку.

Стоит корыто, полное воды налито. (Озеро)

Какие водоемы есть в вашем городе или селе?

Инструктаж по технике безопасности во время пребывания у водоема

Вспомните: каковы правила поведения среди природы?

Сегодня мы будем наблюдать за растительным и животным миром водоема, вы узнаете больше интересного материала о водоемах родного края.

III . Проведение экскурсии

Проведем исследование водоема.

Осмотрите водоем. Где мы находимся?

Как называется водоем?

Рассмотрите берега. Какова форма ее берегов?

Что вы видите?

Какие растения растут на берегах водоема?

Какие деревья растут возле водоема?

Посмотрите на те растения, которые растут в водоеме.

Как вы думаете, почему они именно там растут? Назовите растения, которые вы узнали.

Рассмотрите «зеленые островки» вдали. Из чего они образованы? Так, они образованы из мелких растений.

Рассмотрим ряску. Она играет значительную роль в жизни водоема. Ряска впитывает углекислый газ и выделяет много кислорода, очищает воду стоячих водоемов. Еще это растение поедают водоплавающие птицы, ондатры, нутрии. А еще бывают «островки» из кувшинов желтых, стрелолиста обыкновенного и др.

Есть ли на поверхности водоема такие растения: кувшинка белая, кувшины желтые, ряска?

Понаблюдайте за животными водоема.

Какие животные живут на поверхности воды?

Кто увидел и может назвать насекомых?

Давайте понаблюдаем за водомірною. Как она движется? Почему ее так назвали? Кого она вам напоминает? Так, паука, который движется по поверхности озера, как на коньках. Какие у нее конечности? Окрас и почему?

Рассмотрите вертячку. На кого она похожа? Да, этот жук все время крутится. Движется вертячка значительно быстрее водомерки.

Каких насекомых чаще всего можно встретить над озером? Так, это разнообразные бабочки, которые являются украшением внешней среды. А что они здесь делают?

А сейчас перейдем в другое место справа, где меньше растительности, и попробуем понаблюдать за другими обитателями озера. За какими именно? Отгадайте!

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет. (Рыба)

Имеет клешни и длинные усы,

Я и сам его боюсь;

Он щиплет, словно гусь,

Ну, а зовут щипаку... (рак).

В водоеме проживает;

Целый день песни поет.

Все зеленое это малышка,

Оно зовется... (лягушонок).

IV . Итог экскурсии

Где мы побывали на экскурсии?

Какие изменения в природе вы заметили?

Растительный мир водоема вы запомнили?

Назовите представителей животного мира водоема.

Каких насекомых и птиц можно встретить вблизи водоема?

Как нужно заботиться об охране жизни у озера?

Расскажите дома об экскурсии.

Приложение к уроку 55

Кроссворд «Украина»

1) Не дед, а седой.

Не спит, а стелется.

Укрывает землю и океан,

А зовут его... (туман).

2) Между берегов текла, текла,

Мороз окреп - под стекло легла. (Река)

3) Не стеклянный он, не из металла,

А прислушайтесь - звенит,

Роет землю он розталу

И к речке бежит. (Ручей)

4) Растет она вниз головой,

Растет она холодной зимой.

А только солнышко засияет -

Она заплачет и умирает. (Сосулька)

5) Красивая звезда снежно-белая

На мой рукав залетела, -

Пока нес ее сюда,

Стала каплей воды. (Снежинка)

6) Пушинкою бывает,

Бывает тучкой она,

Бывало, как стекло,

Хрупкая и твердая

Обычная, подскажите... (вода).


-1-

Урок – заочная экскурсия

Тема: Жизнь пресного водоёма.

Цели: 1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма,

как природного сообщества.

— Познакомить с растительным и животным миром пресных

водоемов.

2. Развивать познавательный интерес учащихся к природе, умение

применять в работе ранее полученные знания.

— Учить работать с дополнительной литературой, гербарием.

— Учить рассуждать, делать выводы.

3.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Ход урока:

    Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поздороваемся.

( дети здороваются с гостями.)

2. Релаксация.

Учитель : Садитесь. Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза. Дышите ровно и медленно. Вдох – сила и погружение. Выдох – уверенность и спокойствие. При каждом вдохе силы нарастают. Мы готовы к работе.

-2-

    Определение места экскурсии.

— Посмотрите на экран. (на экране подписанные слайды 1– река, озеро, пруд, лес,)Сделать

— Исключите лишнюю иллюстрацию.

