Эволюция пластинчатого доспеха в Грузии и Византии. Ламеллярные и чешуйчатые доспехи в X-XII вв. Ламелляр викингов Ламеллярный доспех своими руками

Ламеллярный доспех считается одним из самых эффективных видов древней брони. Первые упоминания о нем относятся к библейским временам. Известно, что данная броня по своей эффективности превзошла латы. Она заняла второе место после кольчуги, которая постепенно начала сдавать свои позиции. В ламеллярный доспех заменил ее полностью и стал широко использоваться кочевниками, византийскими солдатами, чукчами, коряками и германскими племенами.

История названия

Свое название “ламеллярный” доспех получил благодаря своеобразной конструкции, состоящей из множества металлических пластинок (лат. lamella - "пластинка", "чешуйка"). Данные стальные элементы соединяются между собой при помощи шнура. Ламеллярный доспех в каждом государстве имел свои отличительные особенности. Но принцип соединения пластинок шнуром был общим для устройства всех древних доспехов.

Броня из бронзы

В Палестине, Египте и Месопотамии для изготовления лямелляров использовалась бронза. Широкое применение данный металл получил на востоке и в центре Азии. Здесь ламмелярными доспехами оснащались воины до девятнадцатого века.

Какая была броня в Древней Руси?

До середины двадцатого века среди ученых, исследовавших древнерусское вооружение, бытовало мнение, что наши предки пользовались только кольчугами. Данное утверждение оставалось долгое время неизменным, несмотря на то, что на фресках, иконах, каменной резьбе и миниатюрах был изображен ламеллярный доспех. Дощатая броня считалась условной, и всякое упоминание о ней игнорировалось.

Археологические работы 1948-1958 годов

После окончания Великой Отечественной войны советскими археологами на территории Новгорода было обнаружено свыше 500 обгоревших ламеллярных пластинок. Находка дает основания утверждать, что древнерусичами также широко использовался ламеллярный доспех.

Русь. Годы монгольского вторжения

В результате археологических раскопок на территории Гомеля ученые обнаружили самую крупную мастерскую по изготовлению доспехов. Она была сожжена монголами в 1239 году. Под завалами археологи обнаружили мечи, сабли и свыше двадцати видов уже готовых ламеллярных пластинок. В отдельном помещении были найдены бракованные чешуйчатые изделия и заготовки: они не имели отверстий и изгибов, а края пластин содержали заусенцы. Факт нахождения длинного шила, напильника, точильного и шлифовального кругов поначалу подтолкнул ученых к мысли о том, что именно здесь изготавливался, собирался и подгонялся ламеллярный доспех. Изготовление брони между тем возможно только при наличии кузнечного горна. Но данное оборудование не было обнаружено ни в помещении мастерской, ни поблизости. Исследователи пришли к выводу, что в Гомеле был обнаружен древний оружейный склад, сам же производственный процесс по изготовлению доспехов осуществлялся в другом месте.

Что собой представляет ламеллярная броня?

Посредством соединения небольших металлических пластин при помощи шнурков собираются ленты, из которых состоит ламеллярный доспех. Фото внизу представляет особенности сочетания стальных чешуек в изделии.

Работа по сборке должна происходить таким образом, чтобы каждая пластинка одним своим краем перекрывала соседнюю. После проведения исследований реконструированной брони разных стран ученые пришли к выводу, что пластины, из которых состоял ламеллярный доспех Византии, не перекрывались, а плотно прилегали друг к другу и крепились к коже. Ленты связывались между собой сначала горизонтально, а затем - вертикально. Ковка металлических пластин была занятием трудоемким. Сам же процесс сборки доспехов особой сложности не представлял.

Описание

Вес доспеха из пластин толщиной 1,5 мм составлял от 14 до 16 кг. Ламеллярный доспех с расположенными внакладку пластинками по эффективности превзошел кольчугу. Кираса, созданная по ламеллярному образцу, способна надежно защитить от колющего оружия и стрел. Вес данного изделия не превышает пяти килограмм. Сила удара оружия противника рассеивается по поверхности брони, не причиняя при этом никакого вреда воину, облаченному в доспехи.

Способы крепления

С целью предотвратить повреждения доспеха пластинки в нем связывались двумя специальными шнурами так, чтобы их длина с тыльной стороны была незначительной. Если один шнур разрывался, стальные элементы в доспехе удерживались вторым. Это давало возможность воину при необходимости самостоятельно заменять поврежденные пластинки. Такой метод крепления был основным, но не единственным. Также можно было использовать металлическую проволоку или заклепки. Такие конструкции отличались высокой прочностью. Недостатком второго метода является малая подвижность доспеха.

Сначала для соединения стальных пластин применялись ремни. Со временем эта практика была прекращена. Обусловлено это было тем, что при рубящих ударах меча ламеллярный доспех часто повреждался. Броня, в которой использовались заклепки и проволока, способна была выдержать удары различных типов оружия.

Форма

Составные элементы доспеха представляют собой прямоугольные стальные изделия с равномерно распределенными по всей поверхности парными отверстиями. Некоторые пластинки в нем содержат выпуклости. Они необходимы для того, чтобы лучше отражать или ослаблять удары стрел, копья и другого оружия.

Где встречается пластинчатая броня?

При воспроизведении исторических событий Средневековья в художественных фильмах герои часто используют ламеллярный доспех. «Скайрим» - одна из популярных компьютерных игр, где также теме пластинчатой брони уделяется много внимания. Согласно условиям, данные доспехи носят наемники, мародеры и главари бандитов. По игре данная тяжелая броня становится доступной после прохождения восемнадцатого уровня, когда у героя появляется необходимость в более серьезном уровне защиты. Ее способен обеспечить усовершенствованный стальной пластинчатый доспех, который по своим характеристикам существенно превосходит обычный комплект из стали.

Как сделать ламеллярный доспех?

Стать обладателем этой тяжелой брони можно двумя способами:

  • Воспользоваться услугами мастерских, занимающихся изготовлением таких доспехов.
  • Обзавестись необходимыми чертежами, схемами и материалами, после чего начать изготавливать ламеллярный доспех своими руками. Осуществлять работу можно с привязкой к какому-либо историческому событию. Или же просто изготовить пластинчатую броню по понравившемуся рисунку.

Что понадобится для работы?

