Тютчева "Как весел грохот летних бурь". Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Как весел грохот летних бурь" Не остывшая от зною

«Как весел грохот летних бурь…» Федор Тютчев

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, -
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…

Анализ стихотворения Тютчева «Как весел грохот летних бурь…»

У Федора Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам.

Значительную часть своей жизни Тютчев провел за границей, и возвращение на родину стало для него знаменательным во всех отношениях событием. Поэт вновь открыл для себя красоту русской природы и в 1851 году написал стихотворение «Как весел грохот летних бурь…».

В нем автор описывает приближение грозы, которая буквально через считанные минуты «смутит небесную лазурь». Однако ее приближение ощущается задолго – природа словно готовится к приходу этой необычной гостью, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит». Летняя гроза представляется автору юной девушкой, которая любит шалить и своим появлением привносит радость, даря ощущение легкости и чистоты . В ней нет ничего грозного или же устрашающего, хотя уже после первых капель дождя «вся дубрава задрожит широколиственно и шумно». Так ведет себя особа, обладающая веселым нравом и той детской непосредственностью, которая с возрастом исчезает.

Но именно эти качества способны произвести неизгладимое впечатление на умудренных жизнью людей. Проводя эту тонкую параллель, поэт отмечает, «как под незримою пятой, лесные гнутся исполины». Именно в этой фразе содержится ключ к разгадке всего произведения, так как Тютчев признает себе побежденным и очарованным наивностью, чистотой и открытостью Елены Денисьевой – девушки, которой суждено стать последней музой поэта. Он еще не догадывается о том, сколько горя и страданий принесет ему этот роман, и какие последствия он будет иметь для воспитанницы института благородных девиц. Покоренный ее красотой, Тютчев все же не сразу принимает вызов судьбы, и эти раздумья находят отражение в строчке, посвященной лесным деревья: «Тревожно ропщут их вершины, как совещаясь меж собой». Себя автор сравнивает с вековым дубом, который отличается крепостью и выносливостью. Но даже он не в состоянии устоять перед летней грозой, так же, как и сам Тютчев не может не поддаться очарованию молодости. Отдаваясь на волю проведения, поэт все же испытывает тревогу, но подсознательно понимает, что его будущее уже предопределено.

Фёдор Иванович Тютчев

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…

"Перед грозой" И. И. Шишкин

У Федора Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам.

Значительную часть своей жизни Тютчев провел за границей, и возвращение на родину стало для него знаменательным во всех отношениях событием. Поэт вновь открыл для себя красоту русской природы и в 1851 году написал стихотворение «Как весел грохот летних бурь…».

В нем автор описывает приближение грозы, которая буквально через считанные минуты «смутит небесную лазурь». Однако ее приближение ощущается задолго - природа словно готовится к приходу этой необычной гостью, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит». Летняя гроза представляется автору юной девушкой, которая любит шалить и своим появлением привносит радость, даря ощущение легкости и чистоты . В ней нет ничего грозного или же устрашающего, хотя уже после первых капель дождя «вся дубрава задрожит широколиственно и шумно». Так ведет себя особа, обладающая веселым нравом и той детской непосредственностью, которая с возрастом исчезает.

Но именно эти качества способны произвести неизгладимое впечатление на умудренных жизнью людей. Проводя эту тонкую параллель, поэт отмечает, «как под незримою пятой, лесные гнутся исполины». Именно в этой фразе содержится ключ к разгадке всего произведения, так как Тютчев признает себя побежденным и очарованным наивностью, чистотой и открытостью Елены Денисьевой - девушки, которой суждено стать последней музой поэта.

Елена Денисьева

Он еще не догадывается о том, сколько горя и страданий принесет ему этот роман, и какие последствия он будет иметь для воспитанницы института благородных девиц. Покоренный ее красотой, Тютчев все же не сразу принимает вызов судьбы, и эти раздумья находят отражение в строчке, посвященной лесным деревья: «Тревожно ропщут их вершины, как совещаясь меж собой». Себя автор сравнивает с вековым дубом, который отличается крепостью и выносливостью. Но даже он не в состоянии устоять перед летней грозой, так же, как и сам Тютчев не может не поддаться очарованию молодости. Отдаваясь на волю проведения, поэт все же испытывает тревогу, но подсознательно понимает, что его будущее уже предопределено.

Произведение «Как весел грохот летних бурь…» было создано в 1851 г., поэтому относится к позднему периоду творчества Ф.И. Тютчева. Эта пейзажная зарисовка не наполнена глубоким философским смыслом, а являет собой простое наблюдение за явлением природы.

Тема анализируемого стихотворения – летняя буря, гроза. Федор Иванович утверждает, что даже в самых страшных природных явлениях можно разглядеть прекрасное. Стихия, по его мнению, – страх и веселье одновременно.

