Литературно-музыкальная композиция «Тамбовский край - мой край родной. Литературно-музыкальная композиция «Родному дому поклонись Литературная композиция о малой родине

ГБОУ Гимназии № 261 Кировского района Санкт-Петербурга.

Методика организации и проведения « Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Русь, Россия, Родина моя…»

Данная композиция посвящена Дню Конституции Российской Федерации. Подготовка начинается за месяц до проведения. Учащимся даётся задание подобрать стихи, рассказы, музыкальные произведения по теме, написать плакаты, создать презентацию. В композиции уделяется внимание просторам родной страны, её природе, некоторым вехам истории России.

Литературно- музыкальная композиция предназначена для учащихся 1-5 классов.

Место проведения: актовый зал.

Цели и задачи:

· воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви к своей Родине, чувства прекрасного;

· развитие художественных способностей: умения слушать, сопереживать.

Оформление: на сцене плакат: «Человек должен с детства, со школы, помнить, что у него есть обязанности перед этой красивейшей землёй в мире, которую зовут Родина». Н. Тихонов.

Подготовка.

1. Подготовка сценария.

2.Распределение ролей.

3.Работа над выразительным чтением.

4.Оформление сцены.

5.Подбор музыкального сопровождения.

6. Создание презентации «Русь, Россия, Родина моя…»

7.Привлечение родителей учащихся к подготовке и проведению мероприятия.

Ожидаемые результаты:

Данное мероприятие способствует воспитанию у детей умения слушать, запоминать, расширяет их кругозор, даёт чувство осмыслённости, чувство гордости за своих отцов и дедов, заставляет иначе относиться к себе, к своему опыту, труду, позволяет испытать высокие положительные эмоции.

После проведения литературно-музыкальной композиции среди учащихся 1-4 классов были проведены конкурс чтецов на тему «Люблю тебя, Родина светлая» и конкурс рисунков «Мой край родной».

Ход сценария.

Световое оформление: в зале свет погашен, на сцене слабое освещение.

Музыкальное оформление: звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».

В глубине сцены стоят учащиеся. Демонстрируются слайды презентации «Русь, Россия, Родина моя…»

1-й чтец: Весь край этот, милый навеки,

В стволах белокурых берёз,

И эти студёные реки,

У плеса которых ты рос,

2-й чтец: И тёмная роща, где свищут

Всю ночь напролёт соловьи,

И липы на старом кладбище,

Где предки уснули твои,

3-й чтец: И синий ласкающий воздух,

И крепкий загар на щеках,

И деды в Андреевских звёздах,

В высоких седых париках,

4-й чтец: И рожь на полях непочатых,

И эта хлеб-соль средь стола,

И псковских соборов стрельчатых

Причудливые купола…

5-й чтец: И санки, чтоб вихрем летели,

И волка опасливый шаг,

И серьги вчерашней метели

У зябких осинок в ушах,

6-й чтец: И ливни – такие косые,

Что в поле не видно ни зги…

Всё это – Россия…

1-й ведущий: Отечество – единственная уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная предками. Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал свои первые радости и неудачи.

7-й чтец: Тихая моя Родина!

Ива, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои!

Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.

Тихо ответили жители:

Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз,

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя Родина,

Я ничего не забыл.

Школа моя деревянная…

Время придёт уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь…

Пауза, показ слайдов.

1-й чтец: Только вдумайся,

Вслушайся

В имя – «Россия»!

В нём и росы,

И сияние,

2-й чтец: Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные берёзы. Разливы рек. Степей необъятный простор.

Это – Россия.

3-й чтец: Ты смотришь в ясное голубое небо. Идёшь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки.

Это – Россия.

4-й чтец: Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след.

Это – Россия.

5-й чтец: Руки матери. Её песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом!

Это тоже Россия!

6-й чтец: Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имён сказать: «Россия!»

7-й чтец: Мать Россия моя,

С чем тебя мне сравнить,

Без тебя мне не петь,

Без тебя мне не жить.

8-й чтец: Мать Россия моя,

Соловьиный рассвет,

Ранил душу мою

Твой берёзовый цвет.

9-й чтец: Ты, Россия моя,

Золотые края,

Ты, Россия, родная, заветная!

За твою широту,

За твою красоту

Я люблю тебя, Родина светлая!

Учащиеся исполняют песню «Гляжу в озёра синие…» под аккомпанемент (гитара).

1-й ведущий: О, светло-светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами удивлена ты: озёрами светлыми, реками многоводными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, городами великими, сёлами красными, садами обильными, домами церковными, князьями грозными, боярами честными, вельможами гордыми – всего еси исполнена земля Русская!

2-й ведущий: Россия степная, Россия озёрная,

С ковыльной бескрайнею стороной,

Россия холмистая, мшистая, горная,

Ты вся дорога мне! И всё же, бесспорно, я

Всех больше люблю тебя вот такой!

Такой: с иван-чаем, морошкой хрусткой

В хмельном и смолистом твоём краю,

С далёкой задумчивой песнею русской,

С безвестной речушкой в лесном краю.

3-й ведущий: Русским людям свойственна любовь к своей Отчизне. Эта любовь испокон веков проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество. Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину от иноземцев, участвовать в жестоких сражениях, в которых решалась судьба страны.

4-й ведущий: В веках осталась и по сей день живёт добрая память о русских воинах, как о самых мужественных, бесстрашных, честных, преданных Отечеству, о наших прадедах, погибших под Москвой и Астерлицем,

1-й ведущий: на Кавказе, в Крыму, на Литовском рубеже или ещё прежде того, на поле Куликовом, на Сапун-горе, на Калке,

2-й ведущий: на неисчислимом множестве иных великих и малых рек, и полей, и холмов –

3-й ведущий: так что, пожалуй, без хотя бы капли крови, пролитой прадедами, нет, не наберёшь и горсти земли на просторах Великой России..