  • Стальные пластинки. Они являются самым важным элементом в доспехе и обязательно должны иметь соответствующую схеме сборки форму. Толщина пластин, прошедших закалку, не должна превышать 1 мм. Намного эффектнее будет выглядеть ламеллярный доспех из выпуклых пластинок, которые, в отличие от плоских, стоят дорого. Учитывая размеры корпуса человека, можно предположить, что на броню понадобится не менее 350-400 пластинок размером 3х9 мм.
  • Кожаные ремни. Они необходимы для связывания между собой металлических пластин. Оптимальная толщина поясов должна составлять 2 мм. Опытные пользователи рекомендуют не приобретать уже готовые ремни. Лучше обзавестись листами кожи нужной толщины, а пояса нарезать самостоятельно. Это позволит правильно рассчитать необходимую длину шнуров. Рекомендуется нарезать ремни шириной 0,5 см. Они идеально подойдут для отверстий, диаметр которых составляет 0,3 см. Для работы понадобится 80 м шнура. Для изготовления ремней можно использовать или шелковый шнур. Полосы должны разрезаться вдоль таким образом, чтобы они с трудом могли проходить сквозь отверстия в пластинках.

Как происходит процесс?

  • Приготовленные стальные пластинки должны иметь парные отверстия. Они выполняются сверлом. Каждое отверстие прошивается капроновыми нитками. Перед тем как приступить к прошивке, каждую пластинку следует отшлифовать, после чего толщина ее может несколько уменьшиться. Несмотря на то, что уменьшение толщины особо не заметно, поскольку пластинки ложатся внахлест друг к другу, изначально рекомендуется их толщина не менее 1 мм. При тестировании лямеллярного доспеха с пластинами в 1 мм четыре стрелы, выпущенные с расстояния 20 м при натяжении лука весом в 25 кг, не нанесли серьезных повреждений броне.

  • Отбивка пластин. Процедура необходима для формирования выпуклостей на изделиях. Выполняется данная работа на деревянной основе при помощи трехсотграммового молотка со скругленным бойком.

  • Покраска пластин. Для воронения изделия можно использовать растительное масло. Перед работой изделие подлежит термическому воздействию. Обрабатываются поверхности пластинок с двух сторон. Рекомендуется внутреннюю часть покрывать специальным лаком по металлу, а наружную - просто отполировать, а при необходимости пролудить и покрыть позолотой.
  • Обработка ремней. Перед тем как пропускать шнур через отверстия в пластинах, куски кожи, из которой он изготавливается, должны быть обработаны. Для этого шнуром несколько раз проводят по куску твердого воска. Если ремень полотняный, то он подлежит процедуре вощения. Время от времени ремни рекомендуется протирать тряпкой, смоченной в растительном масле. Это защитит их от возможного пересыхания. Стальные пластинки также рекомендуется обрабатывать маслом. Для окантовки рекомендован исключительно кожаный ремень.
  • Для работы рекомендуется использовать ремни из кожи. Они лучше, чем изделия из шелковой нити, так как способны растягиваться. Это качество особенно важно при создании лямеллярных доспехов, поскольку броня, огибая корпус, изначально должна быть очень тугой, растягиваться спустя некоторое время.
  • На концах пластин в парные отверстия пропускаются ленты, которые в дальнейшем связываются. Необходимо следить за тем, чтобы связывание происходило свободно. Это даст стальным пластинкам возможность двигаться друг над другом по типу сегментной брони.
  • Чтобы на пластинках не образовывалась ржавчина, их нужно обрабатывать при помощи ортофосфорной кислоты. Тусклый металлик - такой цвет приобретает лямеллярный доспех после обработки кислотой.
  • Для изготовления самодельного лямеллярного доспеха можно использовать пластинки из мягкой оцинкованной жести.

Кустарная броня, выполненная в домашних условиях, преимущественно предназначается для красоты, а не для защиты. В основном она используется как сувенир.

lamella - пластинка, чешуйка) - общее название доспеха из сплетённых между собой шнуром пластин.

Ламелляр обычно существовал либо в виде корсета-кирасы, часто с длинным подолом, играющим роль набедренников, либо в форме ламеллярного халата длиной до колен, с разрезами спереди и сзади; в обоих случаях он как правило дополнялся оплечьями в виде листов ламеллярного полотна, иногда - защитой шеи и паха. Размер пластин ламелляра мог быть самым различным, от очень мелких, полотно из которых по подвижности приближалось к кольчатому, и до крупных, длиной почти с ладонь взрослого человека, которые составляли сравнительно малоподвижный, но крепкий доспех.

Специфические формы ламеллярного доспеха, происходящие от общей для всего Дальнего Востока конструкции, представляли собой классические самурайские доспехи - в отличие от более поздних самурайских доспехов, среди которых часто встречалась как ламинарная , так и шинная конструкция элементов.

Через посредство народов Великой Степи, ламеллярная конструкция доспеха проникла также в Византию и на Русь. Раскопки Гомельской доспешной мастерской, обнаруженной в 1987 году, помогли идентифицировать более 600 доспешных пластин, большинство из которых, по версии археологов, связывались именно в ламеллярный доспех. Были найдены заготовки пластин, а кроме того - несколько бракованных, треснувших при пробивании в них отверстий для шнуровки. На сегодня Гомельская мастерская - крупнейший из известных сборочных цехов Средневековой Руси. Он был уничтожен пожаром во время монгольского погрома в городе в 1239 году. Отдельные находки пластин, которые могут быть идентифицированы как принадлежащие ламелляру, имеются и в археологической летописи Западной Европы. Например, один из воинов, погибших в битве при Визби носил короткий ламеллярный панцирь кроя корсет-кираса.

На данный момент нет научного подтверждения гипотезе о существовании за пределами Японии ламеллярной брони из несколько слоёв проклееной кожи, которая, по некоторым версиям, носилась малообеспеченными воинами на Руси и в Скандинавии. Как учит история, профессиональные воины (главные потребители профессионального снаряжения) всегда были обеспеченной социальной прослойкой. Воины старших дружин русских княжеств назывались боярами, основная масса русских дворянских родов - их потомки. Кроме того, имея сырьё в виде листов кожи, нет никакого практического смысла делать трудоёмкую работу по вырезанию из них отдельных пластин, - гораздо проще собрать из крупных полос того же материала ламинарный доспех . Мелкие пластинки имели смысл в случае с железом, так как, например, уровень металлургии кочевых племён Евразии не позволял получать его в больших количествах; часто на панцири перерабатывались полученные обменом или грабежом мелкие железные предметы, что благодаря небольшим размерам и простой форме пластин могло быть выполнено силами любого племенного кузнеца.

  • в Японии металлические пластины обязательно обклеивали кожей и покрывали лаком (во избежание коррозии во влажном климате).
  • в Сибири и Америке существовали ламелляры из костяных (включая китовый ус, рога оленя и клыки моржа) и даже деревянных пластин, предназначенные для защиты от стрел с костяными наконечниками, которые носились теми, кто не мог себе позволить ламелляр из металлических пластин (сделанных из металла, полученного от русских поселенцев в XVII-XIX веках).

Также ламеллярные доспехи, судя по археологическим находкам, использовались в Древнем Риме, но у них пластины были соединены металлическими скобками, а не шнуром.