— Обоснуйте свой ответ.(лес суша, остальное –вода) я считаю, что …… (убрать лес)

— Как одним словом назвать оставшиеся объекты природы.(водоем)

— Учитель : Водоемы по происхождению делятся на две группы.

— Какие? (водоемы бывают естественные и искусственные.)

— А по составу воды? (пресные и соленые.)

— Какие типы пресных водоемов вы можете назвать? (река, озеро, ручей, канал, пруд, водохранилище) (слайд 3 )

Проверьте себя. (открываются надписи река и т.д. и убирается слайд)Экран закрыт.

Сегодня на уроке мы совершим экскурсию.

— А кто из вас знает, что такое экскурсия? (ответы детей)

Слово экскурсия в словарях трактуется очень просто – это прогулка с познавательной или увеселительной целью. Мы с вами отправимся на экскурсию с познавательной целью. Но на улице зима и трещит мороз, поэтому наша экскурсия будет заочная. А помогать мне будет экскурсовод.

Закройте глаза и представьте, что мы отправились на экскурсию (включается музыка со звуками водоема)

-3-

4. Работа над темой экскурсии.

Посмотрите на экран. (слайд 4 просто большое озеро)

Вот мы и пришли на место проведения экскурсии .

— Какой водоём изображён на слайде? Это пруд или река? (Ответы детей: это не пруд и не река. У реки есть течение, а пруды обычно находятся у населённых пунктов. –

— Так какой это водоем?

— Действительно, это озеро. Обратите внимание, вокруг этого озера раскинулся лес. Значит это не просто озеро, а озеро лесное.

— Место проведения нашей экскурсии — озеро, как пресный водоем.

— С какой целью мы пришли на водоем? (ответы детей)

посмотреть растения, животных)

Учитель: верно, на водоеме мы познакомимся с растительным и животным миром водоема.

Открывается слайд 5 со стихами и звучит музыка водоема.

Посмотрите вот сюда,

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка и тростник,

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

Всюду бурно жизнь кипит.

Тема нашей заочной экскурсии ЖИЗНЬ ПРЕСНОГО ВОДОЕМА.

-4-

Обратимся за помощью к экскурсоводу.(Элина Семерикова)

Возврат к слайду 4 озеро

Поверхность озера покрыта маленькими зелёными листочками.

Сла йд 6 РЯСКА

Это ряска — крошечное растение, плавающее на поверхности воды.

Ряска обогащает воду кислородом и отличный корм для животных водоема.

Возврат к слайду 4 озеро

Учитель : На мелководье и по краям водоемов вы видите растения.

Вот они перед вами. слайд 6.

— Давайте обратимся к атласам. На полях атласа найдите рисунки, прочитайте название.

— Как называются эти растения?

(Ответы детей Рогоз, тростник, камыш). ПОДПИСЫВАЕТСЯ

Учитель: Обычные растения водоемов рогоз, тростник и камыш. Многие люди их путают. Внимательно рассмотрите рисунки и вы научитесь различать эти травы.

СЛАЙД 7.

Элина. Обратите внимание на эти удивительные растения (слайд 11,12) Мы привыкли их называть кувшинками. Это не точные названия. Растения называются кувшинка и кубышка. Кувшинку в народе еще называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растёт не только в озёрах и прудах, но и в реках, её тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на

-5-

дне водоёма, а широкие листья плавают по поверхности. Нектар, содержащий в цветке — вкусная еда для насекомых, а широкие листья – настоящий дом.)ЗАКРЫТЬ ЭКРАН

Учитель: А вы знаете, что на берегах водоемов растут и лекарственные растения. Например, ЧЕРЕДА.(показ гербария -посмотрите как выглядит это растение в природе. Это растение помогает людям лечить заболевания кожи, особенно у детей. У вас на столах в стаканчиках лежит высушенная череда. Посмотрите, разотрите в руках, понюхайте. Вот в таких коробочках она продается в аптеках.

Интересен способ распространения череды. Прочитайте об этом в атласе.с.75

(Череда часто густыми зарослями покрывает берега водоемов. Ее плоды цепляются за одежду человека и шерсть животных и с их помощью распространяются)

Продолжим экскурсию.

— Посмотрите на экран, прочитайте названия растений. (слайд 8)

Стрелолист, ежеголовник

Найдите в атласе описание этих растений и прочитайте почему их так назвали. (заслушать ответы по вариантам)

Учитель: В пруду или на озере (СЛАЙД РДЕСТА) можно увидеть торчащий из воды невзрачный колосок, а рядом овальные плавающие листья. Это рдест плавающий. Большая его часть скрыта под водой. Рдест отличный корм и дом для насекомых.