Пауза, показ слайдов.

1-й чтец: Отнимите и соль, и ковригу,

Поселите в худом шалаше,

Только дайте мне русскую книгу,

Дайте русскую песню душе.

Дайте звуком Отчизны напиться,

Где слышны и стрижи, и шмели.

Да икону ещё – помолиться

За спасение русской души.

2-й чтец: Я – русский! Спасибо, Господи!

Я - поле. Бабушкин крест.

Я – избы Рязанской области,

Я – Троица и Благовест.

Я – русский! По самое горлышко,

Во веки веков. Насквозь.

Я – лебедя белого пёрышко.

Я – воина павшего кость.

В сегодняшней склоке и подлости

Всем бедам своим назло:

Я – русский! Спасибо, Господи!

Другого мне не дано.

3-й чтец: Завтра России – счастье России россыпи!

4-й чтец: Дай ты ей, Господи, ласковой сини радуги!

5-й чтец: Дай ты ей, Господи, грустной России радости.

6-й чтец: Пусть же её осеняют кровли музами!

7-й чтец: Пусть ничего ей не слышится, кроме музыки!

8-й чтец: Света тебе и радости,

9-й чтец: Мира и благоденствия,

1-й чтец: Верных друзей, хороших,

2-й чтец: Солнечных дней в судьбе.

Все вместе: Желаем тебе, земля моя,

3-й чтец: Высокого неба ясного

Все вместе: И счастья желаем тебе!

Исполняется гимн Российской Федерации.

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Русь, Россия, Родина моя»

Оформление: флаг РОССИИ, ГЕРБ Фон колокола, слайд фото Русских просторов

На сцену выходит девушка в русском народном костюме, освященная светом прожектора

Звучит стихотворение с музыкальным сопровождением

    Девушка в костюме «России» читает стихотворение (Рыжкова Е.):

Русь называют святою.

Поле, да лес, да вода.

Церковь над тихой рекою

И в два оконца изба.

Разрезал небо пополам

Закат багряной полосою.

И над российскою землею

Свет тихой славы воссиял.

Взметнулись к небу стаи птиц,

И тихо травы пали ниц.

Тихо о чем-то тоскует

Возле колодца ветла…

Родиной землю другую

Я б не назвал никогда.

Там где-то озеро в лесу

Меж трав торжественно застыло

И чудом всю в себя вместило

Небес закатную красу.

А над потоками туман,

Как дым курится над водою.

И между небом и землею

В знак примиренья – белый храм.

Там в недоступных небесах

За Русь свершается молитва.

И светлым облаком покрыта,

Святая родина моя.

    Песня «Златая Русь» (вокальная группа) Над просторным небом синим
    Богородицы покров Православная Россия
    слышен звон колоколов
    Златая Русь звони, звони
    от деревень и городов
    Святая Русь храни, храни
    Надежду, веру и любовь

    Русь под светлым одеяньем
    меж берез, среди снегов
    и согретая сияньем золоченных куполов
    Златая Русь звони, звони
    от деревень и городов
    Святая Русь храни, храни
    Надежду, веру и любовь.
    проигрыш
    Русь аршином не измерить
    и любовью не обнять,
    Но в Россию надо верить и умом ее понять
    Златая Русь звони, звони
    от деревень и городов
    Святая Русь храни, храни
    Надежду, веру и любовь
    Святая Русь храни, храни
    Надежду, веру и любовь

    Ведущие читают стихотворение о Родине:

Ведущая 1 (Кривошеина С.)

Родина - это главное, что есть у каждого человека. Другого Отечества и другой истории у нас не будет. Историю судить нельзя, её надо изучать, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость.

Ведущая 2 (Рассохина)

«Родина!»-мы произносим тихо
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверно,
Чистая, прозрачная до дна,
И серёжки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.

Ведущая 3 (Бакулина А.)

«Родина!»- мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим пред собой…
Это наше детство, наша юность,
Это всё, что мы зовём судьбой.

Ведущая 1

Родина! Отечество святое!
Перелески, рощи, берега.
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставеньку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.

Ведущая 2

Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав,
с краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли,
И навек останется святым…
Землю ту, что Родиной назвали,
Коль придётся, сердцем защитим.

Ведущая 3

Россия, Россия, края дорогие -
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.

    Песня «Святая Россия» (Швец Н.)

Не спроста родилась я на этой земле,
На земле под великим названьем Россия.

И бегу босиком я по чистой росе,

По полям васильков удивительно синих.

Припев: , храни свои силы,


Я чувствую
нежность твоих родников.

Купола твоих храмов – святая святых.
Я, прочувствовав гордость, предчувствую радость.

И прольётся на землю свет крестов золотых.

Ты Россией была – ты Россией осталась.

Припев:
, храни свои силы,
Умножь свои силы во веки веков.

Россия, Россия, сильна и красива,

Я чувствую
нежность твоих родников.
! Россия, Россия!
Будь стойкой и сильной во веки веков.

Святая Россия…

    Девушки в русских сарафанах по очереди обращаются к "России"(Гончар А., Гаврилова, Пшеничнткова А., Запара В.)

    Слово о погибели Русской земли”:

О, светло-светлая и красно украшенная земля русская.

Многими красотами дивишь ты, озёрами многими.

Дивишь ты реками и источниками местно-чтимыми,

Горами крутыми, холмами высокими.

Дубравами частыми, полями дивными,

Зверьми различными, птицами бесчисленными,

Городами великими, сёлами дивными.

Всего ты исполнена земля русская.