См. также

Источники

  • Носов К. С. Вооружение самураев.
  • Нефёдкин А. К. Военное дело чукчей. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. C. 352. ISBN 5-85803-244-3

Напишите отзыв о статье "Ламеллярный доспех"

Отрывок, характеризующий Ламеллярный доспех

Но Пьер почел нужным спросить:
– Как здоровье…
Он замялся, не зная, прилично ли назвать умирающего графом; назвать же отцом ему было совестно.
– Il a eu encore un coup, il y a une demi heure. Еще был удар. Courage, mon аmi… [Полчаса назад у него был еще удар. Не унывать, мой друг…]
Пьер был в таком состоянии неясности мысли, что при слове «удар» ему представился удар какого нибудь тела. Он, недоумевая, посмотрел на князя Василия и уже потом сообразил, что ударом называется болезнь. Князь Василий на ходу сказал несколько слов Лоррену и прошел в дверь на цыпочках. Он не умел ходить на цыпочках и неловко подпрыгивал всем телом. Вслед за ним прошла старшая княжна, потом прошли духовные лица и причетники, люди (прислуга) тоже прошли в дверь. За этою дверью послышалось передвиженье, и наконец, всё с тем же бледным, но твердым в исполнении долга лицом, выбежала Анна Михайловна и, дотронувшись до руки Пьера, сказала:
– La bonte divine est inepuisable. C"est la ceremonie de l"extreme onction qui va commencer. Venez. [Милосердие Божие неисчерпаемо. Соборование сейчас начнется. Пойдемте.]
Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру, и заметил, что и адъютант, и незнакомая дама, и еще кто то из прислуги – все прошли за ним, как будто теперь уж не надо было спрашивать разрешения входить в эту комнату.

Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. Часть комнаты за колоннами, где с одной стороны стояла высокая красного дерева кровать, под шелковыми занавесами, а с другой – огромный киот с образами, была красно и ярко освещена, как бывают освещены церкви во время вечерней службы. Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло, и на кресле, обложенном вверху снежно белыми, не смятыми, видимо, только – что перемененными подушками, укрытая до пояса ярко зеленым одеялом, лежала знакомая Пьеру величественная фигура его отца, графа Безухого, с тою же седою гривой волос, напоминавших льва, над широким лбом и с теми же характерно благородными крупными морщинами на красивом красно желтом лице. Он лежал прямо под образами; обе толстые, большие руки его были выпростаны из под одеяла и лежали на нем. В правую руку, лежавшую ладонью книзу, между большим и указательным пальцами вставлена была восковая свеча, которую, нагибаясь из за кресла, придерживал в ней старый слуга. Над креслом стояли духовные лица в своих величественных блестящих одеждах, с выпростанными на них длинными волосами, с зажженными свечами в руках, и медленно торжественно служили. Немного позади их стояли две младшие княжны, с платком в руках и у глаз, и впереди их старшая, Катишь, с злобным и решительным видом, ни на мгновение не спуская глаз с икон, как будто говорила всем, что не отвечает за себя, если оглянется. Анна Михайловна, с кроткою печалью и всепрощением на лице, и неизвестная дама стояли у двери. Князь Василий стоял с другой стороны двери, близко к креслу, за резным бархатным стулом, который он поворотил к себе спинкой, и, облокотив на нее левую руку со свечой, крестился правою, каждый раз поднимая глаза кверху, когда приставлял персты ко лбу. Лицо его выражало спокойную набожность и преданность воле Божией. «Ежели вы не понимаете этих чувств, то тем хуже для вас», казалось, говорило его лицо.
Сзади его стоял адъютант, доктора и мужская прислуга; как бы в церкви, мужчины и женщины разделились. Всё молчало, крестилось, только слышны были церковное чтение, сдержанное, густое басовое пение и в минуты молчания перестановка ног и вздохи. Анна Михайловна, с тем значительным видом, который показывал, что она знает, что делает, перешла через всю комнату к Пьеру и подала ему свечу. Он зажег ее и, развлеченный наблюдениями над окружающими, стал креститься тою же рукой, в которой была свеча.
Младшая, румяная и смешливая княжна Софи, с родинкою, смотрела на него. Она улыбнулась, спрятала свое лицо в платок и долго не открывала его; но, посмотрев на Пьера, опять засмеялась. Она, видимо, чувствовала себя не в силах глядеть на него без смеха, но не могла удержаться, чтобы не смотреть на него, и во избежание искушений тихо перешла за колонну. В середине службы голоса духовенства вдруг замолкли; духовные лица шопотом сказали что то друг другу; старый слуга, державший руку графа, поднялся и обратился к дамам. Анна Михайловна выступила вперед и, нагнувшись над больным, из за спины пальцем поманила к себе Лоррена. Француз доктор, – стоявший без зажженной свечи, прислонившись к колонне, в той почтительной позе иностранца, которая показывает, что, несмотря на различие веры, он понимает всю важность совершающегося обряда и даже одобряет его, – неслышными шагами человека во всей силе возраста подошел к больному, взял своими белыми тонкими пальцами его свободную руку с зеленого одеяла и, отвернувшись, стал щупать пульс и задумался. Больному дали чего то выпить, зашевелились около него, потом опять расступились по местам, и богослужение возобновилось. Во время этого перерыва Пьер заметил, что князь Василий вышел из за своей спинки стула и, с тем же видом, который показывал, что он знает, что делает, и что тем хуже для других, ежели они не понимают его, не подошел к больному, а, пройдя мимо его, присоединился к старшей княжне и с нею вместе направился в глубь спальни, к высокой кровати под шелковыми занавесами. От кровати и князь и княжна оба скрылись в заднюю дверь, но перед концом службы один за другим возвратились на свои места. Пьер обратил на это обстоятельство не более внимания, как и на все другие, раз навсегда решив в своем уме, что всё, что совершалось перед ним нынешний вечер, было так необходимо нужно.

Не секрет, что «раскопки» в фондах музеев зачастую могут дать немало новой информации, и памятники, даже уже известные исследователям, могут заиграть совсем по-другому. Идея публикации этого комплекса принадлежит одному из авторов, который, в течение нескольких месяцев сидя в Берлине в библиотеке за соседним столом с хранителем этой коллекции, даже не подозревал, что вскоре им придется работать вместе. В результате последующих встреч в Москве родился научно-исследовательский и реставрационный проект, финансово поддержанный дирекцией Государственного Исторического музея, первые, самые предварительные, итоги которого мы предлагаем в нашей небольшой статье.

В 1891 г. профессором Ю.А.Кулаковским была раскопана уникальная парная катакомба на Госпитальной улице г. Керчи. Несколько позднее им было опубликовано подробное описание погребения и приведены рисунки трех находок - бляшек от наборного пояса и бронзовая подставка для светильника . В настоящее время большая часть инвентаря из этого комплекса хранится в фондах Государственного Исторического музея, а отдельные предметы - в Государственном Эрмитаже (рис. 7).