В центре стихотворения летний день, растревоженный непогодой. За ним наблюдает лирический герой, который до конца произведения остается на заднем плане. Тем не менее, понаблюдав за настроением, преобладающим в стихах, можно предположить, что герой радуется чему-то.

Ф.И. Тютчев начинает описывать стихию с ее наступления. Он рассказывает, как буря веселит своим грохотом, а туча с грозой постепенно вытесняет «небесную лазурь». Когда же буря начинает чувствовать себя полноправной хозяйкой, она начинает играть с дубравой. Автор восхищается шумом деревьев, о чем подсказывает риторическое восклицание. Сильный ветер не обходит стороной и лесные деревья. Под его напором они наклоняются и тревожно совещаются между собою.

Шум деревьев не заглушает свист птиц. Наконец лирический герой замечает, как с дерева слетает первый желтый лист. Видимо, это первый предвестник осени, которая приближается с каждым днем. Героя воспоминания о ней не радуют, так как в последних строках заметна легкая грустинка. Она подчеркивается и оборванной синтаксической конструкцией.

В произведении Ф.И. Тютчева можно выделить две смысловые части: в первой автор рассказывает о том, как надвигается буря, во второй описывает ее проделки. Формальная организация стихотворения соответствует смысловой. Текст поделен на два восьмистишия (октавы). Для объединения строк Ф.И. Тютчев использовал кольцевую рифмовку. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Для создания пейзажной зарисовки поэт использовал художественные средства. Главную роль играют метафоры, которые не только позволяют представить картины природы выразительно, но и наполняют их звуками: «гроза вдруг на дубраву набежит», «гроза… смутит небесную лазурь…», «вся дубрава задрожит», «тревожно ропщут их вершины». Эпитеты играют вспомогательную роль, многие из них выражены наречиями: «тревожно ропщут», набежит «опрометчиво-безумно», «лесные исполины», «немолчно слышен», желтый лист». Сравнение в тексте одно: «ропщут, как совещаясь между собою».

Заметную роль в стихотворении играет аллитерация. Например, при помощи слов с согласным «р» передается звук грома: «грохот летних бурь», «вдруг на дубраву набежит». Лексемы с согласными «ш», «с», «ж» помогают воспроизвести шум деревьев: «дубрава задрожит широколиственно и шумно».

Анализируемое произведение Ф.И. Тютчева – прекрасный образец динамичного пейзажа, наполненного звуками.

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, -
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…

Полдень

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река -
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет -
И Сам теперь великий Пан
В пещере нимф спокойно дремлет.

1827-1829г.г.

Сияет солнце, воды блещут

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

Не остывшая от зною

Не остывшая от зною,
Ночь июльская блистала…
И над тусклою землею
Небо, полное грозою,
Все в зарницах трепетало…
Словно тяжкие ресницы
Подымались над землею…
И сквозь беглые зарницы
Чьи-то грозные зеницы
Загоралися порою…

Описание летней грозы дается в стихотворении "Как весел грохот летних бурь…" в мрачно-весёлом духе, и в этом проявляется "пограничность" восприятия мира природы лирическим героем. С одной стороны, образ "бури" вызывает тревожные ощущения, этому способствуют образы "задрожавшей дубравы" и "смущённой" "небесной лазури", то есть образы, в которых отчётливо выражена разрушительная тенденция. С другой же стороны - "весел грохот летних бурь", да и "туча", которая "набежит" на дубраву, делает это "опрометчиво-безумно", как бы играя сама с собой и с миром, что не может по-настоящему испугать лирического героя. Вероятно, такое двойственное отношение героя к стихии разрушения ("грозе", "буре") вызвано тем, что летом даже они не могут быть враждебны человеку, они несут в себе созидающее начало, ведь летняя гроза несет земле обновление и оживление от зноя.

Во второй строфе анализируемого стихотворения автор сознательно нагнетает ощущение тревожности ("Тревожно ропщут... вершины", "сквозь внезапную тревогу"), однако это делается для того, чтобы с помощью контраста утвердить веру в лучшее, в продолжение жизни ("Немолчно слышен птичий свист"), показать, что гроза и связанные с ней тревоги преходящи, что сейчас ещё лето, период расцвета всего живого. Однако Тютчев, поэт-философ, завершает стихотворение "Как весел грохот летних бурь…" картиной, которая показывает, что летняя гроза является всего лишь предвестницей неизбежного увядания мира природы, которое наступает осенью, предвестником его становится образ, которым заканчивается последняя строфа: "И кой-где первый жёлтый лист, Крутясь, слетает на дорогу...". Таким образом пейзажная лирика приобретает философское звучание.



Похожие публикации