    Диалог "России и двух девушек в русских сарафанах “Где моя Россия начиналась?” (по словам Александра Прокофьева):

Где же ты, Россия, начиналась?

- На лугу и в поле за страдой.

Чем же ты, Россия, умывалась?

Ладожскою чистою водой.

Чем же ты, Россия, красовалась?

- Что цвело, брала себе в полон.

От какого горя отбивалась?

От того, что шло со всех сторон.

Где же ты, Россия, расселилась?

- На холмах зелёных у воды.

Как же ты, Россия, веселилась?

- От веселья плакали лады!

    Песня «Матущка – Русь»

Солнца луч за высокой горой

Пробуждается вновь ото сна,

Мне поет, что приходит весна!

Жизнью плещет веселый родник,

В синем небе плывут журавли,

Слезы талые прячет ледник,

В недра нашей цветущей земли.

Припев: Милые сердцу края,

Наша родная земля.

Реки, леса и поля,

Матушка-Русь, Матушка-Русь, Матушка-Русь ты моя!

Запах трав напоенный весной

Манит вдаль меня в новый рассвет

А с небес золотою волной

Разливается солнечный свет

Припев: тот же

Эту землю и чудо-зарю

Буду бережно в сердце хранить.

Знаю я, что в родимом краю,

Можно счастливо жить и любить.

Припев: тот же

    Юноши в костюмах воинов обращаются к "России"(Попов А., Бурнашев А., Комков М.):

    Иван Никитин “Русь” (отрывок):

Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася.
- У тебя ли нет поля чистого,
Где б разгул нашла воля смелая.
У тебя ли нет про запас казны,
Для друзей стола, меча недругу.
- У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов.
- Перед кем себя ты унизила?
Кому в чёрный день низко кланялась?
- Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
- Стать за честь твою против недругов.
За тебя в нужде сложить голову.

    Читает юноша в костюме русского богатыря “Призыв к битве” “Слово о полку Игореве” (отрывок):

Заградите в поле врата своими острыми стрелами за землю русскую.

Молча Русь, отпор кругом готовя, подняла щиты свои багряны.

От зари до вечера день целый, с вечера до света реют стрелы.

Гремлют остры сабли о шеломы, с треском копья ломятся булатны.

    Гусар с барабаном читает отрывок М. Лермонтова “Бородино”(Нефедова К.):

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью:
Что тут хитрить, пожалуй, к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

«Строевые ритмы на барабанах» - исполняют 5 воспитанников кадетского корпуса

    Швец Илья читает стихотворение Н.Рубцова «Видения на холме»

    Песня «Россия – Матушка» (вокальная группа)

Время торопится вдаль,
За собой ведёт.

Всё, что и жаль и не жаль

В памяти сотрёт.

Только милые сердцу черты
Знаем наизусть.

Белые-белые сны -

Матушка Русь.

Россия-матушка,
припев: В лучшее верится,
Река по камушкам,

Снег да метелица.

Склоняя голову,

Сердце тебе дарю

За слёзы эти,

Что льёшь столетья.

Ты не жалей ни о чём
И храни себя.

Помни, родная, о том,

Что с тобой друзья.

Столько лиц, обращённых к тебе

Молятся и ждут,

Веря, что все на земле

Счастье найдут.

припев: тот же
На веки вечные
Я сберегу в душе

Всё то, что было

С нами.

Россия-матушка,
Сколько дорог прошла.

В любви и радости,

Счастье своё нашла.

припев: тот же
Склоняя голову,

Сердце тебе дарю

За слёзы эти,

Что льёшь столетья.

Время торопится вдаль.
За тебя молюсь,

Радость моя и печаль,

Матушка Русь.

    Композиция о Российском трехцветном флаге в исполнение 7а, 7 б класса(Кутасов Г.,Важенина., Вастьянова, Васильев, Агапов, …Нел):

    Сегодня мы, решили рассказать

И русскими словами точнее доказать,

Что флаг России нашей

Все поколения России:

От рода к роду, от сына к сыну

Передавали три колора,

Которым равных в мире нет.

    Цвет белый - это чистота.

Как белый снег пушистый,

Как белый холст - крестьянки простота,

Как белый хлеб душистый.

Как молоко в подойнике

С белой сладкой пеной,

Герань на подоконнике

Сияет белой веткой.

    Всем этим славилась страна,

И торговала им она,

И у сестрички милосердной

Халат, конечно, тоже белый

И у невесты молодой

Цвет платья и фаты такой.

К лицу России белый цвет

И чище, проще цвета нет.

    А синий цвет - цвет моря,

Цвет глаз у россиян,

И васильки на поле,

И неба океан.

И если чистым будет тот синий небосклон,

От пороха, от дыма ничуть не затемнен,

То и туман у реки, и лен на полосе

Извечно синим будут в своей нетронутой красе.

    И самый яркий цвет у флага -

Цвет красный, как борьба, отвага.

Цвет алой крови всех земных людей,

Живущих рядышком на ней.

В России «красный» - самый лучший,

Ты эти фразы лишь послушай:

«Красна» изба, но не углами -

Гостеприимством, пирогами».

    Есть добрый молодец у нас,

И красна девица подчас

По красной площади пройдет

И красным словом позовет.

И армия, мы знаем,

Красной звалась и была прекрасной.

Диплом и аттестат краснеет

У тех, кто от других умнее.

    Цвет красный, синий, белый -

Вот флаг России новой.

Когда его другим мы представляем,

Себя все больше уважаем.

И мы должны свой флаг любить

Как мать свою, Отчизну, чтить

Ведь эти три колора -

Нам в жизни всем опора.