-6-

Мы познакомились с растительным миром пресного водоема.

Какую роль выполняют растения в водоёме? СЛАЙД РОЛЬ РАСТЕНИЙ В ВОДОЕМЕ

(Растения являются пищей и домом для животных, источник кислорода)

Систематизируем ответы.

Слайд 10 ДОБАВИТЬ ПОНЯТИЯ

— Продолжим наш разговор об обитателях водоёма , их великое множество.

Возьмите конверты, которые лежат у вас на столах. Прочитайте названия животных и сгруппируйте их. Работаем в парах.

— Назовите образовавшиеся группы животных.

(Моллюски, земноводные, насекомые, грызуны, рыбы)

— Проверьте себя, правильно ли вы распределили животных по группам. (слайд 11). Исправьте ошибки, если есть.

А ТЕПЕРЬ ОТДОХНЕМ.

Релаксация под музыку.

Закройте глаза, дышите ровно, расслабьте плечи, уроните голову вперед, продолжайте ровно дышать, покачивайте головой из стороны в сторону, подбородком вычертите слегка изогнутую линию на груди, откройте глаза. Вы спокойны, настроение хорошее, тогда вперед, продолжаем нашу экскурсию.

— Обратимся к учебнику. Откройте учебник на с.192.

Перед вами весь животный и растительный мир пресного водоема.

Назовите животных водоема, изображенных на иллюстрации.

Где обитают птицы? бобры? Рыбы? Моллюски? Насекомые?

-7-

Учитель: Животные есть в водоеме везде: на поверхности и в толще воды, у дна и на водных растениях.

Названия каких насекомых говорят об их жизни в воде?

— Послушайте сообщения об этих интересных насекомых.

Экскурсовод Хохлова Алена познакомит нас с водомеркой . Слайд 12

Экскурсовод Фролова Ольга познакомит с жуком – плавунцом.слайд 13

— Как вы думаете, животные и растения существуют сами по себе или их жизнь зависит друг от друга? (ответы детей)

Значит, они живут сообща.

Как называется такое существование в природе?

(ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО)

Прочитайте вывод: слайд 15

Все обитатели водоема – растения, животные – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому водоем называют ПРИРОДНЫМ СООБЩЕСТВОМ.

5. Закрепление изученного.

— Возьмите карточки голубого цвета и составьте цепь питания природного водоема из трех звеньев, исключив лишнее звено. Ручкой рисуете стрелочки.

А даша будет работать у доски.

(На доске картинки — комар, лягушка, цапля, щука, бобер, моллюск)

Готово? Проверка.

— Даша, назови цепь питания.

— Как вы считаете верно составлена цепь питания?

Докажи, что цепь питания составлена верно.

Проверяем, какое животное лишнее у 1 ряда? ЩУКА

Как питается щука нам расскажет ……………………….

Какое животное лишнее у 2 ряда? БОБР

Как питается бобр нам расскажет…………………….

Лишнее животное 3 ряда? ПРУДОВИК.

Расскажет нам о прудовике Вика Градусова. Прудовик растительноядное животное.

Прудовик к какой группе животных относится?

К какой группе животных относится прудовик?

О питании моллюсков прочитайте в учебнике. Со слов

Питаются моллюски очень интересно. Они всасывают и пропускают через свое тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие насекомые. Этим они очищают воду.

Вернемся к цепи питания.

Что произойдет, если в водоеме исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров и цапель?

На с.196 прочитаем, что происходит в природе, когда человек вмешивается в жизнь природного сообщества.(слайд 16)

Как люди могут нарушить экологическое равновесие в водоеме

Учитель : Существует невидимая нить, которая связывает всех обитателей водоема. Но когда человек, словно слепой богатырь, рубит своим мечом эти невидимые нити, в природе возникают нарушения. (слайд БЕРЕГИТЕ ВОДОЕМ)

6. Подведение итогов.

Наша экскурсия закончена. Я вам предлагаю отразить свои впечатления об экскурсии в отзыве.

Возьмите листочки зеленого цвета и продолжите фразы

1. Я узнал, что на водоеме растут

2 .Я узнал, что в водоеме обитают

3. Больше всего меня удивила информация о

4. На экскурсии я узнал, что водоем – это природное сообщество

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание.

Подготовить сообщение об любом из животных или растении водоема.

Кто выбирает растение берет план сообщения на красном листочке, о животном на желтом.

Рефлексия.

Если вам понравилось на экскурсии, улыбнитесь мне. Спасибо. Вы молодцы. Я дарю вам свою улыбку.(смайлик с улыбкой)



Похожие публикации