Приведем ниже отрывок отчета в OAK, в связи с тем, что он представляет собой значительный интерес. «Вещественные находки, не лишенные интереса и даже важности, были сделаны в четырех катакомбах. Две из них вскрыты на Госпитальной улице, поблизости от усадьбы Г.Коробки, на которой, в прошлом году, была найдена христианская катакомба 491 г. Раскопка эта представила некоторые трудности, как по самому своему месту, так и по глубине, до которой пришлось ее довести. Ход в катакомбу оказался на глубине трех саженей ниже уровня улицы. Эта глубина замедлила работу и, в связи с тем, что раскопка производилась непосредственно на улице, вызвала необходимость тщательной охраны места днем и ночью. Когда после трехдневной работы колодезь был очищен, большой камень, закрывавший вход, отвален и разбит, и можно было спуститься по веревке в катакомбу, то оказалось, что вся она была заполнена землей, промокшей от весенней воды. На одной из заплывших лежанок найдены глиняная амфора и обломки большого стеклянного сосуда. В одной из стен катакомбы обнаружена пробоина, через которую можно было пробраться в другую смежную катакомбу, расположенную к первой и несколько ниже первой. Она тоже была наполнена землей, но не в таком обилии, и не столь сильно отсыревшей. Так как очистка обеих катакомб потребовала бы слишком много времени, то проф. Кулаковский ограничился тщательной переборкой земли на месте. Земля была перебрана во второй катакомбе, где ее было меньше и можно было перекидывать ее из центрального пространства на лежанки. При этом найдено было несколько мелких золотых обломков, из которых два служили, вероятно, бляшками, украшавшими гроб. Здесь же найдена еще одна глиняная амфора. На следующий день приступлено было к переборке земли, заполнявшей первую катакомбу. Так как вторая лежала несколько ниже, то оказалась возможность перебрасывать туда землю через пробоину в стене. Более двух дней продолжалась эта работа, оказавшаяся далеко не бесплодной. Все найденные предметы лежали в полу пещеры, близ входа в нее. Отсюда можно было заключить, что грабители свалили все трупы из обеих катакомб к открытому ими входу, через который и проникал свет, и тут обыскивали их на полу. Но ища, вероятно, только дорогие вещи, они оставили на месте все железное. Это обстоятельство позволяет предполагать, что ограблены были эти катакомбы еще в древнюю пору, когда грабителей интересовали только золото и драгоценные вещи, а таковых, судя по остаткам, было тут некогда много.

Кроме двух упомянутых выше амфор, здесь найдены: кусочки золототканой одежды или покрова, два золотые листочка от гроба или погребального венка, золотой гвоздик, маленький золотой полумесяц, прикреплявшийся к чему-то тремя золотыми гвоздиками, золотые с тисненым орнаментом концы пояса или застежки, мелкие серебряные обломки, четыре бусы и медная, византийская монета императора Льва (457-473 г.)...; обломки костяных и стеклянных вещей, два железные кинжала, два десятка железных наконечников стрел, два железные меча (один из них с остатками кожаной покрышки деревяных ножен); круглое бронзовое зеркало и такая же круглая на трех ножках подставка под лампочку, красивого образца и хорошей работы..., разные бронзовые обломки, два железных шлема, один в обломках, другой цельный с прикипевшей к нему и загнувшейся внутрь железной сеткой, закрывавшей шею..., железный наконечник копья, большое количество обломков железного панциря, наплечников и вооружения вообще. Обилие железа и целых притом вещей свидетельствует, как полагает проф. Кулаковский, что трупы были потревожены с исключительно корыстною целью и в очень давнее время... Немногие кости, разрозненные и сильно истлевшие, найденные в катакомбе, не могли дать никакого указания насчет покоившихся здесь некогда людей, но во всяком случае в каждой катакомбе было погребено по несколько человек» .

Из предметов вооружения в погребении, как уже было отмечено, найдены остатки одного, а возможно, и двух панцирей, два шлема, один из которых с кольчужной бармицей, обломки двух мечей, трехлопастные наконечники стрел, наконечник копья. Предметам вооружения из керченского погребения посвящена небольшая статья В.Арендта, опубликованная на немецком языке в малотиражном журнале и ставшая практически единственным источником информации для других исследователей. Именно на эту статью ссылается большинство европейских и отечественных исследователей [Горелик 1993, рис. 7, 23; 12,1]. Помимо того, что автором не была проведена предшествующая публикации реставрация и реконструкция панциря, в статье не предпринято полной публикации инвентаря, а также содержится целый ряд неточностей в конструктивных особенностях защитного доспеха (типах пластин, конструкции шлема и т.д.). В связи с этим представляется необходимым полная обработка и ввод в научный оборот материалов данного погребения.

Научными сотрудниками ГИМ (г.Москва) и Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск) в рамках совместного проекта начата работа по всесторонней обработке материалов данного захоронения и, прежде всего, по реставрации и реконструкции защитного доспеха. В частности, удалось установить, что панцирь был набран из пластин семи типов, которые выделяются по форме, размерам, количеству отверстий и системе их расположения:

Рис. 1. Типы панцирных пластин: 1,2-1 тип; 3,4 - II тип; 5 - III тип; 6,7 - IV тип; 8,9 - V тип; 10-12 -VI тип; 13-VII тип. Рис. 2. Детали панциря: 1 - тип I; 2-3 - тип VI

Тип I. Пластины прямоугольных очертаний с округлыми краями (рис. 1, 1,2). Размеры: длина - 10,6 см, ширина - 2,1-2,3 см, толщина - 0,2 см. Имеют вырезы в центральной части как с левой, так и с правой стороны. Снабжены 10 отверстиями.
Тип И. Пластины прямоугольных очертаний с округлыми краями (рис. 1, 3,4). Размеры: длина - 9,3-9,5 см, ширина - 2,3 см, толщина - 0,2 см. Имеют вырезы в центральной части как с левой, так и с правой стороны. Снабжены 12 отверстиями.
Тип III. Пластины прямоугольных очертаний с округлыми краями (рис. 1, 5). Размеры: длина - 7,3 см, ширина - 2 см, толщина - 0,2-0,3 см. Пластины имеют левосторонний вырез в центре. Снабжены 10 отверстиями.
Тип IV. Пластины также прямоугольных очертаний с округлыми краями (рис. 1, 6,7; 3, 1). Однако они имеют вырез в нижней части и скошенную по отношению к вырезу сторону основания. Размеры: длина - 7,9-8 см, ширина -2,1-2,3 см, толщина - 0,2-0,3 см. Имеют вырезы как с левой, так и с правой стороны. Снабжены 7 отверстиями.
Тип V. Пластины прямоугольных очертаний с округлыми краями (рис. 1, 8,9; 4, 1). Размеры: длина - 9 см, ширина - 2,2 см, толщина - 0,2-0,3 см. Имеют вырезы в центральной части как с левой, так и с правой стороны. Снабжены 10 отверстиями. От всех других пластин их отличает S-образное сечение.
Тип VI. Пластины прямоугольных очертаний с округлыми краями (рис. 1,10-12). Размеры: длина - 6,4-6,5 см, максимальная ширина - 1,8 см, толщина - 0,2 см. Имеются следующие разновидности пластин: вырезы в верхней части как с левой, так и с правой стороны (рис. 1, 11,12), а также вырезы в верхней части с обеих сторон (рис. 1, 10). Снабжены 6 отверстиями.
Тип VII. Пластины ромбической формы (рис. 1, 13). Размеры: длина - 6,2 см, максимальная ширина - 1,8 см, толщина - 0,2 см. Снабжены 6 отверстиями.