    Заключительная песня «Российский флаг»(вес участники мероприятия)

На всех кораблях поднимают его каждым утром,
Несут самолеты российские собственный флаг,
И путники знают, что Родина помнит как будто,
О них, посылая в дорогу им памятный знак.

Припев:
Загадывать впредь мы не будем,
С фортуной у нас договор.
Приносит удачу всем людям
Российский родной триколор!

И над стадионом он поднят не гордости ради,
А как дополнение к золоту наших наград.
Но, главное, он, как всегда, выше всех на параде,
Взметнулся над строем шагающих русских солдат

Припев: тот же

    Россия (Рыжкова Е.):

Берегите Россию -
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе...
Берегите Россию -
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть!

14. Финал. Все уходят под звон колоколов

Литературно – музыкальная композиция на тему: «Моя малая Родина»

Цель:формирование у детей личностных качеств, способствующих любвик

«малой» Родине.

Задачи:1.Продолжить знакомство с историями станций,на которых проживают воспитанники школы.

2.Развивать творческие способности учащихся,их интерес к поисковой исследовательской деятельности, учить детей выразительному чтению наизусть.

3.Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости и любви к «малой» Родине.

Направление воспитательной работы:патриотическое.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Литературно - музыкальная композиция на тему: «Моя малая Родина»

Цель: формирование у детей личностных качеств, способствующих любви к

«малой» Родине.

Задачи: 1. Продолжить знакомство с историями станций, на которых проживают воспитанники школы.

2. Развивать творческие способности учащихся, их интерес к поисковой исследовательской деятельности, учить детей выразительному чтению наизусть.

3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости и любви к «малой» Родине.

Направление воспитательной работы: патриотическое.

Форма: литературно - музыкальная композиция.

Оборудование: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение, буклеты, содержащие информацию о малых станциях Западно - Сибирской железной дороги.

Ход мероприятия:

Вступительное слово.

Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы пригласили вас на литературно - музыкальную композицию « Моя малая Родина».

Русь. Россия. Родина. В этих звуках есть что - то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска волны на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов … В этих сладостных звуках есть что - то от истока, истока жизни, нарастающего и бегущего то в солнечных просвета, то в туманных дебрях истории.

Русь. Россия. Родина. Каким измерением измерить ее? Мерить ли великими людьми, мудрецами, героями, поэтами или художниками? На это не хватит одной жизни. Мерить ли по векам, по нашествиям врагов ее, по датам ли ее побед? На это мало и ста жизней. Мерить ли ее великими реками - работягами с городами и селами, что лепятся к ним, как гроздья к виноградной лозе? А если мерить ее поясами времени, то насчитаем одиннадцать поясов, а это значит, что за одни сутки Россия встречает одиннадцать рассветов и справляет одиннадцать новогодних праздников. Да, она огромна, неизмерима. Но постигнуть ее можно даже в малом. Для этого нужно памятью и сердцем вернуться к той земле, которая кормила тебя первым хлебом, напоила тебя первой ключевой водой. При слове «Родина» мы вспоминаем свою семью, школу, дом, улицу, переулок.

Ученик читает стихотворение «С чего начинается Родина?» под мелодию из песни М. Матусовского.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где - то в шкафу мы нашли.

А может она начинается

Со стука вагонных колес.

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце, принес …

Ученик рассказывает о станции Кошкуль под музыкальное сопровождение песни « Родники » и стук колес.

Для меня моя «малая» Родина начинается с родного села, с улицы моего детства, со школьной скамьи. Моя Родина - это станция Кошкуль. Название станции образовалось от слов «кош» - птица и «куль» - озеро, что в переводе означает «озеро птиц». Раньше это была большая станция со средней численностью населения, работал вокзал, который был построен в 1898 году. В 1937 году на нашей станции были построены двухэтажный дом и школа, сейчас, к сожалению, школу закрыли. А также у нас работал бассейн, и было шесть переходных путей. В период с 1917 по 1937 год по территории Кошкуля проходил отряд, возглавляемый Колчаком. Колчак на станции расстрелял машинистов за то, что те отказались везти его солдат. На нашей станции этим отважным героям был поставлен памятник. Я очень люблю свою станцию, и для меня она самая родная.

Ученик читает стихотворение М. Мордовиной « Моей юности милый край».

Моей юности милый край,

Кошкуль - родина малая!

Детских лет моих истинный рай,

Зорька - зоренька жизни алая …

Перелески твои и поля,

Речки тихие и озера.

Моих предков родная земля,

Пущ и рощ широта и просторы.

Я тобою всем сердцем горжусь,

Верю в счастье простого народа

И когда - нибудь, может, вернусь

Под крыло твоего небосвода.

Ученик исполняет песню « Моя малая Родина».

Ученица рассказывает о станции Груздевка под стук колес.

Родина - это страна, в которой человек родился. Для меня «малой» Родиной является станция Груздевка. Наша станция образовалась в 20-х годах прошлого века. Сначала это был рабочий поселок Омского отделения дороги и назывался Безлюдное. В 50 -х годах, после присоединения Барабинского участка к Новосибирскому отделению, станцию переименовали в Груздевку. Такое красивое название предложил начальник Новосибирского отделения Николай Порфирьевич Никольский, потому что в наших местах росло очень много груздей. В 1952 году построили опорную тяговую подстанцию, вокзал, просторную школу для начальных классов, клуб, баню, магазин, табельную для путейцев. На станции было 4 основных пути. Коллективы на своих местах трудились добросовестно, почти все работы проводились вручную, но люди не боялись тяжелой работы. Многим пенсионерам нашей станции присвоено звание «Почетный железнодорожник». Я расскажу вам о Почетном железнодорожнике нашей станции Дубовой Марии Денисовне. Мария Денисовна родилась 18 июля 1937 года, жила на станции Груздевка и работала монтером пути в Каргатской дистанции № 8 Западно - Сибирской железной дороги. За многолетний добросовестный труд Мария Денисовна получила звание Почетный железнодорожник и была награждена Почетным значком. Мария Денисовна в свое время предотвратила аварию двух поездов, которые шли навстречу друг другу, вовремя позвонив дежурному по станции.

В 80-х годах о Груздевке был снят документальный фильм «Эхо проходящих поездов». В этом фильме рассказывалось о добросовестных тружениках Западно - Сибирской железной дороги. В середине 90-х станцию расформировали, закрыли боковые пути, вокзал, но я все равно люблю свою станцию потому, что это моя «малая» Родина.

Ученик читает стихотворение Л. Бойкова « Я еду от Родины Малой » под музыкальное сопровождение песни « За окошком снега и снега…»

Я еду от Родины Малой,

Березы, как свет запоздалый,

Мелькают в вагонном окне.

Я еду от Родины Малой,

И что-то взгрустнулось вдруг мне.

Как будто потеряно что-то.

Как будто бы даже давно…

Колеса ведут пересчеты

Всего, что судьбой мне дано.

Стучат необычно - тревожно.

И ветры по окнам скользят.

…Уехать от Родины можно -

Влюбиться в другую нельзя.

Дробятся минуты на части

На стыках стальной колеи.

Возможно без Родины счастье -

Но будет оно без любви.

Забита в сердцах однолюбов

Такая вот истина - зверь.

А стуки взрываются грубо

В открытую тамбура дверь.

«Товарищ, уйдите с прохода!..»

«Товарищ, вы будете есть?..»

А в окнах мелькает природа,

И что- то от Малой в ней есть…

Ученик рассказывает о своей семье.

А для меня «малая» Родина - это моя семья! Наша небольшая, но дружная семья живет и трудится на станции Груздевка. Мой дедушка отработал на железнодорожном транспорте 37 лет. Он был и охранником, и монтером пути, и водителем дрезины. Дедушка рассказывал, что работа требовала от него большой ответственности, внимательности, умения быстро принимать правильные решения. Моего дедушку могли вызвать на работу в любое время суток, в любую погоду: в метель и ветер, в снег и дождь - устранять аварии. Начальник всегда мог доверять этому ответственному и отзывчивому человеку, потому что твердо знал - не подведет.

Моя бабушка всегда говорила, что работа на железной дороге трудная, но интересная. Начинала она свою трудовую деятельность с монтера пути, но профессионально совершенствуясь, стала работать дежурной по станции. Это очень ответственное дело. Нужно было объявлять о прибытии и отправлении со станции пассажирских и грузовых поездов. Как я любил слушать по рации мелодичный бабушкин голос!

В настоящее время мои дедушка и бабушка находятся на заслуженном отдыхе, но они часто с особым трепетом рассказывают мне о своем нелегком трудовом пути. Судьба железной дороги им не безразлична. Выписывая газету «Трансиб», они прочитывают ее от «корки до корки». Дедушка и бабушка рады, что Западно - Сибирская железная дорога лидирует среди других дорог страны.

Мой папа тоже работает на железной дороге, на опорной тяговой подстанции электромехаником, уже 16 лет. Он обслуживает и ремонтирует оборудование, питающее контактную сеть. В коллективе знают и ценят его как грамотного специалиста. Папа твердо знает: если хочешь быть мастером своего дела, то непременно надо брать на вооружение все новое, передовое. Я горжусь своим отцом, понимая, какой он умный, справедливый, честный человек.

Моя мама поддерживает чистоту в помещениях на тяговой подстанции и дистанции контактной сети. На ее рабочем месте чисто, тепло и уютно, как дома, потому что мама очень трудолюбивый человек. Всю свою душу и умение моя мама вкладывает в любимую работу.

Я горжусь тем, что мы - железнодорожники!!!

Ученик читает стихотворение Л. Бойкова « Мы - сибиряки»

Если мысли, значит - смелые.

Если люди, значит - сильные.

Коль дела, то - богатырские.

Коль работа - в две руки.

Вот такие мы - сибирские

С именем: Сибиряки.

Ученик рассказывает о станции Барабинск под стук колес.

Барабинск сегодня - это город с ярко выраженной специализацией. Население Барабинска составляет 31 000 людей, в городе существуют различные фабрики и заводы. Железнодорожники в нашем городе обеспечивают транзитные, междугородние, а также местные перевозки. Локомотивное депо - самое крупное предприятие города. Барабинское вагонное депо - одно из лучших на Западно - Сибирской дороге. А еще на станции Барабинск находится наша любимая Школа - интернат № 18 ОАО «РЖД». (Рассказ о школе)

Заключение. (Звучит тихая мелодия)

Русь… Россия… Я люблю мою Россию, мою «малую» Родину. Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку и живут отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное. А матерью - потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России разных хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.

Ученик выразительно читает стихотворение Л. Бойкова «Я себя без Родины не мыслю».

Я себя без Родины не мыслю.

Без ее расцвеченных лугов,

Где на радуге - на коромысле

Виснут стаи белых облаков.

Я себя без Родины не помню.

Без ее дымящих в небо хат,

Где всегда и хорошо, и скромно,

И по-русски честно говорят.

Я себя без Родины не знаю.

Весь я в ней. И вся она моя:

Горная, степная и лесная -

Звонкая, как песня соловья.

Подписи к слайдам:

Литературно-музыкальная композиция «Моя малая Родина»
Кошкуль
Груздевка
Николай Порфирьевич Никольский
Груздевка
Груздевка
Семья Евсюковых
Станция Барабинск
Железнодорожный вокзал 70-х годов
Школа–интернат № 18 ОАО «РЖД»
Школа–интернат № 18 ОАО «РЖД»

Литературно-музыкальная композиция « Уголок России».