Пластины всех типов соединены внахлест, налегая друг на друга на 0,6-0,9 см, что при общей ширине каждой пластины максимально в 2,3 см, представляет собой очень плотное их скрепление. Ряды пластин всех типов окантовывались по периметру полосой кожи - на каждой стороне шириной до 0,7 см. С оборотной стороны для более плотного скрепления пластин и с тем, чтобы кожаный ремешок не перетирался, на парные боковые отверстия накладывались две кожаные полосы шириной 1,6-1,8 см. Они идут параллельно через весь ряд, а уже поверх этих полос - скрепляющий пластины кожаный ремешок. Такая система крепления использовалась для всех типов пластин (рис. 2, 1-3; 3, 1-3; 4, 1).

К настоящему моменту удалось склеить две целых детали панциря - полосы, набранные из пластин II типа. Одна из них длиной 15,7 см, набрана из 15 пластин, одно окончание загибается. Последняя в ряду пластина прямая, без выреза. По всему периметру полосы окантовка из кожи, достаточно четко различима система скрепления пластин кожаными ремешками. Еще одна деталь панциря представляет собой прямую полосу, набранную также из 15 пластин второго типа. Ее длина 21 см. Последняя в ряду пластина прямая, без выреза.

Две загибающиеся полосы длиной 22-23 см были склеены из пластин I типа (см., например, рис. 2, 1). Однако их реставрация незавершена, и их длина должна оказаться больше. Изогнутость полос не является случайной и придавалась им для плотного облегания корпуса в боковой части. Пластины VI типа скреплялись веерообразно, за верхние отверстия. Как следствие этого, у ряда из пластин этого типа кожаная окантовка имеется только сверху. В результате реставрационных работ удалось склеить небольшой монолит из 3 рядов, свернутых «гармошкой». Длина первого ряда составила 31 см и не является окончательной (рис. 2, 2-3; 3, 2-4). Установлено, что почти все типы пластин (1,11, IV-VI) имеют разнонаправленные вырезы. Полосы пластин одних и тех же типов скреплялись между собой вырезами в одну сторону. В центре панциря между собой эти полосы скреплялись таким образом, чтобы вырезы пластин были направлены друг на друга. Эти полосы скрепляла одна прямая пластина, которая подкладывалась под них (см., например, рис. 4, 4). От доспеха сохранились две небольших детали, также набранные из пластин (рис. 4,2-3). Их назначение еще предстоит установить.

Далеко не все из выделенных нами типов находят соответствия пластинам, прорисованным В.Арендтом . В рамках проекта склеены целые части доспеха, получена новая информация об особенностях конструкции панциря. Несмотря на то, что работа по реставрации и реконструкции керченского доспеха еще не завершена, уже сейчас можно придти к определенным предварительным выводам относительно его культурно-хронологической принадлежности и очертить круг аналогий.

Наиболее близкой находкой следует считать целый панцирь из кургана 1, погребения 12 Восточно-Малайского могильника, исследованного Н.Ю. Лимберис в 1986 г. и, к сожалению, до сих пор не введенного в научный оборот (Архив ИА РАН PI - 12828-30). Пластины имеют вырезы, а система их отверстий близка керченским пластинам. Ряды пластин в панцире сходились в центре и прикрывались одной пластиной.

На Кавказе, в крепости Цибилиум (у с.Цебельда), известной по историческим источникам VI в. (Прокопий Кесарийский, Агафий Миренейский) как апсилийская крепость Тзибила-Тибелия, обнаружены многочисленные панцирные пластины [Воронов, Бгажба 1985, с. 25,28-29,92,94,95]. Строительство Цибилиума определено раннеюстиниановским временем (529-542 гг.), однако слой пожарища, из которого происходят находки панцирных пластин, предположительно датируется 550 г. [Воронов, Бгажба 1985, с. 25]. Среди находок представлены как отдельные панцирные пластины и обрывки кольчуг, так и большие скопления - до сотни фрагментов. Форма пластин самая различная, и практически все они имеют вырезы. По размерам, форме и системе отверстий здесь представлены пластины, соответствующие выделенным нами типам I, IV, VI [Воронов, Бгажба 1985, с. 92, 94, 95].

Рис. 3. Детали панциря: 1- тип IV; 2-4 - тип VI. Рис. 4. Детали панциря:
1- тип V; 2-3 - целые и отдельные части доспеха; 4 - пример скрепления полос с разнонаправленными вырезами одной прямой пластиной.

На территории Восточной и Центральной Европы к керченскому панцирю наиболее близки защитные доспехи аварского круга. К их числу принадлежит первоначально целый и наиболее известный среди специалистов панцирь из погребения Нидерштотцинген (Niederstotzingen), п. 12а, п. 12b/c- Германия . Панцирь и шлем оказались потревоженными грабительским лазом, однако верхняя часть панциря (до середины) сохранилась. Он был набран из пластин 6 различных типов , состоял из нагрудника и «юбки», доходящей до середины голени. Форма, размеры, система отверстий большинства типов пластин практически идентичны керченским. Они также имеют разнонаправленные вырезы и ряды пластин набирались с учетом выреза - навстречу друг другу. Согласно реконструкции, шлем составлялся из 52 достаточно длинных (17-18 см) фигурных пластин, 25 из которых были направлены налево и 25 направо. Имелось также навершие, налобная пластина и науши. Конструктивно данный шлем близок одному из боевых наголовий из керченского погребения. Захоронение из Нидерштотцинген датировано около 610 г.

Значительные фрагменты панциря найдены в п. 2589 из Геллеп (Gellep), датируемом около 540 г. , а также в Кирххайм/Рис (Kirchheim/ Ries) в Германии . Панцирные пластины также чрезвычайно близки керченским - с вырезами, как близка и система их крепления - направление рядов вырезами навстречу друг другу и в месте их соединения скрепление изнутри прямой пластиной. В Италии близкие панцирные пластины известны в замке Трозино (Oasteil Trosino), п. 79,119 и в лангобардском могильнике Носера Умбра (Nocera Umbra), п.6 .