Цель. Формирование личности учащихся, ее духовности и нравственности на примере изучения родного края, района, села, его природы.

Развивать познавательный интерес к своей Родине;
Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за своих земляков, за свою Родину.

Оборудование: проектор, рисунки, альбомы с сообщениями, компьютер, презентация, музыкальный центр, выставка книг.

1. Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя!
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя!
Школа, где твои друзья.
Это – Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина!

2. Песня «Снится мне деревня»

Ведущий 1 : Ну, как такой землёй нам не гордиться!

Как не любить её просторные поля!

Нам повезло на Белгородчине родиться.

Какая щедрая историей земля!

Ведущий 2: Знавала боль она, огонь и радость,

Не зарастали раны столько лет.

Теперь шумят высокие берёзы

Там, где в земле живого места нет!

Ведущий 1: Сильна она по-прежнему народом,

Всё также ценит правду и свободу,

Живёт трудом, растит своих детей,

Гордится подвигами сыновей и дочерей.

Ведущий 2 : А место подвигу всегда найдём:

Прославим землю белгородскую трудом!

Её богатства сохраним и приумножим,

Сберечь судьбу великую поможем!

3. Проза. Отечество – единственная уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками.

Слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого - либо старинного древнего рода. А само слово «род» обозначает древнейшего бога, славян Рода.

Край родной близок сердцу каждого человека, потому что здесь проходят лучшие детские годы, а порой и вся жизнь. С высоты птичьего полёта мы видим необозримую ширь Черноземных полей, белоствольные берёзы, разливы рек, цветущие сады – это Валуйский край и твоя Родина!

Ты смотришь в ясное голубое небо, идёшь извилистыми тропинками, сидишь у прохладной реки – и это Валуйский край!

И становится на душе легко, когда ты понимаешь, что это всё для тебя, а ты живёшь для того, чтобы сделать мир ещё лучше.

Выставка книг сопровождается презентацией

4. Сценка (дети в русских костюмах)

Рассказчик: У деревенского мальчика Сеньки было всё: были у него отец и мать, изба, огород, сад, домашние животные. И жил Сенька хорошо, но вот появилась у него маленькая сестрёнка, и Сенька решил, что у родителей стал лишний.

Сенька: Пора уходить. Теперь я для них совсем лишний.

Рассказчик: Идёт Сенька по своей улице, а на встречу ему тётя Маша.

Тётя Маша: И куда это ты Сенька путь держишь?

Сенька: Здравствуйте, тётя Маша. Ухожу. Не хочу здесь жить.

Тётя Маша: А ты выйди за околицу, да посмотри вокруг.

Рассказчик: Вышел Сенька за околицу и стало ему видно далеко-далеко. Вокруг разноцветные поля простирались. Овёс ли, гречиха – у всего свой цвет. У озера растут белоствольные берёзки. Деревенские жители, Сенькины соседи, кто на лошади сено везёт кто граблями работает, кто коров пасёт. Всех увидел Сенька. От своей земли, от её прекрасного, широкого вида почувствовал Сенька в сердце тепло.

Сенька: Ух, ты! Куда от такой земли уйдёшь, если она моя. И мама моя, и отец, и Сестрёнка, и все люди – соседи, и птицы - все мои. Потому мои, что я - их.

«Хорош ли плох мой край, я здесь рождён
Мои здесь корни и моё гнездовье,
Здесь день от утренней зари заряжен,
Здесь всё, что есть одной со мною крови …»

Рассказчик: Не знал пока Сенька, что называется всё это Родиной. Что где бы он ни был после, хоть у самого дальнего моря, хоть на другой стороне земли, станет он видеть во сне свою родину.

Учитель: Память людей связано с тем местом, где они родились, где прошло их детство, где они научились понимать жизнь. Это могучая сила! Она влечёт птиц из дальних стра к месту, где они родились, она на всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым или несчастным, если человек почему-то потерял родину.

1928 год. Полевой стан. Молодые трактористы приехали пахать землю, которая ждала хлеборобов, чтобы потом осенью отблагодарить их весомым урожаем. Так начинается история поселка Дальний, которому в этом году исполняется 83 года. Это для человека 83-возраст солидный, а для населенного пункта – почти молодой, но даже за это время поселок успел прожить интересную жизнь. Дальнему есть чем гордиться, есть чем удивить. Много в нем интересного и непохожего.

5. Учитель (итог)

Жизнь в нашем поселке не замирает. Молодежь есть, дети рождаются, а главное богатство – замечательные люди: и русские, и украинцы, и турки – месхитенцы.

6. Песня «Остров детства»

7. Стих Жижко Н.

Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе на встречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой,

Потом увидишь стройный ряд

Домов одноэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края,

Всё это - Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобой

Она заманчивых путей

Доверчиво откроет.

10. Пех Анжела

Русским людям свойственна любовь к своей Отчизне. Эта любовь испокон веков проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество.

Не раз приходилось храбрым русским войнам защищать Родину от иноземцев, участвовать в жестоких сражениях, в которых решалась судьба страны.

В веках осталось и по сей день живёт добрая память о русских войнах, как о самых мужественных, бесстрашных, честных, преданных Отечеству. Это и наши земляки:

участники Великой Отечественной войны, воины – интернационалисты, .

11. «Ты убит в далёкой Чечне»

12. песня «Кукла»

13. Стих «Родина»

«Родина», - мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пре собой

Это наше детство, наша юность

Это всё, что мы зовем судьбой.

Родина! Отечество святое

Перелески, рощи, берега

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Степь родная, край безбрежный,

Вдаль течёт река Оскол

Сердцу дорог милый, нежный

Отчий край - мой дом родной.

14. Ведущий 1: « О, светло - светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами удивлена ты: озёрами светлыми, реками многоводными

горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, городами великими, сёлами красными, садами обильными, домами церковными, князьями грозными, боярами честными, вельможами гордыми - всего еси исполнена земля Русская.»

16.Здесь жизнь кипит, здесь колосятся нивы

Трудолюбив наш сельский человек.

Поселок Дальний расти на диво,

И крепни, Славен, будь на век.

18. Зажги свечу, моя Россия (стих)

Во здравии себя сомой,

В тебе заряд огромной силы

Накоплен славой трудовой.

Ты, наша вера и надежда,

Опора наша и любовь,

Была могущественна прежде,

Великой стань, Россия, вновь.

Твоё народное создание,

Загадка,- «русская душа»,

За доброту и сострадание

Она счастливой быть должна.

Зажги свечу моя Россия

Во здравии себя самой,

Тебя избрал нам бог - мессия,

Будь нашей светлою судьбой!

19. Берегите Россию - Без неё нам не жить.

Нет России другой. Берегите её,

Берегите её тишину и покой, Чтобы вечно ей быть

Это небо и солнце, Нашей правдой и силой,

Это хлеб на столе Всею нашей судьбой.

И родное оконце Берегите Россию-

В позабытом селе … Нет России другой.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

"Тамбовский край - мой край родной».

Скворцова Маргарита Викторовна,

Учитель русского языка и литературы

р. п. Дмитриевка

2013 г.

Форма: литературно-музыкальная композиция.

Цели:

    расширить знания учащихся о родном крае;

    воспитывать у учащихся любовь к родному краю.

Оборудование: карта Тамбовской области; стенды с видами Тамбова; выставка книг о Тамбовском крае, портреты выдающихся людей.

Звучит песня “С чего начинается Родина?”.

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.

Ход урока

Ведущий 1:Действительно, с чего начинается наша Родина? Великая земля наших отцов. Поля и леса, моря и горы, города и маленькие деревушки, белые стволы берёз и шорох спелых колосьев. Эту землю мы называем самым дорогим именем – Родина. Но на этой земле есть место, которое самое дорогое для каждого человека, и чем больше пройдёт он по земле, тем дороже ему приметы родного края.

Стихотворение

Есть губернии краше,
Богаче, красивей,
Но Тамбовщина наша –
В самом сердце России.
Начиналась как крепость,
Разрослась вширь и ввысь.
В людях – сила, и крепость,
И кипучая жизнь…
Были стоны и крики,
И отчаянья миг:
Не щадил Боборыкин
Ни себя, ни других.
Но звезда восходила,
Освещая Тамбов.
Знать, и вправду так было,
Говорили: там – Бог!
Ниспослал он таланты
На тамбовскую пашню,
И взрастали гиганты
На землице на нашей.
Здесь жили и творили
Баратынский, Державин,
Верой – правдой служили
И народ уважали…
Восхищался Чайковский
Черноземною мощью.
За границей Рахманинов
Тосковал по Тамбовщине.
Здесь великие ценности
От Сергеева-Ценского…
А какое богатство
Нам оставил Вернадский!
Он творил для народа,
Слава сердцу, уму!
Человек и природа
Благодарны ему…
Цна – голубка пленяла
Не одно поколенье…
Перед родиной малой
Постоим на коленях…

Ведущий 2: Тамбовский край – небольшой уголок необъятной Родины, часть русской земли в самом её центре, неповторимый уголок России.

Стихотворение

За деревню выйдешь на рассвете –
Разольётся запах медуниц.
Встрепенётся и затихнет ветер
На равнинах зреющих пшениц.
Перелески да реки, да в цветах косогор
Полюбил я навеки мой Тамбовский простор.

Песня “Деревенское детство моё”

Заблудились в тумане деревья
Поднимается солнце в зенит
А на рыжем пригорке деревня
Посредине России стоит.
Здесь на лавочках деды шутливо,
Про своё вспоминают житьё.
Здесь ныряет в речушку с обрыва
Деревенское детство моё.
Деревенское детство моё.
Заливаются в клубе гармони,
Жёлтый месяц согнулся в дугу.
И пасутся усталые кони
На прохладном и мокром лугу.
Здесь вручили мне землю в наследство.
Ни за что не прожить без неё…
Здесь навеки прописано детство,
Деревенское детство моё,
Деревенское детство моё.

Ведущий 2: Родная Тамбовщина! Ты не можешь удивлять путешественников высокими горами, большими реками с бурными водопадами. Здесь всё скромно и вместе с тем неповторимо красиво. Красота природы родного края подсказала Ивану Шамову сюжет стихотворения “Край мой Тамбовский”.

Стихотворение

Край мой Тамбовский, смолистые сосны,
Край мой отцовский, юные вёсны…
Где я не буду, сколько б ни прожил,
Я не забуду край свой хороший.
Воздух тамбовский, светлые реки…
С краем отцовским связан навеки.
Равнина, среднерусская равнина.
Просторна, солнцем вся освещена.

Ведущий 1: Если взглянуть на карту области, то можно увидеть, что вся она “рассинелась” речками. Хороши наши реки! В их прозрачных водах отражаются зори и закаты. Мы любим наши “голубоглазые” равнинные реки: Цну, Челновую, Ворону, Лесной Воронеж…

Стихотворение

Рад посвятить стихов страницу
Тебе, тамбовская река.
Тебе с другими не сравниться:
Не Волга ты и не Ока.
Но я живу с тобою рядом,
Я слышу твой весенний шум.
Твоею свежестью, отрада,
В погоду знойную дышу…
Тебя лучами день ласкает,
В ночи любуется луна.
Тобой, спокойная, простая,
Чуть-чуть задумчивая Цна.