Очень представительная серия находок происходит из аварских памятников с территории преимущественно Карпатской котловины. Как правило, это единичные пластины, использовавшиеся не по назначению, либо представляющие собой символическую замену целого панциря. Так, панцирные пластины найдены в 52 погребениях из 21 некрополя, а также остатки кольчуг из 28 могил [см. сводку: Csallany 1972; 1982]. Среди находок имеются пластины с идентичными рассматриваемым размерами, формой и системой отверстий.

На территории Средней Азии - раннесредневекового Согда - известно значительное количество находок панцирных пластин с вырезами. Приведем некоторые из них. При раскопках замка-храма Джартепа найдены пластины от доспеха [Бердимурадов, Самибаев 1999, с. 46]. Насчитывается три типа, однако наибольший интерес привлекают длинные пластины (17,6 см) с одним фигурным краем. По нашему мнению, они являются составляющими шлема. Еще одной находкой из другого согдийского храмового комплекса VI - начала VII вв. являются остатки нескольких доспехов в городище Канка - более 1500 экз. целых пластин и их обломков, а также обрывки кольчуги [Богомолов 1997]. Сохранились относительно большие (30x12 см) фрагменты панциря из спекшихся пластин. По-видимому, так же как и в Джартепа, доспехи были развешены на одной из стен храма и представляли собой дары или трофеи. По данным автора, насчитывается 12 типов пластин, среди которых имеются экземпляры с вырезным краем.

В целом, необходимо отметить, что подавляющее количество изображений панцирей, в составе которых использованы пластины с вырезным краем, приходится на Среднюю Азию, Восточный Туркестан и северные приграничные районы Китая. Это вполне может указывать на возможный регион происхождения панцирей подобного типа. Единичные изображения таких панцирей и археологические находки пластин с вырезным краем известны и на территории Южной Сибири и Центральной Азии.

В назначении вырезов на панцирных пластинах у исследователей отсутствует единогласие. По мнению Д.Чаллани, вырезы на пластинах имели не только декоративное назначение, но и определяли месторасположение пластин в панцире, а главное - смягчали силу удара стрелы . Последнее, по нашему мнению, является лишь предположением и может быть подтверждено только экспериментально. В. Арендт полагает, что вырезы на пластинах служили облегчению панциря . Эта точка зрения была поддержана М.В.Гореликом [Горелик 1993, с.172]. По нашему мнению, доказать функциональное назначение вырезов сложно, хотя подобная трактовка и не исключена. В основном же они выполняли декоративную функцию.

По мнению М.В.Горелика, вырезное оформление краев пластин панциря представляет собой эпохальное явление, которое характеризует переходную эпоху между первым («гунно-сяньбийским») и вторым («тюркским») периодами и хронологически соответствует V-VI вв. [Горелик 1993, с. 170]. Однако, на наш взгляд, полностью не исключены определенные этнодифференцирующие признаки в оформлении защитного доспеха - в данном случае вырезные края пластин. Следует согласиться с мнением большинства исследователей о том, что впервые в раннем средневековье подобный род защитного вооружения был занесен в Европу именно аварами. А это, в свою очередь, увязывается с их центрально- или среднеазиатским происхождением. В таком культурно-историческом контексте и следует рассматривать керченский панцирь и относить его к Vl-началу VII веков.

Стрелы из комплекса относятся к разным вариантам черешковых трехперых стрел, различающихся по абрису пера. Выделяются ромбические, вытянуто-подтреугольные и подтреугольные наконечники (рис. 5-6). На многих из них сохранились фрагменты древков со следами обмотки, закреплявшей наконечник. Если наконечники с ромбическим пером относятся к экземплярам, широко известным в гуннское и постгуннское время, то вытянуто-подтреугольные приближаются по своим характеристикам к наконечникам стрел из «Царского кургана» в Прикубанье (в комплексе которого, кстати, есть панцирная пластина), из катакомбы Кат. 29 Клин-Яра 1II из раскопок В.С.Флерова [Флеров 2000, рис. 39] и из материалов более поздних исследований этого памятника. В целом тенденция к удлинению наконечников характерна для памятников уже более позднего времени (Глодосы, Вознесенка) [Амброз 1981, с. 16].

Меч или фрагменты двух мечей в составе коллекции сохранились в неполном виде, поэтому изучение их морфологии затруднено, что можно сказать и про наконечник копья (рис. 5, 1). В будущем планируется провести их металлографическое исследование. Отметим лишь один любопытный факт - один из мечей был согнут и в таком виде положен в могилу.

Реставрация шлемов к настоящему времени еще не завершена. Тем не менее, уже сегодня можно говорить о ряде конструктивных отличий шлемов из погребения по сравнению с опубликованной В. Арендтом реконструкцией. В связи с этим необходимо отметить, что до завершения полной научной реставрации шлемов какие-либо выводы представляются преждевременными. Среди некоторых, уже упомянутых нами аналогий керченским шлемам, следует указать и на находку в Ильичевке [Николаева 1986, с. 183-188, рис. 1,1].

Важное значение для интерпретации данного погребального комплекса имеют два золотых прессованных изделия - бляшка овальной формы и наконечник подвесного ремня, сохранившиеся в комплексе и представляющие собой украшения ременной гарнитуры, возможно, поясной .

1. Овальная бляшка (рис. 7,1) украшена тремя концентрическими кругами, составленными из полусферических выпуклостей, из которых центральная составлена из более крупных. Таким образом, ряды мелких выпуклостей создают пояс, в который вписан ряд, состоящий из более крупных. В центре - составленная из мелких выпуклостей фигура в виде «знака бесконечности», в кольца которой, а также по бокам вписаны отдельные выпуклости.

2. Наконечник ремня подпрямоугольный, со скругленным нижним концом (рис. 7, 2). По краю украшен рифленым валиком, к которому примыкает пояс из идущего по периметру ряда крупных полусферических выпуклостей, далее к центру располагается идущий по периметру рубчатый валик меньшего размера, который окружает плетеную фигуру, составленную из двойного рубчатого валика. Данное изображение также напоминает т.н. бесконечный узел.