Ведущий 1: Тамбовщина… Широко и привольно раскинулись её земли в центре России. Леса и зелёные луга, чистые реки и знаменитый чернозём – всё это составляет богатство нашего края. Щедра и богата природа Тамбовского края. Много лекарственных растений встречается в нашей области. Одно из них – облепиха. А знаете ли вы, чем полезна облепиха?

(Облепиха – витаминное и противовоспалительное средство, используется сок плодов, отвар, а облепиховое масло используется для лечения ран).

Ответьте, что это?
Овощ этот очень крут!
Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды
От оспы и чумы.
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы.

(Лук)

От каких болезней можно лечиться луком? (от насморка, от кашля, от простуды).

Наша земля благоприятна для роста растений, богатых полезными и питательными веществами.

Песня “Родная песенка”

Льётся солнышко весёлое
Золотыми ручейками
Над садами и над сёлами
Над полями и лугами.

Припев: Здесь идут грибные дождики,

Светят радуги цветные,
Здесь простые подорожники
С детства самые родные.
Тополиные порошицы
Закружились на опушке,
И рассыпались по рощице
Земляничные веснушки.

Припев:

И опять захороводили
Стайки ласточек над домом,
Чтобы снова спеть о Родине
Колокольчикам знакомым.

Припев:

Ведущий 2: 1636 год. Растёт и крепнет государство Российское. Для защиты южных границ от набегов воздвигались крепости, создавалась единая заградительная линия.

На высоком берегу при впадении реки Студенца в Цну был основан город-крепость – Тамбов.

Через тамбовские земли протянулась часть линии укреплений, которая получила в народе название “Татарский вал”.

Ведущий 1: Ничем не приметный сторожевой город, он видел много тягот, много пережил. Отрезанный от остальной страны бездорожьем Тамбовский край долго оставался изолированным.

В 1796 году была создана Тамбовская губерния, которая по своей площади почти в два раза превосходила нынешнюю Тамбовскую область.

Картину губернского города Тамбова мы можем увидеть на страницах “Тамбовской казначейши” Михаила Юрьевича Лермонтова.

Стихотворение

Тамбов на карте генеральной
Кружком означен не всегда;
Он прежде город был опальный,
Теперь же, право, хоть куда.
Там есть три улицы прямые,
И фонари, и мостовые,
Там два трактира есть, один
“Московский”, а другой “Берлин”.
Там есть ещё четыре будки,
При них два будочника есть;
По форме отдают вам честь,
И смена им два раза в сутки…

Ведущий 2: В сентябре 1937 году была образована Тамбовская область, но тогда она занимала большую территорию, чем сейчас. В современных границах наша область была сформирована в феврале 1939 года.

Ведущий 1: В этом году исполнилось 370 лет со дня основания Тамбова. Трудно складывалась история нашего края. Но сколько удивительных людей прошло его дорогами, оставив след в его судьбе.

Скольким служила источником вдохновения прекрасная природа родной Тамбовской земли.

В памяти каждый из нас сохранит имена тех, кто составил славу и гордость родной земли.

Стихотворение

Какая удивительная сила!
Размах у русских гениев какой!
Сыны земли Тамбовской и России,
Вы вечно живы в памяти людской…
И вот опять на набережной цнинской,
Где красота видна со всех концов,
Идёт поэт Евгений Баратынский –
Вернулся он к полям своих отцов…
В садах тамбовских притаилось чудо –
Деревья буйным цветом расцвели.
И чувствует, и чувствует Мичурин
Бессмертное дыхание земли.
Ей каждый в пояс поклониться должен:
Здесь жил, творил, оставил острый взгляд
Герасимов – талантливый художник…
Здесь жил Чичерин – первый дипломат…
Нет, музыка другая за границей,
И небо, и земля – совсем не те:
Рахманинов в Тамбовский край стремится,
Чтоб музыку создать о красоте…
Ах, этот дивный воздух деревенский!
А в городе течёт голубка – Цна.
Как воспевал её Сергеев-Ценский!
Как вдохновляла гениев она!...
Тамбовский край! В истории державы
Ты оставляешь свой заметный след:
Ведь навсегда прописан здесь
Державин – великий губернатор и поэт…

Ведущий 1: О нашем крае можно говорить долго, но обо всём рассказать трудно. Мы ещё не раз вернёмся к этой теме. Кого интересует прошлое и настоящее нашего края, вы можете узнать о многом из книг о Тамбовском крае. Некоторые из них мы показали на нашей выставке.

Гимн Тамбовской области

На просторах бескрайних и синих
Где берёзы любуются Цной,
В самом центре великой России
Ты раскинулся край наш родной.
Полыхали зловеще зарницы,
Но в историю грозных веков
Ты вписал своей славы страницы,
Честь, свободу храня от оков.

Припев: Тамбовский наш край,
В веках процветай!
Ты славен людьми,
Храни, Господь, тебя, храни.
И пусть летят года,
Ты с нами, наш край, навсегда,
Здесь родились мы,
И с этим краем
У нас на всех одна судьба.

Список используемой литературы:

    Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. В 6 т. - Тамбов, 1883-1897.

    Наш край тамбовский. - Тамбов, 1991

    И пыль веков от хартии отряхнув…: хрестоматия по истории Тамбовского края.- Тамбов: Издательский центр ТГПИ, 1993.- 388 с.

    В. Т. Дорожкина Сборник стихотворений «Весь мир проходит сквозь меня». Тамбов. 2001



Похожие публикации