Эти находки уже рассматривались исследователями. А.И.Айбабин относит их ко второму варианту штампованных изделий и считает, что декор бляшек имитирует зернь. Также он указывает на близкий рассматриваемым изделиям наконечник подвесного ремня, найденный в п. 109 могильника Суук-Су. Подобная бляшка также была найдена в составе инвентаря п.63 того же могильника. В этой же могиле находилась лировидная пряжка второго варианта по А.И.Айбабину, датируемая второй половиной VII в. [Репников 1906, табл. V, 8; 1907, табл. XIII, 4]. А.К.Амброз сопоставлял погребения с поясными изделиями этого стиля с древностями I аварской группы, что также указывает на вторую половину VII в. Погребения с аналогами из Суук-Су А.И.Айбабин относит к восьмой группе погребений крымских некрополей [Амброз 1971, с. 123; 1973, с. 88, 90, 91; 1994, с. 49; Айбабин 1990, с. 57, 231, рис. 52; 1999, с. 318, табл. XXXI, 84]. Исследователи указывают на византийское или дунайское происхождение этих предметов [Амброз 1992, с. 83; Айбабин 1999, с. 141-142]. Один из авторов данной статьи допускает южно-сибирское или центрально-азиатское происхождение предметов ременной гарнитуры, выполненных в геральдическом стиле [Кубарев 2002]. С этим вполне согласуются и многочисленные центрально-азиатские и дальневосточные аналогии защитному доспеху из Керчи. Кроме того, орнаментация в виде плетенки и имитации зерни также представлена в кочевнических древностях Южной Сибири.

Вещи с похожим декором известны в аварских памятниках. Следует указать на находки наконечников поясов, украшенных плетенкой из Фельнака, Гатера -п. 11, Адонь и др. [см. например: Гавритухин, Обломский 1996, рис. 75, 39, 58, 62, 66]. Они близки рассматриваемым экземплярам по схеме, но манера, в которой они выполнены, несколько иная.

Практически полные аналоги содержатся в богатейшем наборе ременной гарнитуры из катакомбы 360 могильника Клин-Яр III (информация любезно представлена А.Е.Белинским и Г.Харке). Эти пластинки являются вставками в достаточно массивные металлические детали гарнитур геральдического облика, что объясняет их изготовление из тонких золотых пластин. Находки же в комплексе с ними изделий с зернью Перещепинского горизонта, убеждают в том, что это своеобразная имитация зерненных изделий. Любопытно, что в этом погребении также находятся фрагменты доспеха, правда, кольчужного.

Изготовленные в той же стилистике вещи происходят из Нижнего Прикубанья: погребения 5 кургана 4 у хутора Крупской, погребения 1 кургана 8 у станицы Нижнестеблиевской [Атавин 1996, табл. 2,9-11, 14-16; 25, 1,4]. Близкие находки происходят из Камунты. Вещи этого круга известны в Нижнем и Среднем Поднепровье - Виноградное, Васильевка, Хацки и др. [Орлов, Рассамакин 1996, рис.3, 24; 4, 2; Корзухина 1996, табл. 21,10-12]. Они также найдены на северной окраине степи, в Рязанской области и происходят из кочевнического погребения у с. Арцыбашево [Монгайт 1961, рис. 35, 7, 9-11].

Говоря о хронологии данного погребения, в первую очередь следует отметить, что автор раскопок относил его к римскому времени. «Изящный орнамент золотых бляшек позволяет думать, что погребение не позже II века по Р.Х. Медная монета императора Льва, найденная тут же, сильно потертая и с пробитой в ней дырочкой, не может, по мнению проф. Кулаковского, служить датой совершенного погребения, и утеряна здесь, как он полагает, древними грабителями золота, которого было, вероятно, очень много на погребенных тут воинах» . В. Арендт датировал керченское погребение VI в. и отнес его к древним тюркам, указав на дальневосточное происхождение такого рода панцирей, а так же поясной гарнитуры . Не вдаваясь сейчас в хронологические изыскания, которые мы рассчитываем обнародовать в ближайшем будущем, отметим лишь, что погребение можно датировать в пределах VI-VII вв. н.э.

А.И.Айбабин предполагает, что комплекс этого погребения мог принадлежать одному из представителей местной знати, связанному с византийской армией [Айбабин 1999, с. 141-142]. В то же время, сама конструкция погребального сооружения, а также отдельные находки, в частности, кусочки златотканой материи, позволяют не исключать возможности, что погребение могло принадлежать представителю не боспорской, а кочевнической знати.

Расшитая золотом одежда дарилась византийским двором царям и предводителям «варварских», народов. Так, например, Агафий Миринейский описывает одежду царя лазов Цаты - союзника Византии -«... разрешена только белая, однако, не обычная. Посредине с обеих сторон отсвечивает она золотым шитьем...» [Агафий Миринейский, О царствовании Юстиниана, кн. III, 15].

Данная публикация, как уже отмечалось выше, носит лишь предварительный характер. Необходимы дальнейшие реставрационные работы с материалами керченского погребения и, в первую очередь, с фрагментами защитного доспеха, его графическая реконструкция, а также полноценное введение в научный оборот всего инвентаря и уточнение хронологии комплекса. Авторы публикации, осознавая важность данной работы, предполагают осуществить проект в течение максимально короткого времени. Вынося на суд специалистов предварительную публикацию этого комплекса, мы ждем критических замечаний и откликов, которые, возможно, позволят нам усовершенствовать представленную выше трактовку одного из наиболее загадочных керченских погребальных комплексов эпохи раннего средневековья.

Литература

Айбабин А.И. Хронология могильников Крыма позднеримского и ран несредневекового времени // МАИЭТ, 1990. Вып. I. Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. Симферополь, 1999. АмброзА.К. Проблемы раннесредневековой хронологии Восточной Европы. 4.2//CA. 1971. №3. Амброз А.К. Стремена и седла раннего средневековья как хронологический показатель // CA. 1973. №4.
Амброз А.к". Кочевнические древности Восточной Европы и Средней Азии V-VIII вв. // Степи Евразии в эпоху Средневековья. Археология СССР. М., 1981. Амброз А.К. Боспор. Хронология раннесредневековых древностей // Боспорский сборник. I. М., 1992.
Амброз А.К. Юго-Западный Крым. Могильники IV-VII вв. // МАИЭТ. 1994. Вып.IV.
Атавин А.Г. Погребения VII - начала VIII вв. из Восточного Приазовья // Культуры Евразийских степей второй половины I тыс. н.э. Самара, 1996. Бердимурадов А.Э., Самибаев М.К. Храм Джаргепа. Ташкент, 1999.
Богомолов Г.И. Панцирный доспех с городища Канка // История материальной культуры Узбекистана. Самарканд, 1997. Вып. 28. Воронов Ю.Н. Бгажба О.Х. Материалы по археологии Цебельды (Итоги исследований Цибилиума в 1978-1982 гг.). Тбилиси, 1985. Гавритухии И.О., Обломский A.M. Гапоновский клад и его культурно-исторический контекст. М., 1996. Горелик М.В. Защитное вооружение степной зоны Евразии и примыкающих к ней территорий в I тыс. н.э. // Военное дело населения юга Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1993.
Корзухина Г.Ф. Клады и случайные находки вещей круга «древностей антов» в Среднем Поднепровье. Каталог памятников// МАИЭТ. 1996. Вып. V. Кубарев Г. В. Некоторые основания для датировки сибирской «геральдики» // Тюркские народы. Материалы V Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск; Омск, 2002. Мотайт А.Л. Рязанская земля. М., 1961.
Николаева. Э.А. Находки оружия на Ильичевском городище // Проблемы античной культуры. М., 1986. Орлов P.C.. Рассамакин Ю.Я. Новые памятники VI-VII вв. из Приазовья // Материалы I тыс. н.э. по археологии и истории Украины и Венгрии. Киев, 1996. Речников Н.И. Некоторые могильники крымских готов // ИАК. 1906. Вып.19. Реппчков Н.И. Некоторые могильники области крымских готов // ЗООИД. 1907. XXVII. Отчет Императорской Археологической Комиссии за 1891 г. СПб., 1893.
Флеров B.C. Аланы Центрального Предкавказья V-VIII веков: Обряд обезвреживания погребенных. Труды Клин-Ярской экспедиции. Вып. I. М., 2000.
Arendt W. Ein altturkischer Waffenfund aus Kertsch // Zeitschrift fur historische Waffen und Kostumkunde. 1932. IV (XIII), Heft 3.
Arwidsson G. Armour of the Vendel period // Acta Archaeologica. 1938. Vol. IX.
Csallany D. Avarkori pancelok a Karpat-medenceben (I resz.) (Die Panzer der Awarenzeit im Karpatenbecken) // A Nyiregyhazi Joza Andras Muzeum Evkonyve. XII-XIV. 1969-1971. Budapest. 1972.
Csallany D. Avarkori pancelok a Karpat-medenceben (2 resz.) (Die Panzer der Awarenzeit im Karpatenbecken)// A Nyiregyhazi Joza Andras Muzeum Evkonyve. XV-XVI1. 1972-1974. Nyiregyhaza, 1982.
Hofer N. Bewaffnung und Kriegstechnologie der Awaren // Hunnen und Awaren. Eisenstadt, 1996. Paulsen P. Alamannische Adelsgraber von Niederstotzingen. Stuttgart, 1967.
Pirling R. Das romisch-frankische Graberfeld von Krefeld-Gellep. 1964-1965 // Germanische Denkmaler der Volkerwanderungszeit. 1979. Serie B, Bd. 10, Teil 2. Thordeman B. The asiatic splint armour in Europe // Acta Archaeologica. 1933. Vol. IV. Thordemann B. Armour from the battle of Wisby 1361. Stockholm, 1939. Vol. I - II

Ламелляром называют доспех, состоящий из пластин, сплетенных между собой при помощи шнура.Название это происходит от слова lamella — пластинка, чешуйка.
Ламеллярный доспех был широко распростарнен на Востоке с глубокой древности, особенно в Центральной и Восточной Азии, и продолжал преобладать в эпоху раннего средневековья, дожив в Монголии, Тибете, Китае и Японии вплоть до XIX - начала XX в. Изготовление небольших металлических или кожаных чешуек не требовало такой высокой технологии обработки металла, как производство готического или миланского доспеха.

Мы очень любим ламеллярные доспехи за сочетание прекрасной подвижности, великолепные защитные свойства и разумный вес.

Базовые характеристики следующие:

  • Чешуя из вороненой стали 1 мм., отформована в 2-х плоскостях (ложечка).
  • 780 чешуек на полный доспех (зависит от веса)
  • Шнур - нейлоновый корд. Естественно он перетирается, но легко чинится. По желанию возможны дополнительные разгрузочные ремешки внутри (для увеличения срока жизни шнура). Корд можно заменить на кожаные ремешки - если Вам дорога историчность материалов
  • Каждый ряд чешуи обернут по краю спилком - для уменьшения износа и увеличения ударопоглощающих свойств
  • Доспех состоит из защиты корпуса, плечей (6 р чешуи) пологов (4 ряда)

Пожалуйста, снимайте мерки поверх поддоспешной или иной одежды, на которую Вы предполагаете надевать доспех.
КАК СНЯТЬ МЕРКИ

Как снимать мерки для изготовления доспехов: Для изготовления доспехов снимайте мерки поверх поддоспешной или другой одежды, на которую Вы планируете носить доспех. Если же Вы заказываете и поддоспешник и доспех на нашем сайте, то нам понадобятся Ваши фактические мерки. Для сабатонов нужно снимат мерки поверх обуви, в которой Вы планируете их носить.

Ламеллярный доспех – это тип доспеха , состоящего из небольших пластин («lames », - от названия пластин и происходит название), скрепленных друг с другом в параллельные ряды. Ламеллярный доспех эволюционировал из чешуйчатого доспеха , основное отличие от которого заключается в том, что ламеллярные пластины не прикрепляются к какому-либо основанию, а только соединяются друг с другом. Они изготавливались из кожи, железа, стали, или роговых пластин, соединенных друг с другом шелковыми, кожаными или хлопковыми нитями. Когда пластины ламеллярного доспеха делались из кожи, они часто дополнительно обрабатывались для придания коже большей твердости, например вывариванием или лакировкой.

Использование и история

Ламелляр часто одевался как дополнение к другому доспеху, такому как . Ламеллярные доспехи были особенно популярны у руссов, монголов, турок, аваров и других степных народов, поскольку ламелляр был прост в изготовлении и обслуживании.

Ламеллярный доспех изображен в многих исторических источниках на византийских воинах, особенно тяжелой коннице. Считается, что ламмелляр надевался ими для того, чтобы создать более отклоняющую поверхность на доспехе всадника, для того чтобы клинки противника скользили по доспеху, вместо того чтобы прорубать его. Недавние исследования Тимоти Доусона из университета Новой Англии (Австралия), предполагают, что византийские ламеллярный доспех значительно превосходил по защитным свойствам.

Шумерские и древнеегипетские барельефы, изображающие солдат, показывают самые ранние образцы ламеллярных доспехов, в основном на возницах колесниц, но первые археологические находки, которые были классифицированы как элементы ламелляра, относятся к ассирийцам и датированы 900-600 гг. до н.э. Среди находок ассирийских доспехов (часто просто отдельных или несвязанных пластин) есть экземпляры, которые однозначно классифицируются как чешуйчатый доспех, в то время как другие экземпляры классифицируются как ламелляры. Также есть множество сложноклассифицируемых находок. Масштаб использования этих двух типов доспехов является на текущий момент обсуждаемой темой. Самый ранний из доспехов, классифицированный как ламеллярный, был найден в Китае, когда в гробнице Sui-hsien, Hupei (443 год до н.э.) были обнаружены двенадцать комплектов ламеллярного доспеха из лакированной кожи.

Ламеллярный доспех использовался различными культурами с этого времени вплоть до 16 века. В основном данный тип доспеха ассоциируется с японскими самураями, хотя считается, что ламелляр попал в Японию во время контактов с китайской династией Тан. Также ламелляр обычно ассоциируют со степными народами южной России и Монголии, такими как скифы и сарматы.



Похожие публикации